slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Судьба третьего срока

Третий срок президента Путина оказался бурным ещё до своего начала. Неожиданно для него самого и большинства его сторонников в столицах – Москве и Петербурге – сложилось массовое движение протеста, организованное непарламентской оппозицией, т.е. политическими группами, не имеющими представительства в Государственной думе. В течение нескольких месяцев им удавалось регулярно выводить на улицу десятки тысяч демонстрантов из числа городского среднего класса под лозунгами «Долой Путина» и «Переизбрать нелегитимную Думу».
Надо отдать должное влас-ти – она смогла мобили-зовать своих более многочисленных сторонников и обречь оппозицию на бесплодие, равносильное поражению. В марте 2012 года на президентских выборах с большим преимуществом победил Путин, а к осени силы оппозиции и вовсе выдохлись. В мае исполнится год со времени возвращения Путина в Кремль
. За эти месяцы принят ряд законов, ограничивающих свободу антиправительственных действий оппозиции. Арестованы и находятся под следствием участники нападений на полицейских во время одной из протестных демонстраций. Под домашним арестом за организацию массовых беспорядков оказался один из лидеров оппозиции Сергей Удальцов. Уголовное дело открыто против другого ведущего оппозиционера Алексея Навального.
Однако создаётся впечатление, что контрнаступление против оппозиции развёртывается чересчур медленно. Так, подготовка судебных дел длится месяцами, создавая у оппозиционеров чувство безнаказанности и неуверенности властей. Другой пример. Один из новых законов требует, чтобы неправительственные организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за границы, официально регистрировались как иностранные агенты. Предельный срок такой регистрации был установлен 1 октября прошлого года. Срок давно истёк, но только одна организация попыталась зарегистрироваться, а несколько других демонстративно отказались. Министерство в растерянности не знало, что делать, и только в марте начало повальную проверку всех НКО. Это вызвало бурные протесты в западных странах, обильно подкармливающих нашу оппозицию. По данным, которые привел Путин, только за четыре месяца, начиная с октября 2012 года, около 650 НКО получили в общей сложности почти миллиард долларов. Отвечая на вопросы в Ганновере на пресс-конференции, Путин указал, что российское общество вправе знать, от кого и на что идут эти деньги.
Одним из новых законов была установлена квалификация клеветы как уголовного преступления. Закон был явно направлен на усмирение грязного потока оскорблений и клеветы, несущихся в адрес власти и её представителей из СМИ и Интернета. Между тем за прошедший год этот закон ни разу не был применён по своему прямому назначению. В результате распущенность и наглость критиков власти ещё больше усилились.
Убедившись в бесплодности своих попыток массовыми протестами добиться отставки Путина и роспуска Думы, оппозиция решила сосредоточиться на систематической дискредитации депутатов парламента, добиваясь их отставки. Так, вынужден был сдать свой депутатский мандат Владимир Пехтин, который, как оказалось, владел двумя дорогостоящими и недекларированными квартирами в курортном Майами, США. По новому законодательству, принятому по инициативе Путина, государственным чиновникам и депутатам запрещено иметь за рубежом счета в банках, владеть недвижимостью и активами в предприятиях. В прошлом этого запрещения не было. Депутатам, оказавшимся в таком положении, предстояло сделать выбор: отказаться от своего иностранного имущества либо сдать депутатский мандат. Пехтин, который до того возглавлял в Думе комитет по этике, неожиданно для себя оказался в этой категории нарушителей. Считается, что в неё могут попасть до двадцати депутатов. Расчёт оппозиции в том, чтобы довести число изгнанных депутатов до максимума и тем самым заставить президента распустить Думу. Как говорится, не мытьём, так катанием.
Далеко не всегда обличительные данные, собранные оппозицией, соответствуют действительному положению. Так, в компромате, собранном на сенатора Виталия Малкина, оказались квартира в Канаде и второй, израильский паспорт. Эти данные устарели, т.к. и канадская квартира, и израильское гражданство – дела далёкого прошлого. Малкин всё же ушёл из верхней палаты, для того чтобы, как он сказал, освободить руки для борьбы с недоброжелателями.
Иногда в травле депутатов участвуют, казалось бы, нейтральные люди. Так, в «Московском комсомольце» появилась статья, в которой автор поносит трёх женщин — депутатов Думы, называя их политическими проститутками за то, что они голосуют не так, как ему хотелось бы. Поэтому он обвиняет их во всех тяжких грехах: одна из них, Ирина Яровая, виновата, мол, в том, что перебежала из партии «Яблоко» в «Единую Россию», польстившись на элитную квартиру в центре Москвы, другая – Екатерина Лахова виновата в том, что слишком засиделась в Думе, третья, Ольга Баталина, в том, что десять лет назад будто бы списала откуда-то свою диссертацию.
Статья вызвала резкую отповедь единоросса Андрея Исаева, который обрушился на главного редактора газеты Павла Гусева, угрожая ответными мерами. В ответ Гусев обвинил думца в зажиме свободы слова и незнании законов о печати. В свою очередь, думские единоросcы потребовали уволить Гусева, но Союз журналистов встал на его защиту. Конфликт получился громкий.
Напомним, что год назад Гусев входил в команду сторонников Путина на президентских выборах. Поэтому его выступление против «Единой России» можно считать признаком начинающегося раскола правящей политической элиты. Другим признаком того же является интервью Олега Дерипаски лондонской «Файненшл таймс», в котором он выступает за разделение Газпрома на несколько компаний, против крупных государственных банков и даже против жёсткой линии в отношении группы «Пусси райот». До сих пор из олигархов только Прохоров решался открыто критиковать курс президента.
Что делать с застоем
В первые два срока Путину с экономикой, можно сказать, повезло. Благодаря избытку производственных мощностей и рабочей силы валовой внутренний продукт рос необычно быстрым темпом — 7 процентов ежегодно. Развитию экономики способствовало и значительное повышение мировых цен на нефть, чем Россия воспользовалась как экспортёр жидкого топлива, пополняя свой внутренний спрос и финансовые источники капитальных инвестиций. Такого исключительно благоприятного сочетания внутренних и внешних факторов теперь не существует.
Тем не менее в ходе прошлогодней предвыборной кампании Путин выдвинул новый ориентир – среднегодовой рост 5—6 процентов. Ставя такую цель, президент, конечно, понимал трудность её достижения и что для этого придётся мобилизовать немалые усилия.
Однако первый год третьего срока показал, что преобладает сложившаяся инерция. В 2012 году прирост ВВП составил всего 3,5 процента, а в первом квартале рост и вовсе практически приостановился. В кругах экономистов заговорили о начале второй волны глобального кризиса.
На мой взгляд, о кризисе говорить рано, но нет сомнения, что положение серьёзное. Приостановка роста грозит негативными социальными и политическими последствиям – падением реальных доходов населения, увеличением безработицы, общим ростом недовольства. До сих пор популярность Путина держалась в значительной мере на экономическом благополучии его первых двух сроков. Если теперь это благополучие сменится застоем или, того хуже, падением, то отношение масс к президенту ухудшится. Для Путина поддержание экономического роста есть непременное условие сохранения своей политической власти.
В прошедшем году президент мало занимался экономикой, уделяя главное внимание усмирению оппозиции и политической стабилизации. Но жизнь показывает, что полагаться на правительство Медведева нельзя, а временами и просто опасно. А это означает, что рано или поздно президенту самому придётся вплотную заняться экономикой.
Ключевым моментом экономического роста являются капитальные инвестиции. С одной стороны, они создают новые производственные мощности и тем самым расширяют потенциал предложения товаров. С другой стороны, они создают дополнительный спрос на капитальные товары, т.е. продукцию машиностроения и строительства. В своих предвыборных статьях Путин поставил задачу довести долю капитальных инвестиций в валовом продукте до 25—27 процентов по сравнению с нынешними 20-ю. Заметим, что к концу прошлого года эта доля сдвинулась лишь на один процент. Иначе говоря, Путину приходится начинать заново.
В нормальной экономике подавляющая часть капитальных инвестиций делается самими производственными корпорациями за счёт своих прибылей. Но в России олигархический капитал предпочитает вкладываться либо за границей, либо в финансовые спекуляции в своём Отечестве. Как свидетельствует статистика Центрального банка, отток капиталов за рубеж ежегодно измеряется многими десятками миллиардов долларов. Оживить производственные частные инвестиции пока удаётся с большим трудом. Другой потенциальный источник финансирования — это накопления государственных корпораций и федеральный бюджет. При создании объединённых государственных корпораций в самолётостроении, судостроении и производственном машиностроении в 2006—2007 годах предполагалось, что сложение капиталов разъединённых предприятий значительно увеличит их производственный потенциал. Например, руководители самолётостроительной отрасли заявляли, что за несколько лет сумеют увеличить долю России на мировом рынке гражданских лайнеров до 15 процентов. Соответствующие надежды питали и руководители других госкомпаний. Однако в связи с глобальным кризисом от этих планов пришлось отказаться. Теперь же настало время эти планы возродить, ибо материально-техническая база для этого полностью сохранилась.
Безосновательно заглохли также проекты обновления экономической инфраструктуры. Строительство автострады Москва—Петербург тянется годами, а к созданию современной сети автодорог страна и не приступала. Здесь мы ещё надолго останемся самой отсталой страной в Европе. Немногим лучше положение в других отраслях транспортной инфраструктуры.
Скажут, всё упирается в проблемы федерального бюджета. И это верно, т.к. во время кризиса образовался бюджетный дефицит. Сейчас он преодолен, но нет и большого профицита, какой был в 2000-х годах. А следовательно, весьма ограничено пространство для финансового манёвра. Ещё раньше было решено, что в ближайшие годы будет произведено коренное переоснащение вооружённых сил новой техникой. Это означает выделение больших дополнительных бюджетных средств на оборону. Чтобы совместить их с увеличенными государственными капиталовложениями, придётся поправить финансовые приоритеты, что может сделать только президент.
Наряду с бюджетной политикой нужно будет внести поправки в денежно-кредитную политику. До сих пор Центральный банк проводил консервативную линию, направленную главным образом на сдерживание инфляции и стабильность рубля в ущерб экономическому росту. Сменив председателя Центробанка с июня нынешнего года, президент рассчитывает на более гибкую линию, сочетающую борьбу с инфляцией со стимулированием роста. Насколько успешной будет Эльвира Набиуллина на новом посту, покажет только время.
Поворот в экономической политике зависит исключительно от решительности Путина. Нынешнее правительство, руководимое Медведевым, перенасыщено деятелями либерального направления, которые больше верят в невидимую руку рынка Адама Смита, чем в теорию государственного вмешательства Джона Мейнарда Кейнса. Есть в экономическом властном комплексе и более динамические фигуры вроде Андрея Белоусова и Сергея Глазьева, но они, к сожалению, решающей роли не играют.
Помимо внутренних сложностей экономику подстерегают и внешние неприятности. Одна из них — возможная реализация антироссийских планов западных стран на рынке трубопроводного газа. Общая цель – подорвать основы нашего экспорта в Европу. Первый шаг — это антимонопольная кампания, затеянная против «Газпрома» Европейским союзом. Второй шаг — это развитие потенциала добычи и экспорта газа из сланца с целью потеснить на рынках российский газ.
Предполагается также, что с той же целью американские компании помогут создать в развивающихся странах — производителях природного газа предприятия по его сжижению, чтобы иметь возможность вывозить газ в танкерах и обходиться без трубопроводов.
Такой план действий откровенно излагается на страницах американской печати. Там пишут, что его осуществление позволит, как минимум, сделать убыточным газопровод «Южный поток». Американским компаниям не терпится взять реванш за провал собственного проекта трубопровода «Набукко», который должен был связать газоэкспортёров Центральной Азии с мировым рынком в обход России.
План этот в случае своего осуществления представляет серьёзную угрозу для нашей страны — она лишится значительной части своих ныне гарантированных валютных доходов. Но «Газпром» не впадает в панику, и правильно делает. Во-первых, возможности быстрой экспансии сланцевого газа сильно преувеличены. Нынешняя себестоимость его добычи ещё существенно выше цен природного газа. Чтобы стать конкурентоспособным, сланцевый газ должен быть намного дешевле, для чего потребуется техническая революция в его производстве. Нужны годы, чтобы она состоялась и широко распространилась.
Перевозка газа из Америки в Европу потребует создания сети предприятий по сжижению, а также флота танкеров, что за один день тоже не делается. Одним словом, конкуренция сланцевого газа — это вопрос не сегодняшнего и, наверно, не завтрашнего дня.
Отношение Европы к российскому газу хорошо известно. Вот почему отчасти по этой причине мы переключаем часть газового экспорта на Восток, в Китай, Японию и Корею. Потенциал этого региона по импорту велик и быстро растёт, а политических ограничений здесь пока не предвидится.
До последнего времени в Вашингтоне рассчитывали на то, что Москве и Пекину не удастся договориться о ценах на поставку российского газа. Недавняя встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Путиным, в ходе которой была подписана целая серия документов по взаимному сотрудничеству, перечеркнула эти расчёты. А встреча в Претории глав стран БРИКС – России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки — лишний раз подтвердила создание нового, самостоятельного центра мировой экономики. Время былого мирового моноцентризма всё больше уходит в прошлое.
Кто преемники?
Третий срок Владимира Путина начался достаточно бурно как на внутреннем, так и на внешнем фронтах. Выше показано, что в первый год своего нового срока президенту удалось пройти немалый путь по стабилизации положения. Можно утверждать, что работа по стабилизации находится на правильной траектории. Это не значит, что не могут возникнуть новые проблемы. Но первые опасности, кажется, преодолены. Думается, что есть неплохие шансы сохранить нынешнюю власть ещё пять лет, т.е. до следующих президентских выборов.
Что касается более далёкой перспективы, то возникают проблемы возраста и преемников. Президент вступил в новый срок, когда исполнилось 60 лет, а закончит его, когда ему будет 66. Это ещё не стариковство, но очень близко к тому. В этом возрасте уже надо сильно заботиться о здоровье и, как правило, избегать перегрузок. Президентская работа под силу очень крепким физически людям. Поэтому уже задолго до конца третьего срока Путину придётся задуматься над тем, стоит ли идти на повторение рекорда Франклина Рузвельта, избиравшегося 4 раза.
Всё это при условии, что у оппозиции не окажется сильного оппонента, а у правящей партии не будет достойного преемника.
О наследнике престола придётся думать заранее. Опыт выдвижения Медведева показал, что, даже хорошо зная человека, легко ошибиться. Медведев стал противоречить Путину с первых же месяцев своего правления. Только очень сильному человеку, знакомому с характером своего выдвиженца, удавалось его сдерживать. Всё же не обошлось без больших ошибок. Крупнейшей ошибкой был допущенный Медведевым разгул либеральной оппозиции.
Казалось бы, вопрос решается выбором наследника из наиболее лояльного ближайшего окружения. Но всё это люди из одной с Путиным возрастной категории, тогда как нужен кандидат помоложе. Другое требование – кандидат должен быть достаточно опытным и вместе с тем широко известным и популярным, чтобы суметь противостоять на выборах противнику из другой партии.
По формальным признакам на роль кандидата подошёл бы и Медведев, но, думается, президент не станет повторять этот неудачный эксперимент.
В ходе третьего срока состоится ещё одно важное событие – перевыборы Государственной думы, причём на год раньше, чем президента. Проигрывать их «Единой России» никак нельзя, т.к. в этом случае президент оказался бы перед оппозиционным парламентом. На предыдущих выборах единороссы едва сумели получить простое большинство. Ещё труднее будет в следующий раз, хотя бы потому, что изменился порядок выборов – по партийным спискам будет избираться только половина палаты, а остальная часть — в индивидуальных округах. К тому же число партий увеличилось, а барьеры для прохождения понизились.
Всё это означает, что требуется особенно тщательная подготовка, упорная работа с населением, отказ от надежды на бюрократические методы и тёмные комбинации в избирательных комиссиях. Многое, конечно, зависит от привлекательности предвыборной программы единороссов и привлекательности самих кандидатов в глазах избирателей. Уже сейчас Путин сам подключился к этой работе, созвав собрание организаций Народного фронта, чтобы заблаговременно заняться подтягиванием резервов для будущих выборных баталий. Со своей стороны собравшимся дали понять, что без президента как лидера им не обойтись.
Итак, рабочее время Путина расписано на несколько лет вперёд и уже вплотную прилегает к концу третьего срока. Не видно пока явного наследника. Всё это значит, что если позволит здоровье, без его четвёртого срока не обойтись.
К тому же ведёт и комплекс других экономических и политических обстоятельств. Экономический кризис в Европе усиливается, что не может не отражаться на положении дел в России. Вокруг России складывается настолько откровенно враждебная атмосфера, что это начинает напоминать времена «холодной войны». В этих условиях эксперименты с новыми неопытными руководителями могут привести страну к печальным результатам.
 
Амстердам.
Станислав МЕНЬШИКОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: