slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Триумф певца

Анатолий Шамардин  в Центральном клубе МВД

«Нет ли лишнего пригласительного билетика на Анатолия Шамардина?», — спрашивали друг у друга и у охранников около дверей в Центральный клуб МВД России на Большой Лубянке поклонники искусства Анатолия Шамардина задолго до концерта. Лишних билетиков не было. И лишних мест в зале на четыреста мест не оказалось — ни в партере, ни на балконе. Концерт проходил при аншлаге! И назывался «О любви на разных языках...» (включая японский!).
«Золотые шлягеры народов мира! Настоящее бельканто! Неаполитанские и греческие песни, тирольский йодль, классическое танго и романс... И, конечно же, всё это о любви!..» — вот что обещала слушателям афиша. И она их не обманула.

Анатолий Шамардин — не из тех певцов, которые с утра до ночи мелькают по телевидению. Он — не из звёзд шоу-бизнеса. Он — звезда своей вселенной искусства, которая находится в стороне от дороги шоу-бизнеса. Поэт Яков Полонский сказал когда-то о себе: «Но для немногих я — поэт». Получается, что и Анатолий Шамардин — певец, увы, для немногих. Но только потому, что его нет на экранах телевидения. А если бы он был там, то он был бы певцом для многих и затмил бы многих из тех «звёзд», которые мелькают и мельтешат там, ища себе «место под солнцем» за десятки и сотни тысяч долларов. И был бы куда популярнее многих.
Уникальный, экстраординарный певец, Шамардин обладает божественно красивым, нежным, мягким тенором, «полётным голосом исключительного тембра» с бархатистой окраской и владеет изумительным искусством пения, которое называется «русское бельканто». И он по сути – единственный в Москве эстрадный профессиональный певец, который поёт и не боится на публике петь вживую, без фонограмм и даже без микрофона. Причём он поёт вживую точно так же, как на своих пластинках и компакт-дисках, то есть точно так же красиво. И он – единственный певец, который поёт всё, причём всё поёт одинаково хорошо, а точнее сказать – божественно хорошо.
Он исполняет песни народов мира на разных языках – на греческом, немецком, итальянском, английском, японском, а также русские эстрадные и русские народные песни и романсы. Исполняет он  и свои собственные на стихи известных поэтов — Виктора Бокова, Николая Старшинова, Андрея Вознесенского, Новеллы Матвеевой — и поэтов «потерянного поколения», а также молодых современных поэтов...
Написанные им песни входили в репертуар известнейших певцов – Эдуарда Хиля, Клавдии Шульженко, Ольги Воронец, Екатерины Шавриной, Ивана Суржикова и квартета «Аккорд».
Предки Анатолия Шамардина по отцу — донские казаки, а по матери — понтийские греки, которые триста лет назад пришли из Греции в Россию. Он родился на Ставрополье, в селе Ольгино, а детство провёл в близлежащем греческом селе Хасаут, где ребёнком четырёх лет Толю едва не утащили цыгане, когда он сидел на брёвнышках и пел песню Дунаевского «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер».
После средней школы Анатолий окончил Горьковский институт иностранных языков и Ленинградскую аспирантуру. Преподавал в вузах иностранные языки.
В 1970 году получил диплом певца-вокалиста и работал в оркестре Леонида Утёсова, потом в Росконцерте и в разных филармониях России, ездил с концертами по стране и пользовался у слушателей невероятным успехом.
В 1973 году в журнале «Кругозор» вышла первая гибкая пластинка Анатолия Шамардина с предисловием Виктора Бокова. Потом – долгоиграющая пластинка «Гитары любви», выпущенная фирмой «Мелодия» тиражом 100 тысяч экземпляров с предисловием Людмилы Зыкиной. На этой пластинке были русские и иностранные песни. Она была раскуплена любителями пения за считаные дни, как и повторный тираж.
Анатолий поёт с детства. Тогда же он научился играть на мандолине, на гитаре, на балалайке, на пианино. А музыкальное образование получил, только когда проработал на эстраде уже 15 лет.
В 80–90-е годы он жил и работал в Европе. В том числе в Греции и Германии. Зарубежная пресса называла его «русским соловьём» и «волшебником из Москвы». Более 30 лет он сотрудничал с великим музыкантом Сергеем Ореховым, гением гитары. Сделал с ним много студийных записей.
Певец выступал в лучших залах Европы, где до него выступали Пако де Люсия и Плачидо Доминго, и в лучших залах Москвы, в ЦДЛ, ЦДРИ, Политехническом музее, в Литературном музее в Трубниковском переулке, Доме учёных, Колонном зале, Академии художеств, в картинных галереях «А-3», «На Каширке», «На Солянке», а также по радио, в программах «Москва и москвичи», «Эхо Москвы», «Маяк», «Авторадио», «Народное радио», «Садко», «Русская служба новостей» и др.
Он – автор интересных рассказов из жизни артистов. Печатался в журналах «Юность», «Турист», «Вокруг света», «Огонёк», в альманахах «Истоки», «Эолова арфа», в новом литературном журнале «Наша улица», в газетах «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Слово», «Литературная газета», «Независимая газета».
В Клубе МВД России Анатолий Шамардин раньше не выступал никогда. И был рад, когда его пригласили туда. Поскольку там, в
60-е годы, начинали свою творческую жизнь Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович, они вели там театральную студию. В этой студии занимались артист Театра Армии Александр Чутко и писатель Юрий Кувалдин, главный редактор журнала «Наша улица» и директор издательства «Книжный сад». Тогда ещё школьники, пятнадцатилетние пацаны, там начинали свою творческую жизнь Василий Шукшин, Валентин Гафт, Валентин Никулин...
Там выступали и выступают самые известные и самые популярные артисты, в том числе и кое-кто из коллег и близкого окружения Анатолия Шамардина — певица Светлана Рязанова, певица Ксения Георгиади... Попасть на сцену Клуба МВД — это для артиста великая честь и большой почёт! Это знак расположения Фортуны к твоей творческой личности.
Анатолий Шамардин вышел на сцену в своём фирменном чёрном бархатном пиджаке и в полосатой чёрно-красной рубашке с расстёгнутой верхней пуговицей, с жёлтой шестиструнной гитарой в руках. «Чернобровый, черноглазый молодец удалый», стройный, лёгкий, поджарый, как танцор из северокавказского ансамбля песни и пляски, смуглый, высоколобый южанин, с тонкими чертами лица, с улыбкой доброжелательства на лице, сияющий внутренним светом и озаряющий всю сцену и весь зал.
— Сейчас мы перенесёмся с Анатолием Шамардиным и его песнями в историю средиземноморской культуры, в мир, который кажется нам нереальным, но в котором мы все будем чувствовать себя, как в реальном мире... — сказал ведущий концерта Сергей Златкис... И представил Анатолия Шамардина публике...
А Анатолий, в свою очередь, представил публике участников виртуозного струнного ансамбля «Милос», который аккомпанирует ему: Василий Новиков и Алим Айсин — на гитарах, Дмитрий Ратушный — на бузуки. Сам Анатолий аккомпанирует себе на гитаре и ещё на мандолине.
Сначала он спел весёлую тарантеллу «Красивая девушка», потом греческую песню «Прекрасная Катерина», потом итальянскую – «Весёлые крестьянки»... потом — «Римскую гитару» из репертуара Мильвы, «Марину» из репертуара Клаудио Виллы, потом — «Ке-ля-ля»... А дальше — песню из кинофильма «Грек Зорба», греческую песню «Прелестные соседки»...
И зрители перенеслись в средиземноморский мир и окунулись в стихию любви...
А потом Анатолий спел немецкую песню «Гитары любви» и попурри из тирольских и немецких песен, и зрители перенеслись в Германию. А потом он спел японскую песню «Наедине с рюмкой сакэ», и зрители почувствовали себя в Стране восходящего солнца...
И всем был понятен язык любви, на котором пел Анатолий Шамардин, потому что этот язык «понятен душе без перевода», как сказал поэт.
Спел он и несколько русских песен-ретро, которые вызвали у зрителей приятную ностальгию по прошлому — «В городском саду играет духовой оркестр», «Утомлённое солнце»...
Из песен своего сочинения он исполнил песню на стихи принцессы поэзии Нины Красновой, лауреата премии имени Анны Ахматовой «Сон под пятницу»...
Грустные, нежно-романтические песни переплетались с весёлыми, темповые – с медленными...
Он очаровал и покорил слушателей своим красивым голосом, своим красивым пением, которое оказывает на всех благотворное психотерапевтическое действие. Зрители изо всех сил аплодировали ему и кричали «браво!», осыпали его цветами, розовыми, оранжевыми, вишнёвыми и бело-зелёными розами, фиолетовым сухоцветом, белыми маргаритками, хризантемами, орхидеями... И не хотели расставаться с ним. А когда он уже откланивался, они попросили его спеть что-нибудь на «бис», и он спел ритмичную греческую песню «Поговори со мной», под которую дамы принялись танцевать...
На вечере присутствовали и друзья Анатолия Шамардина из мира литературы и искусства: писатель Юрий Кувалдин, который начинал свой творческий путь в театральной студии Владимира Высоцкого и Геннадия Яловича при Клубе МВД, писатель и критик Игорь Михайлов, поэты Валерий Дударев, Нина Краснова, Виктор Широков, Елена Геринг, Марина Рогонова, Игорь Рутковский, лауреат Государственной премии Дагестана художник Джавид Агамирзаев, лидер Третьего русского авангарда художник Александр Трифонов и т. д. Они пришли поддержать «русского соловья» и порадоваться за него.
Концерт Анатолия Шамардина в Центральном клубе МВД прошёл не просто с успехом, а с триумфом! И запомнится всем, кто там был, и войдёт в историю Клуба МВД и нашей отечественной культуры.

Нина КРАСНОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: