slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Словарь – в помощь

Сокровенное

Всеволод Троицкий

Есть слова, которые не вполне осознаются в их истинном значении. Между тем, эти ключевые слова важно осознать именно в точности их смысла. Многих серьезных ошибок, думается, можно было бы избежать, если бы мы знали точные определения понятий, слов, названий и могли бы ими пользоваться. Доктор филологических наук, профессор ИМЛИ Всеволод Юрьевич ТРОИЦКИЙ предпринял попытку создать Краткий словарь основополагающих определений и толкований смыслов слов. Мы публикуем фрагменты этого словаря.
Абсолют, Бог (Господь) — единый и единственный творчески-созидающий источник всеобщего мирового бытия; предначальное, предвечное, довременное, довещественное (доматериальное), допространственное, допричинное первоначало Вселенной (мира) и Бытия-жизни (рождения, созидания, воплощения, движения, развития, преображения, воссоздания); средоточие Истины.
Изначальная реальность: предвечный, довременный, допространственный, абсоютный, единственный (триединый) и непостижимый первоисточник и зиждитель бытия, Творец мира (Вселенной): вещества, естества и человека, созданных посредством овеществлённого воплощения Божественного духовного замысла. Этот замысел проявляется через любовь, составляющую Его сущность.
Бог как создатель и «свет миру» противостоит темной («нечистой») силе. Евангельские определения Бога таковы: «Бог есть любовь» (Иоанн. 14,6), «…Бог есть Дух вечный, всемогущий и вездесущий, всеведущий, всеправедный, всеблагий» (Панин Д.М. Теория густот. Опыт христианской философии конца XX века. М. 1993. с. 52).
Расширяя умственное знание о Боге, мы одновременно увеличиваем соприкосновение мысли с неведомым в Нем, и, таким образом, удаляемся от Его целостного познания. Основу доступного уму познания Бога составляет Истинная вера, как возможное для человека осознание Истины, и реальности бытия Божия, подобие высшего человеческого инстинкта. Вера обретается человеком в ходе его становления и развития через самопознание, знание, миропознание и Откровение.
Антикультура — продукт деятельности, претендующий быть отнесенным к явлениям культуры, но не обладающий непременными свойствами подлинной культуры, имеющий черты, противоречащие ее сущности и обязательным признакам.
То, что не принадлежит по содержанию и форме к какой-либо самобытной национальной культуре, что бездуховно или обладает «темной» духовностью, что не имеет определенной и устойчивой иерархии ценностей, что не причастно к плодотворным национальным традициям, что не ориентировано на духовно-созидательный идеал.
Антикультура – продукт деятельности людей, не обладающих культурой или сознательно действующих в соответствии с политикой разрушения традиционного культурного наследия человечества, то есть национальных культур и культурного сознания общества нормальных людей.
Вера — ясное сознание пути и убежденность в Истине, обретаемые через самопознание, миропознание и Откровение (Богопознание).
Вера (в первоначальной полноте этого понятия) – это прежде всего – целостное переживание и убежденность в бытии невидимой высшей реальности, недоступной научному объяснению в категориях вещественного мира; признание человеком несомненной истинности принятого миропредставления и мироотношения, твердое, целостное и убежденное принятие этого миропредставления и правил вероисповедания «глубиной нашей души» (И. Ильин), вследствие чего это миропредставление и эти правила определяют жизненное поведение человека и означают для него «самое главное в жизни» (И. Ильин).
Иными словами: вера — «нормальное чувство всякого психически здорового человека» (С.С. Корсаков), твердое и целостное принятие определенных исторически воспринятых представлений о всеобъемлющих (таинственных) законах бытия и жизнеустроения, определяющих место и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину. Вера – «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (св. Максим Исповедник). Вера – это то, что переживается и воспринимается «глубиной нашей души» и устанавливается (если это вера, а ни что-нибудь еще) как «самое главное в жизни» (И. Ильин). «Вера есть состояние души, горение сердца – это надо заслужить, тут никакие “мероприятия” не помогут» (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. Спб. 1998. С. 169).
Исторически обретенная вера (религия) образует основание культуры и духовной жизни народа, устанавливает традиционную жизненную ориентацию, составляет его национальное достояние.
Воспитание – целенаправленное формирование и укоренение в самосознании и духовном мире воспитуемого предпосылок мировоззрения, ориентированного на традиционные духовно-нравственные устои и принципы исторически сложившейся национальной культуры, а также формирование и утверждение личности в русле этой культуры на основе духовно-нравственных принципов благочестия, человеческого достоинства, чувства дога и исповедуемой народом веры.
Нормальное (полноценное) восприятие культуросообразно, то есть согласно с традициями национальной культуры. «Национальное обезличение есть великая беда в жизни человека и народа. с ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства» (И. Ильин. О национальном воспитании// Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 томах. Том 1. М 1993. С. 201).
Основой национального воспитания должен быть «культ родного языка» (И.А. Ильин), а также сокровенное знакомство с народными песнями, сказками, жизнеописаниями национальных героев и святых с национальной поэзией, с историей народа и особенно – с устоями Отечества, с его историей, культурой и достижениями.
Нормальное (полноценное) воспитание – неизменно направлено на формирование исторической созидательно ориентированной личности, на возбуждение любви к знаниям, на обогащение и совершенствование внутреннего мира человека, на повышение его культуры и добродетелей в сфере семейной и общественной жизни.
Первостепенное значение для нормального воспитания имеет обретение основополагающих идеалов жизнеустроения (жизненных норм), гуманитарное образование и приобщение к искусству. Успех воспитания во многом определяется характером отношений между воспитанниками и воспитателями, а также информационной средой.
Информационная среда в государстве, желающем иметь будущее, должна быть максимально защищена от антивоспитательного воздействия на сознание молодого поколения.
«Внедрение» в сознание воспитанников информации в духе «новаций», противоречащих нормам, а также выработанным народом духовно-нравственным традициям, охраняющим эти нормы, называется – растлением. В нормальном, нравственно здоровом, обществе растление по закону относится к уголовным преступлениям.
Добро и зло — оценочные понятия, имеющие противоположные коренные признаки, ибо:
Добро возрождает, созидает, оздоровляет, укрепляет, возвышает, облагораживает, освещает, несет процветание и жизнь.
Зло умертвляет, разрушает, приводит к болезни, ослабляет, унижает, опошляет, помрачает, несет увядание и смерть.
«Добро (по Филону — В.Т.) есть цель и норма творения, его начало, его конец и его закон, оно осуществляется в мире через разумную деятельность души…» (Трубецкой Н.С. Сочинения. М. 1994. С. 180).
Долг (нравственный) – органическое свойство личности, способной противостоять предрассудкам и пристрастиям и поступать, как безусловно должно быть, сознавая свой поступок как «закон обязательный для совести каждого» (Трубецкой Н.С. Сочинения. М. 1994. С. 589); общая нравственная обязанность человека и внутренняя склонность поступать в соответствии с законами совести, нравственности, веры и культуры. Истинное понимание и проявление долга непременно включает душевно-сердечное его принятие и исполнение.

Из книги В. Ю. Троицкого «Слава русскому слову». М. 2019

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: