slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Спасибо, святой отец!

Речь Патриарха Кирилла вселила надежду на лучшее в миллионы русских, уже разуверившихся в том, что когда­либо о них государство вспомнит и хоть чуть­чуть позаботится.
Пока мы смиренно ждали, происходил целенаправленный отстрел общественных деятелей и атаманов, сопротивлявшихся выдавливанию русских с Кавказа. И реплики типа той, что позволила себе г­жа Нарусова, взбаламутив Интернет недоумением «и почему­то русские стремятся выжить любой ценой?!» и прозвучавший с экрана вопрос Канделаки: «Да где вы, русские?!», говорят о большой своевременности призыва Святейшего к сохранению духовной общности живущих в стране людей, общности их ценностей:

И вот Патриарх напомнил, что Русское национальное самосознание не угрожает целостности страны и межнациональному миру, а выступает главным гарантом единства и дружбы между народами. Это важные, хотя и отчасти запоздалые призывы к российским элитам, дающие надежду, что хоть что­то из сказанного Патриархом будет реализовано в законах и федеральных программах.
А пока перед глазами примеры преследования русско­ориентированной научной и творческой интеллигенции, лидеров казачества...
 
Владимир ПАРХОМЕНКО,
координатор СРН

по Северному Кавказу.
 
О русском народе вспомнили
не от хорошей жизни

Обстановка в стране и в мире крайне сложна. Учёные, представители общественности ещё четыре года назад, когда было обсуждение концепции государственной национальной политики, очень просили, чтобы в стратегию включили положения о русском народе как государствообразующем и о казачестве. Мы по всему югу разработали и представили весомые документы. Но они были полностью проигнорированы на властных верхах. В стратегию национальной политики не вошли ни положения о русских, ни тем более о казачестве.
Все предложения, в том числе и Русского народного собора, наталкиваются на ожесточенное сопротивление русофобских сил, которые, к сожалению, имеют сильные позиции в нашем обществе.
Тем не менее пренебрегать русским вопросом и дальше просто убийственно, потому что в условиях вызовов российской государственности власти придётся опереться на русский народ и казачество.
На юге России идет ожесточённая борьба. Явно стремление противопоставить интересы русского народа и казачества. Это вбивается и в голову отдельным представителям казачества, которые начинают выдвигать какие­то свои требования, не понимая, что интересы казачества могут учтены только в контексте решения интересов славянских народов.
8 ноября в Армавире на совете атаманов юга России, на котором присутствовали казачьи предводители со всей страны, была выражена чёткая поддержка российской государственности и президенту Владимиру Путину. Казачество сейчас — это наиболее организованная сила русского народа, игнорировать его нельзя.
Предложения собора чрезвычайно важны и заслуживают того, чтобы властные структуры самым серьёзным образом отнеслись к ним и предприняли политические шаги.

Сергей Передерий,
доктор политических наук,
профессор Пятигорского университета,

Собор русского народа.
«Вначале было слово»

Использование в речи Патриарха словосочетания «государствообразующий русский народ» является не только духовным, общественным, но и серьёзным политическим событием.
Начиная с момента своего создания ВРНС оставалось единственной легитимной площадкой в России, где можно было вести речь о русском народе, русском пути в присутствии руководства и высокопоставленных чиновников России.
Украинские события показали всю катастрофичность национальной идеологии в самой России, а вернее, полное её отсутствие во властных структурах. В 2011 году это признал В. Сурков в ходе своего визита в Чечню, а в этом — вместе с Минрегионом просто закрыли довольно беззубый департамент, который занимался этнонациональными проблемами в России. Заодно прикрыли и правительственный орган, координирующий работу с казачеством. То ли посчитали, что нельзя руководить тем, чего нет, то ли из­за того, что при наличии самого органа прятать проблемы сложнее.
От речи, произнесённой Патриархом Московским и всея Руси на последнем ВРНС до момента, когда высказанное им словосочетание «государствообразующий русский народ» попадет в Основной закон РФ — путь не близкий. Но «вначале было слово…». Ведь многие годы официальной русофобии сделали своё дело. Не могут быстро психологически перестроиться сами чиновники и правоохранительные органы.
Сказанное Патриархом слово дорого стоит. Оно является духовным ориентиром. Особенно для русского населения Северного Кавказа, которого практически не стало в вайнахском анклаве и численность которого в других республиках катастрофически снижается.
Кто же будет претворять сказанное Патриархом в политическую повседневность России? Сама патриархия, митрополиты, епископы, рядовые священники или православные общины и приходы?
Но им сразу укажут, что церковь отделена от государства и вести политическую работу они не имеют право. И первая, кто скажет это потенциальному политическому оппоненту, — сама партия власти.
А другие политические и гражданские институты в данный момент не способны повлиять в должной мере на принятие прорусских решений в руководстве России. Власть боится и реагирует только на массовые протесты.
А какие­то конкретные действия русских государственников по русской проблеме, особенно в Северо­Кавказском регионе, оценивают совершенно некомпетентные в этом вопросе чиновники и правоохранители.
Но складывать руки мы не намерены. Тем более что патриаршее слово внушает определённую надежду на то, что оно будет услышано в Кремле и на Старой площади.
На своих народных площадях в градах и весях мы его услышали.
 
Сергей Попов, госсоветник РФ 2 класса, координатор ОД РЕКА, сопредседатель
Собора русского народа.
 
Что толку в статусе?

Принятие программ поддержки русского языка и этнокультурного развития на первый взгляд шаг очень хороший шаг. Но какова будет их реализация? Примерно представляю, как это будет: найдут прикормленную организацию с таким же руководителем, и ситуация не изменится. Внешне будет прелесть и гармония, а русские так и будут стабильно уезжать.
Да и кто будет заниматься реализацией этих проектов? Церковь? Мы все видели, как мощно и слаженно проходил в Москве Всемирный русский народный собор. Но, к сожалению, не припомню, когда наши руководители церкви в последние годы приглашали к себе представителей русских общин или привлекали к реализации или участию в своих проектах.
Когда те же вопросы в своё время поднимали мы, нас обвиняли в национализме со всеми вытекающими последствиями. А сегодня все стали националистами. При этом почему­то казачьи и русские организации на Собор приглашены не были, хотя глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров там выступал...
Получается, что вопросы, касающиеся русского населения, решаются без нас самих. В то же время хочется верить, что русские, проживающие на Кавказе, получат поддержку и защиту у российского государства, как, например, получают её представители других народов.

Владимир Писаренко.
Северная Осетия
Собор русского народа.
 
Русские — не хворост в чужом костре.
И не крепёж для чужих кирпичей!
Ужель ребёнку в колыбель нести в трясущихся горстях
«Русь – этот прах!
Чти этот прах»?!
Марина Цветаева.
Жизненная важность формирования единого подхода к истории, исторического единомыслия, преодоления разногласий среди самих русских, белых и красных патриотов бесспорна. Это необходимо и для сохранения единства страны в целом, для всех народов Российской Федерации разной этнической, религиозной и социальной идентичности.
Но, на мой взгляд, требует уточнения сама предложенная главой Православной церкви концепция единомыслия. Мол, несмотря на все терзавшие её реформы, революции и контрреволюции, Россия, тем не менее, сохраняла свою цивилизационную идентичность: жертвенную любовь к Родине, братство, чувство долга и ответственности. Следовательно, на этой цивилизационной константе нужно давать оценку событиям прошлого, деятельности правителей и выдающихся фигур нашей истории.
Но в том­то и дело, что в России действовал не только народ, который отбирал и хранил жизненные основы своей культуры. В ней ведь жили и творцы жуткой социальной несправедливости, бездумно и жестоко разрушавшей «духовные скрепы» и снова и снова ставя Россию на грань гибели.
Неужели нас ничему не учат растерзания князьями Киевской Руси и распад единой Руси на частные уделы?!
Какими катаклизмами сопровождалась дворянская приватизация и крепостное рабство крестьян? Разве не их следствием стала конечная гибель целых классов в России? А разве не реформаторы Витте и Столыпин, благодаря гибельной приватизации, разрушению общинной собственности и морали, стали «крестными отцами» революций 1917 года и Гражданской войны в России?
В драматичной нашей истории невероятно трудно сгладить, выровнять все рытвины, тупики уклонений и проигнорировать причины падений. Не свелось бы всё к ещё более глубокому и эклектичному переписыванию истории. Но вряд ли удастся затушевать и преодолеть разногласия белых и красных, правых и левых...
Может быть, не стоит зацикливаться на отборе «положительных примеров» во всех без разбору эпохах?! Не разумнее ли ограничиться исследованием того, что помогло собрать воедино русские земли и русский народ, подавив борьбу честолюбий и неистребимую корысть?!
История свидетельствует, что основой спасения, возрождения и укрепления мощи России всегда становились одни и те же особенные институты, составляющие основы жизни цивилизации и культуры русского народа:
1) единый, сильный ЦЕНТР власти;
2) устойчивая многомерная модель собственности;
3) мобилизационная экономика;
4) и как синтез действия энергий этих мощных факторов – особенный вектор и энергии русского духа. Не индивидуализм, не борьба за права и свободы, а соборность, единение на основе любви русского народа к своим абсолютных ценностям: Русской земле, справедливости, правде­истине и православной вере.
Иначе говоря, благодаря восстановлению этих цивилизационно­культурных основ, а не только благодаря православной вере, гениям­правителям России удавалось пробуждать созидательные энергии народа колоссальной, неодолимой мощи.
Поэтому на этой концептуальной исторической основе можно чётко различать позитивное и негативное в других периодах истории России и однозначно объективно оценивать дела её невежественных или слабых правителей, заводивших её в тупики или направлявших к пропасти.
При таком подходе вовсе неоднозначен вопрос, кто кого духовно формировал — церковь, религия русский народ, его высокий дух или русский народ постепенно достраивал пришедший из Византии институт церкви, поднимал его до соответствия высокому народному духу.
Из цивилизационного кода России и её истории ясно, что не на основе абстрактных библейских заповедей общефедеральному центру власти удастся решить кричащие, гибельные для России проблемы, рождённые четвёртой в её истории ПРИВАТИЗАЦИЕЙ и ликвидацией её государственности.
Это реально только на основе восстановления всех особенных институтов кода цивилизации и культуры России. Главнейшие из них совершенно верно обозначил глава нашей церкви:
1) преодолеть все нарушения и извращения, навёрнутые вокруг русского народа, лишённого собственной государственности;
2) восстановить теоретически и реализовать фактически его государствообразующую, цивилизационно определяющую и культурно ведущую роль на всём пространстве Российской Федерации. Логично, что решение этой задачи не может быть предоставлено другим народам Федерации «разной этнической, религиозной и социальной и других видов идентичности».
«С формулой, предложенной соборниками, страна рухнет», утверждает на Expert Online президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, делая вид, будто ему неведомо одобрение кабинетом министров Израиля законопроекта «О «Национальном государстве еврейского народа» (о чём только что сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на лидера партии Ликуд премьера Нетаньяху). Законопроект предполагает, что статус государства как еврейской страны преобладает над демократическими принципами.
Не так давно они пришли на земли, населённые арабами, и вздохнули: «Арабский мир так велик, почему бы им не жить где­нибудь еще?». То же самое с минуты на минуту можем выслушать и мы с вами. Нас уже решительно выживают (налогами и ценами!) из своих домов и из страны «рафинированные интеллигенты», обвиняющие авторов «Декларации русской идентичности», принятой XVIII Всемирным русским народным собором, в стремлении «приватизировать страну под конкретную группу лиц».
Сатановский пророчит третий за столетие развал страны в том случае, если «Декларацию» кто­либо попробует принять всерьёз. Мол, никакая «болотная» или иная оппозиция не сможет создать столько обиженных, оскорблённых, открытых и скрытых противников власти и государства (что не одно и то же), сколько предложенная формула.
Конечно, назойливое проталкивание православия в качестве непременного качества именно русского народа не просто не соответствует исторической реальности (если, конечно, мы не говорим о её конструировании под задачу нынешними «эффективными менеджерами» от культуры, науки и образования в ранге до министров включительно, то есть о фальсификации). Оно заставляет предположить, что у РПЦ дела с паствой ещё хуже, чем полагают социологи, которые говорят, что истинно верующих (и тем более соблюдающих обряды) в её рядах из людей, идентифицирующих себя с русскими, — два­три процента населения, а в столицах четыре­пять процентов. Это меньше, чем у мусульман (но не катастрофически — там тоже основные кадры не из России, а из числа среднеазиатских гастарбайтеров), хотя и больше, чем у евреев, — ситуация вполне стандартная.

Галина Хмелевская,
доктор культурологии, член президиума СРН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: