slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Суперсложности после супервторника

США: выборы-2016

Как мастерски разыгрывают очередной предвыборный преферанс средства массовой информации США! Голова идёт кругом от поминутного и ежесуточного навала нужной, а больше ненужной информации на телеканалах, в газетах, молниях агентств, в Интернете: новости, комментарии, опросы, подсчёты, скандалы, сплетни, чёрный пиар, прогнозы, белый пиар, джинса, заказуха и трезвый политический анализ, который тоже встречается, хотя и не так часто, как хотелось бы. Захватывающее зрелище обеспечено на целый год. С начала января в выборах уже приняли участие миллионы избирателей обеих партий. Летом предстоят съезды, в ноябре общее голосование. Так и год промелькнёт — в шуме и гаме, в громе оркестров, зажигательных речах, броских плакатах, многоцветье конфетти, пестроте шляп и маек с физиономиями улыбающихся кандидатов, флагах всех 50 штатов, и — в несметном количестве — звёздно-полосатых «старс энд страйпс»…
Все агентства, проводящие предвыборные опросы общественного мнения, накануне голосования 8 марта отдавали победу Хиллари Клинтон в Мичигане. Согласно их прикидкам мадам госсекретарь должна была играючи положить Сэндерса на лопатки. Но в Международный женский день жители штата, которых остальная Америка называет росомахами, преподнесли Клинтон подарок, которого она никак не ожидала: Сэн-дерс опередил её (50 процентов против 48). Ну, как было угадать, оправдывались обескураженные опросные фирмы, что в первичных выборах проголосует только 69 процентов демократов, а почти треть составят независимые и республиканкие избиратели (законы Мичигана это позволяют)? Они-то и обеспечили успех Сэндерсу, которому СМИ уже пели отходную.

Впрочем, Сэндерс не остановил, а лишь слегка притормозил победный марш Клинтон. Она на сегодня сильно опережает соперника в количестве делегатов, которые проголосуют за неё летом на партийном съезде. Удивительно другое – неожиданный успех 74-летнего «демократического социалиста» из маленького Вермонта, штата, где в поместье на 30 гектаров когда-то коротал своё изгнание А. Солженицын.
Два новичка в большой политике – левый Сэндерс у демократов и правый Трамп у республиканцев, яркий представитель олигархата, не потерявший связи с народом, взлетели, как метеоры, на политическом небосклоне США. Первый не даёт Клинтон почивать на лаврах — ведь для неё выборы по всем статьям должны были стать чем-то вроде коронации, а никак не изматывающей гонкой. Трамп, неожиданный лидер республиканцев, спутал все партийные расклады, вызвав небывалый энтузиазм избирателей и повышение давления у партийной элиты. Почему?
Сегодня Америка – страна рассерженных людей, которые видят, что США уже третье десятилетие подряд вязнут в военных авантюрах (дважды Ирак, Афганистан, Ливия, теперь Сирия). Подобное может восхищать только нашу пятую колонну, в Америке же растёт возмущение политикой верхов, которые в угоду Израилю опрокинули в хаос весь Ближний Восток. Предприятия в США закрываются, рабочие места уходят из страны, а винят в этом, среди прочих, Билла Клинтона, который в своё время пробил через конгресс соглашение НАФТА, после чего поток мексиканских мигрантов залил страну. Понятно, что и Хиллари в бытность свою сенатором всячески поддерживала инициативы своего супруга.
А что творится при этом в самой Америке? Если говорить о Мичигане, Детройт, колыбель американского индустриального могущества, несколько лет назад был объявлен банкротом. Вода в дома жителей города Флинта (Мичиган) поступает со свинцовыми добавками, что стало поводом для общенационального скандала. Разрыв в доходах между богатыми и бедными в стране самый разительный с 1929 года — года начала Великой депрессии. Сегодня 22 процента национального достояния приходится на 0,1 процента населения; 90 процентов на другом конце спектра владеют 23 процентами. По-
американски это называется «сравнялись»! Благополучие среднего класса тает, как мартовский снег, а Вашингтон бросает сотни миллиардов на спасение Уолл-стрита, а не Мейн-стрита, где живёт большинство жителей страны.
Но брожение умов брожением, а республиканская партийная верхушка, как ей и положено, думает о завоевании Белого дома, а не о восстановлении абстрактной социальной справедливости. Республиканские партийные тузы, когда-то толстяки с толстыми сигарами и круглыми животами, теперь всё больше рослые, подтянутые, с клюшками для гольфа и кроссовками для пробежек по утрам, долго выжидали. Всё надеялись, что Трамп – новичок в большой политике, впервые пустившийся в головоломную авантюру под названием президентская кампания, — споткнётся, расквасит нос, проколется на собственной неопытности, станет жертвой СМИ, где полно прожжённых профессионалов по части подставить новичка и размазать его по стене.
Его давно и хорошо знают в Америке как успешного риэлтора, пусть не очень воздержанного на язык, сколотившего миллиардное состояние (впрочем, об его истинных размерах до сих пор спорят, не очень доверяя цифрам самого Трампа). Он жил в левом, скоростном ряду, как говорят американцы, хватался за вещи, сулящие быстрые барыши: игорный бизнес, конкурсы красоты, телешоу. Женился три раза и каждый раз удачно. Однажды даже открыл интернет-университет своего имени, но с образованием абитуриентов не заладилось: деньги с них собирали немалые, а знаний не давали, почему некоторые сейчас пытаются хоть что-то из своих кровных вернуть через суд. Пару лет назад Трамп подумывал баллотироваться в губернаторы штата Нью-Йорк. Как «правильный» американский бизнесмен, он жертвовал деньги на выборы политикам обеих партий – Рейгану, Бушу, Хиллари Клинтон, Ромни. Кстати, чета Клинтонов была у него в гостях на его последней свадьбе.
Почему на него – человека с сомнительным вкусом, не слишком отесанного, со словарным запасом восьмиклассника — так откликнулся избиратель? Почему ему отдают свои голоса те, кто никогда не ходил на выборы прежде, – масштабы участия республиканцев в первичных выборах своей партии сейчас побивают рекорды прежних лет? А на его встречах с избирателями столько молодых лиц? Ответ – в остром недовольстве избирателей Вашингтоном, всем, что олицетворяет собой истэблишмент. Поэтому речи Трампа встретили с неподдельным воодушевлением.
Американцам он напоминает Берлускони, нам – Жириновского или Марин ле Пэн.
Без скандала не обходится ни одна президентская кампания в США – иначе это было бы как-то не по-американски. «Но чтобы так, но чтобы так», — говорилось в одной эпиграмме…«Став президентом, я построю забор на границе с Мексикой и добьюсь, чтобы Мексика за него заплатила. «Ладно, сделаю его на пару футов пониже, — ухмыляется Трамп через пару дней, столкнувшись с возмущённой реакцией со стороны «политкорректных». — Я готов к компромиссу». Он обозвал мексиканцев «насильниками и наркоторговцами», после чего президент Мексики сравнил его с Муссолини и Гитлером. Обещал запретить въезд в страну мусульманам, продолжить пытки заключённых.
Больше всего возмутили многих в истэблишменте нападки Трампа на республиканские иконы: «Буш не обеспечил безопасность Америки, допустив 9/11», – говорил он как о само собой разумеющемся. «Я не думаю, что Маккейн – герой войны. Я предпочитаю героев, которые не попадают в плен». Слишком сильно оказалось задето самолюбие слишком влиятельных людей.
Джеб Буш, сошедший с дистанции брат бывшего президента, затративший на свою кампанию 150 миллионов долларов, назвал Трампа «несерьёзным», развязным, «запоздалым пришельцем к консервативному столу». Ромни, кандидат республиканцев в президенты на прошлых выборах, палил по Трампу из всех орудий: окрестил его «лжецом и шулером», призвал товарищей по партии голосовать за любого другого претендента, кроме Трампа.
На это Трамп отреагировал без задержки в присущей ему развязной манере: «Митт Ромни в 2012 году ползал на коленях, чтобы получить заявление о моей официальной поддержке. Я мог ему сказать: «Митт, встань на колени. И он бы встал». Ромни с экрана телевизора: «Это отвратительная ремарка в его духе. Это недостойно президента и даже кандидата в президенты». Вот в таких полезных обменах мнениями идёт соревнование за самую могущественную должность на земле, как пафосно любят американские СМИ называть схватку за Белый дом. И, думается, сказано и сделано ещё не всё.
Ну, а что касается Обамы…Трамп был в рядах так называемых birthers — тех, кто сомневается в подлинности свидетельства о рождении первого чёрного президента Америки и, соответственно, законности его нахождения на посту президента.
«С Хиллари в ноябре разобраться будет легко, – делится он самым сокровенным на митинге. – Над ней висит уголовное расследование по поводу использования электронного сервера госдепа в личных целях, из-за чего произошла утечка секретных и сверхсекретных данных, поставивших жизнь людей под угрозу».
За Трампа взялись по-настоящему. Вопрос: не поздновато ли? Не набрал ли Трамп скорость и инерцию, достаточные для того, чтобы стать неостановимым? Не получил ли он, вроде Жириновского, иммунитет, когда всё, что он говорит и делает, не имеет границ приличия, которые, впрочем, в США весьма размыты.
«Он сделает Америку оранжевой» (намёк на грим, которым пользуется Трамп, — шутит сенатор Рубио. Он же, ухмыляясь, говорит, что у Трампа маленькие руки, намекая на некоторые другие, интимные части тела. «Посмотрите на мои руки, — Трамп поднимает их перед переполненным залом в несколько сотен человек для всеобщего обозрения. – Они что, маленькие? Нормальные руки. Уверяю вас, что и всё остальное у меня в порядке. Гарантирую».
Партийная машина республиканцев замутила такую свалку в нынешней кампании, которая всерьёз заставляет поверить, что она готова скорее проиграть выборы, чем выиграть их с Трампом во главе. Политические тяжеловесы, включая сенатора Маккейна, объединились, чтобы не пропустить Трампа, который, по их мнению, как паровоз, движется к тому, чтобы разрушить партию с 162-летней историей.
Трамп финансирует свою кампанию из собственных средств, что приводит прямо-таки в исступление Большие деньги Америки. Выходит, что он не хочет быть обязанным Комитетам политических действий, которые и рулят денежными потоками в основном еврейского происхождения. В издании Barron’s — журнале миллионеров, инвесторов, управляющих денежными фондами, — появилась редакционная статья: «Трамп или Клинтон: кто лучше для инвесторов?» Ответ однозначен: Клинтон. У статьи красноречивый подзаголовок: «Почему республиканцы, вероятно, зажмут носы и проголосуют за Клинтон?».
Чтобы бастион Республиканской партии — Баррон — и так рано в избирательной компании высказался за кандидата демократов? Такого не было, наверное, со времён Барри Голдуотера в 1964 году.
Реакция рядовых республиканцев на антитрамповские воззвания партийной элиты? Возмущение и раздражение, причём градус их растёт. Лола Батлер, 71 год, из Луизианы, голосовавшая на прошлых выборах за Ромни, признаётся: «Меня просто от этого воротит – нахожу это неприличным. Говорить мне, за кого голосовать и против кого голосовать? Не пойдёт. Ничто и никто не переубедит меня не голосовать за Трампа...  разве что он застрелит мою дочь с внуками на улице». М. Неттлз, 33 года, обвинила свою партию в том, что она использует Ромни как «марионетку», чтобы защититься от Трампа, потому что партийные лидеры не могут его контролировать. У него своя голова на плечах. Он умеет думать».
Все помнят, какие комплименты раздавал недавно Трампу Владимир Путин. Но — бьюсь об заклад — никто не помнит, кто первым из российской элиты заметил нынешнего лидера республиканцев в президентской гонке. Это был наставник Путина Борис Ельцин. Было это больше четверти века назад в Колумбийском университете Нью-Йорка, где он выступал перед студентами и преподавателями в ходе своего первого приезда в Америку. Ельцин, отвечая на вопросы, сказал тогда: «Вот есть у вас такой архитектор Трамп», на что зал отвечал дружным хохотом. Трампа можно было назвать кем угодно, но под кликухой «архитектор» он не проходил ни разу.
После выступления я стоял на сцене в метре от Ельцина, давно снявшего пиджак, в белой рубашке, распаренного выступлением, раскрасневшегося. Вокруг толпились американцы, преподаватели и студенты, продолжая засыпать его вопросами. Один из устроителей выступления, директор Гарримановского института Русских исследований профессор Роберт Легволд, веснушчатый, с рыжей бородой, возбуждённо кричал, пытаясь перекрыть шум толпы: «Ну, что будем делать с этой неуправляемой ракетой российской политики!?».
Эта ракета наломала исторических дров у нас. Как-то будет в Америке с Трампом?
На днях и глава КПРФ Геннадий Зюганов оценил напор и мощь Дональда Трампа. Об этом партийный лидер сообщил на встрече с послом США в России Джоном Теффтом. «Кандидат Дональд Трамп мощно ведёт дебаты, как танк. Под такой танк лучше не попадать», — цитирует Зюганова партийный сайт КПРФ.

Виктор ЛИННИК.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: