slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Театр «Сопричастность» — остров Спасения

В 60—70-е годы зрители полюбили ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького, ныне театр имени Георгия Товстоногова. Всё было в нём гармонично: выбор пьес и подбор актёров, атмосфера, чувство времени и безусловная художественная зрелость самого Мастера. Это сочетание давало потрясающий результат. На спектаклях БДТ учились режиссёры, актёры и зрители.
В cверхзадаче театра, в его общем духовном замысле чётко и весомо строилась присущая этому коллективу и режиссёру художественная программа. Она была больше, чем «советский стиль». В ней были традиции русской культуры, достижения отечественного театра, наличие общечеловеческих ценностей при безусловном российском взгляде на них. Зрители на спектаклях Товстоногова соприкасались с высоким искусством, уносили из зрительного зала БДТ не только правду о времени, но нечто большее — желание жить достойнее, быть честнее, добрее и главное — любить театр, быть СОПРИЧАСТНЫМ ему, потому что, как заметил Гоголь, театр эта трибуна, с которой можно сказать много Добра!

Прошедшее двадцатилетие драматично сказалось на культуре в целом и на театральном творчестве в частности. Обретённая после пресловутого тоталитаризма (при котором, как это ни парадоксально, театр достиг невиданного рассвета), свобода привела к противоположным результатам — постановочной вседозволенности по отношению не только к классической драматургии, но и к законам русского психологического театра, снискавшего мировое признание. Бессмысленно приводить примеры — их множество, об этом написано предостаточно тревожных и предостерегающих статей умными и честными театральными критиками. Смысл их выступлений сводится к следующему: назад к классике, к её достойному воплощению и вытеснению с театральных подмостков аморальной вседозволенности, чернухи и пошлости.
Нередко приходится читать и слышать от разной категории зрителей, что в театральной культуре начинает задавать тон посредственность, самоуверенно опускающая искусство театра к банальной развлекательности и непристойности. Что скрывать — и автору этих строк казалось, что примеры высоких достижений, созданных такими режиссёрами, как Товстоногов, Любимов, Эфрос, Гончаров, перестали быть ориентирами и успешно погребены под руинами экспериментов современной режиссуры. Оказывается, нет!
И свидетельство тому работа Московского драматического театра «Сопричастность», открытого для публики 27 марта 1990 года под руководством выдающегося режиссёра, заслуженного деятеля искусств России Игоря Сиренко. В этом неброском, перестроенном чуть ли не собственными руками театральном помещении с крохотным, но уютным залом на 100 человек, живёт и пульсирует подлинное искусство. Неожиданно ловишь себя на мысли, что этот уровень постановочного мастерства, слаженность актёрского ансамбля и его исполнительского искусства мы где-то уже видели. Это — то искусство, которое покоряло нас в пору взлёта русского и советского театров. В дополнение ко всему в этом театре на афише можно увидеть такие названия, о которых десятки московских театров боятся даже мечтать, не говоря уже о возможности их реализовать. Вот перечень текущего репертуара, так что судите сами: «Король Лир» В.Шекспира, «Фома Фомич созидает всеобщее счастье...» Ф. Достоевского, «Без солнца» (один из первых вариантов названия пьесы «На дне») М. Горького, «Провинциалка» И. Тургенева, «Два эпизода из жизни женщины» У. Хенли (постановка давнего соратника И. Сиренко народной артистки России С. Мизери), «Лиса и виноград» Г. Фигейреду.
Но помимо такой мощной классики на афише у И.Сиренко есть место и Л.Андрееву с его редко идущей пьесой «Тот, кто получает пощёчины» и уж совсем экспериментальной «Отравленной тунике» Н. Гумилёва.
Сопоставление режиссёрского почерка Игоря Сиренко с театральной эстетикой упомянутого в начале статьи руководителя БДТ Г. Товстоногова на первый взгляд кажется неправомочным, завышенным, некорректным. Но что поделаешь, если об этом не раз слышишь от зрителей старшего поколения, да и собственный вкус, формировавшийся в молодые годы именно на работе БДТ, вполне с этим согласуется? Но дело даже не в этом. В конце концов, в хорошем театре всегда есть то, к чему стремились великие русские режиссёры.
Главное в том, что побывав в Московском драматическом театре «Сопричастность», невольно убеждаешься, что многое из того, что осуществляли выдающиеся режиссёры, в том числе и Георгий Товстоногов, успешно живёт и развивается в этом театре.
Чем же ещё интересен этот театральный коллектив, что есть такого в работе режиссёра Сиренко, чего нет у других? О репертуаре мы уже упомянули.
Теперь коснёмся технологии, внутренних мотиваций в работе режиссёра.
Игорь Сиренко, не прибегая к скальпелю, корёжащему текст, не наводняя «музыкальным новоделом» темпо-ритмическую структуру действия, умеет поставить классику таким образом, что она созвучна нашим дням. Режиссёр требователен к чистоте и выразительности русского языка, выстраивает взаимодействие актёров, их борьбу в пьесе так увлекательно, что мастерство каждого из участников спектакля видно, причём, как говаривали в старину, во всём блеске таланта. Согласитесь, что перечисленного уже достаточно. А если постановщиком в совместной работе с художником, композитором, балетмейстером точно выстроена сверхзадача спектакля, найден его образ, его моральный и духовный стержень, так всегда ценимый на русской сцене, то такие составляющие наверняка гарантируют высокий профессиональный уровень и зрительский успех.
Но и это не всё. Чтобы театр имел собственное неповторимое лицо, нужна своя, наработанная театральная лексика, когда одного слова достаточно, чтобы режиссёра понимали, необходима школа воспитания коллектива — от актёрской труппы до гардеробщиков и гримёров, рабочих сцены и администраторов. Впрочем, вот что сам Игорь Михайлович думает о своей работе:
— Выдающийся украинский философ Григорий Сковорода назвал свою знаменитую концепцию «кардиогнозией» — тайновидением сердца. Именно это определение стало для меня ключевым. Тайновидение сердца означает для меня проникновение в самую суть человека, потому что именно сердце является сердцем воли, желания, мотивов, намерений и мечтаний героя. Каждый раз, берясь за новую постановку, я со своими коллегами разгадываю глубинные смыслы автора, спрятанные за словами персонажей, и занимаюсь тайновидением сердца. И только когда это театральное таинство готово, мы, в свою очередь, предлагаем разгадать его зрителям. Без любви здесь, как вы понимаете, ничего не получается. Недаром Жан Жак Руссо в своей исповеди написал: «Человек — это его сердце, а без любви к нему не подступишь». Вот почему каждый актёр нашей труппы для меня не просто исполнитель воли режиссёра, а — соавтор.
Надо заметить, что труппа театра «Сопричастность» очень сбалансированна. Есть мастера самого высокого класса, такие как народная артистка РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства Светлана Мизери, заслуженные артисты РФ Михаил Жиров, Мария Зимина, Наталья Кулинкина, Владимир Фролов. Среди этой плеяды ведущих артистов особое место, конечно, занимает в театре народная артистка РСФСР Светлана Мизери, многие годы блиставшая на сцене академического Театра им. Маяковского и с новой силой продолжившая свой творческий путь актрисы и талантливого режиссёра в театре «Сопричастность».
Надо прямо сказать, что Сиренко работает с актёрами так подробно и результативно, что невозможно не перечесть имена тех, кто составляет гордость этого театра. Это актёры Елена Алиева, Владимир Баландин, Александр Батрак, Антон Бугаенко, Алексей Булатов, Вячеслав Вилейко, Светлана Власюк, Вадим Долгачев, Мария Донская, Вера Дровеникова, Роман Камышев, Руслан Киршин, Юлия Киршина, Мария Лисецкая, Вера Лофицкая, Ульяна Милюшкина, Анастасия Науменко, Дмитрий Негреев, Алексей Пугачев, Мария Рассказова, Анастасия Русанова, Александра Солянкина, Александр Спиридонов, Александр Трубин, Алесксандр Фастовский, Людмила Фигуровская, Венчислав Хотяновский, Владимир Шихов, Александр Шишкин, Екатерина Яцына. Успех театра по праву разделяют заслуженный художник РФ Валерий Фомин, художник по костюмам Ольга Кулагина, композитор, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Каспаров, балетмейстер, лауреат международных конкурсов Валентин Манохин.
Все перечисленные мастера составляют неповторимый облик театра «Сопричастность», создают его творческий почерк. Именно с этим коллективом сформировался стиль его многолетнего руководителя. Именно многолетнего, потому что без великого личного труда, без подлинного служения такое товарищество, в наше переходное, не расположенное к нравственным ценностям время создать невозможно. А Игорю Сиренко этот труд оказался по плечу!
Художественный руководитель театра отмечен высоким званием заслуженного деятеля искусств России и, что самое важное, — громадным доверием и уважением коллектива. В конце статьи хочется высказать два пожелании коллективу театра и зрителям.
В недалёком прошлом слово «дело» обозначало военное сражение. Так вот, дорогие театральные витязи театра «Сопричастность», продолжайте сражаться за своё дело, ибо русский театр сегодня нуждается в доблестной армии для защиты своей территории и в полководцах, подобных Игорю Сиренко.
И второе: убеждён, что преданный театру зритель, один раз побывав на спектаклях Московского драматического театра «Сопричастность», навсегда станет его поклонником, поскольку этот коллектив не только явление в нашем искусстве, но и несомненный остров Спасения, где во всей целостности сохранены и развиваются лучшие достижения русского и советского театров.

Валерий
ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ,
заслуженный артист России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: