slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Центр притяжения

Эта небольшая муниципальная галерея, одна из многих в Москве, притаилась на первом этаже сталинского жилого дома в Измайловском проезде, и если бы не афиши на фасаде здания, найти её в этом тихом, погруженном в зелень лесопарков районе было бы непросто. И действительно, в соседстве с такими культурными объектами района, как музей­усадьба «Измайлово» и Измайловский парк культуры и отдыха, трудно выделиться, привлечь внимание посетителей, обрести собственную аудиторию. И всё­таки у галереи «Измайлово» есть своё, узнаваемое лицо, свой характер и путь. В её стенах кипит активная культурная жизнь: меняются экспозиции, звучит классическая музыка, раздаются детские голоса, ведутся споры о современном искусстве. Здесь получают признание мастера изобразительного искусства и постигают азы живописи будущие художники.
«Галерея «Измайлово» начала превращаться в центр культурного притяжения с тех пор, как три года назад её возглавил молодой художник Виктор Маторин. Он в равной степени одарен талантом живописца и организатора, менеджера. Муниципальное культурное заведение — это не частная галерея, живущая по своим порядкам, её работа подчинена государственному заданию и строгой отчётности, а также культурной политике Правительства Москвы. И всё же дух дышит, где хочет – бюрократия всегда рано или позд­но уступает позиции истинному искусству. С мастерством и талантом не поспоришь даже из самого высокого кабинета. А «Галерея «Измайлово» поистине стала центром притяжения талантов — и прежде всего молодых. Негласным девизом галереи под руководством Маторина стал принцип «мастерство в основе творчества» — лишь высочайший уровень профессионального мастерства может стать основой подлинного творчества, убеждён художник. Только соединение традиции и личного художественного опыта, а также умение видеть красоту окружающего мира способно рождать истинные произведения искусства. В современном искусстве, которым правит эпатаж и практикуется смешение жанров, начинает складываться дефицит подлинных, традиционных ценностей живописи, мастерства, всё чаще подменяемого оригинальностью. Образ, мастерски исполненный в реалистичной манере, понятен любому из нас, независимо от возраста и уровня образованности, а потому способен тронуть душу каждого, оставить яркое и глубокое впечатление. В сохранении и приумножении традиций реалистической школы живописи Виктор Маторин нашёл своё призвание, под его руководством и «Галерея «Измайлово» стала центром притяжения реализма. Именно так и называется ключевой выставочный проект галереи — «Притяжение реализма». Это ежегодная выставка молодых художников, с которой галерея теперь традиционно начинает год.
Поддержка детского творчества — не менее значимое направление в работе «Галереи «Измайлово». Помимо того что здесь постоянно действует художественная студия для детей, Виктор Маторин возглавляет жюри окружного конкурса юных художников «Восточный округ — жемчужина Москвы», который ежегодно проводится Управлением культуры Восточного округа Москвы при поддержке окружной префектуры.
В целом за минувшие три года в галерее прошло более 70 художественных выставок, среди которых было немало персональных экспозиций ярких современных художников, индивидуальная манера которых постоянно дает понять взыскательному зрителю, каким многогранным и богатым может быть реализм. Ведь классическая живопись только тогда выглядит скучной, когда художнику нечего сказать своим творчеством — правдивость реализма не позволяет скрыть скудость содержания, и каждый раз бросает вызов художнику, отважившемуся творить в его манере.
Большинство выставок, организованных галереей под руководством Виктора Маторина, красноречиво доказывает, что и в XXI веке есть место реалистическому искусству, которое и является по­настоящему современным и, что ещё более важно, отражающим подлинную красоту и ценность жизни, духовного мира человека.
Ещё один проект в поддержку молодых художников, работающих в классической манере живописи, действует при галерее, — творческое объединение «Паровоз». Художники, вошедшие в состав объединения, выступают своего рода «паровозом» в мире искусства — протягивают руку помощи молодым талантам в их творческом развитии. Благодаря им молодые авторы получают возможность расширять свой профессиональный кругозор, демонстрируя свои работы на коллективных выставках, сравнивая свои успехи c работами других молодых авторов и уже сложившихся художников.
Именами некоторых современных и достаточно молодых художников галерея может гордиться: их работы в разное время становились истинным украшением её выставочных залов, что подтверждается отзывами посетителей. Среди них Татьяна Юшманова, Павел Попов, Ярослав Зяблов, Михаил Шаньков, Андрей Уделов, Максим Фаюстов, Семен Кожин, Василий Худяков, Сергей Сутягин, скульптор Карен Саркисов. А надо сказать, что у «Галереи «Измайлово» есть свой круг постоянных зрителей, почитателей живописи, следящих за жизнью галереи, участвующих в её мероприятиях, посещающих изостудию, действующую при галерее. Эта аудитория не остается безучастной ко всему, что предлагается здесь её вниманию. Эти люди — самые неравнодушные почитатели и критики выставляемых на экспозиции произведений. Прежде всего для них в галерее проводятся встречи с авторами произведений, представленных на выставках. И на этих встречах они не стесняются задавать художникам самые прямые и острые вопросы, выражать признательность и симпатию.
Молчаливые экспозиции здесь часто оживляются концертами молодых и состоявшихся исполнителей классической музыки. В окружении живописных произведений сегодняшнего дня звучат нетленные мотивы Баха, Чайковского, Скрябина, Листа... Здесь регулярно проводятся поэтические и литературные вечера, разыгрываются театральные постановки. Обо всех запланиро­ванных мероприятиях – будущих выставках и творческих вечерах – заранее сообщает сайт галереи, где можно получить много интересной информации о планируемых событиях и о художниках, чьи работы экспонируются в залах галереи.
Умение собирать вокруг себя талантливых молодых авторов, давая им возможность проявить себя, — характерная особенность личности директора галереи, художника Виктора Маторина. Кто­то пока лишь приходит в галерею на этюды, а кто­то ведет здесь занятия изостудий. Регулярно в «Галерее «Измайлово» всем желающим преподают основы изобразительного искусства молодые талантливые художники, выпускники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и Московского педагогического государственного университета — Наталья Кондратьева и Мария Бурцева.
Сам Виктор за руководящей работой в галерее не забывает и о собственной творческой реализации. Год назад он подвёл итог своей двенадцатилетней творческой деятельности персональной выставкой в Школе акварели Сергея Андрияки. На открытии этой выставки заслуженный художник России, профессор, секретарь Союза художников России С.А. Гавриляченко отметил: «Не менее значимая часть дела художника – создание мира идей. Художник — человек общественный, за которым стоит круг определённых идей. Это трудный путь, немало на нем было сложено голов, растеряно иллюзий. В настоящее время существует много галерей, каждая — со своей правдой. Галерея в Измайлово с приходом туда Маторина становится определенным центром, миром определенной идеи — можно называть это как угодно: русская идея, русский путь, русская культура – общее направление объединено именно этим кругом понятий. «Галерея «Измайлово» — центр средоточения силы».
Основы мастерства и гражданских взглядов Виктора Маторина начали закладываться в Пензенском художественном училище им. Савицкого. Затем была учёба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где Виктор сформировался как художник и выбрал путь, связав свое дальнейшее творчество с исторической живописью. Здесь же во многом определились и гражданские позиции живописца, сложился круг идей и интересов, которые в дальнейшем оказали сильнейшее влияние не только на творчество, но и на всю его жизнь. Неслучайно темой дипломной картины Виктора Маторина стала казнь Емельяна Пугачёва, который предстал на картине в образе раскаивающегося разбойника, просящего прощения у народа за свершенные злодеяния.
На сегодняшний день Виктор Маторин известен как крупный мастер исторической живописи — его кисти принадлежат циклы «Куликовская битва» и «Остров сокровищ». Последний посвящён истории, природе и архитектуре царской усадьбы Измайлово, с которой тесно связаны жизнь и творчество художника. Работы из этого цикла стали основой для передвижного краеведческого выставочного проекта, который неоднократно экспонировался на различных выставочных площадках города и неизменно привлекал большое внимание москвичей. Измайловский остров стал щедрым источником вдохновения для художника на многие годы. Знакомство с ним началось, когда Виктор стал преподавать в Институте искусства реставрации, расположенном в то время на острове. Впоследствии в Музее­заповеднике «Измайлово» у Маторина появилась мастерская. «Мне сейчас кажется, что его можно рисовать всю жизнь, — говорит Виктор об Измайловском острове. — Выстроить на этой теме всё творчество. Здесь ведь всё есть: и история, и пейзаж, и тишина, и природа». Главное, уметь видеть то, что достойно кисти художника.
Спустя тринадцать лет после окончания академии Виктор Маторин не изменил тем идеалам и принципам, с которых начинал свой творческий путь. А главным принципом всегда было созидание. И жизнь не раз давала понять художнику, что выбор в пользу реализма оказался верным.
 
Екатерина ЧАЛОВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: