slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Сойдутся ли наши два берега?

Ещё до недавнего времени мир казался устроенным более или менее понятно: был золотой миллиард, был второй мир, скрепляемый неуступчивым Советским Союзом, и, простите, этот, как его —
третий мир, о котором, прямо скажем, не очень-то и думали. А вот Советский блок — это воплощенное зло. Сталин, Гулаг, ракеты на Кубе. Так что не просто вероятный противник.
После крушения Советского Союза, понятное дело, «рассосался» второй мир. Кому-то Европа позволила причалить к её объединённому берегу, кто-то всё ещё тщетно убеждает окружающих, что их земля «це Европа», но России место было чётко указано: вы там, ну, около плинтуса.
Заявление В.В. Путина на конференции в Мюнхене (2007 год), что крушение Советского Союза явилось величайшей геополитической катастрофой ХХ века, его слушателями было воспринято не просто с иронией, но и с сарказмом. Надо было видеть их лица! Молодцы операторы — они несколько раз показали лица наших западных партнёров. Они тогда не поняли, что миропорядок, который наши западные партнёры с такой тщательностью создавали в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии,уже дал трещину.

Западные аналитики сейчас сетуют на то, что лидеры Запада не восприняли тогда всерьёз эти слова российского лидера, но джинн уже вылетел из бутылки... Не буду перечислять события, которые подтвердили опасения ещё вчерашних коллег по G-8.
За эти годы Россия очень быстро заняла место своего предшественника – Советского Союза – на недолго пустовавшем месте «носителя вселенского зла». Свято место пусто не бывает. Без дежурного «по злу» не было бы в мире так уютно. Труднее было бы любоваться собственными добродетелями, не будь коварного вселенского злодея. Если бы не было России, её нужно было бы выдумать.
И выдумали. Теперь всем хорошо, теперь все чистенькие и толерантные, а есть одна страна, где хакеры в ушанках с компьютерами наперевес, глотая на ходу из горлышка водку, непрерывно вмешиваются во все выборы, какие только ни происходят в «свободном мире». Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
В какой-то степени эта статья есть ответ на пожелание редакции газеты «Слово», высказанные после моего сообщения, что мы отправляемся в Америку в гости к родственникам. Я сразу предупредил, что поездка сугубо частная, никаких встреч и участия в дискуссиях не предполагается, так что писать будет не о чем. Но взяться за перо меня вынудила бомбардировка американцами сирийской авиабазы в ответ на якобы имевшую место химическую атаку армии Асада. Ещё там, в Америке, я чувствовал, что нечто подобное может произойти. Не могло не произойти. В этом убеждали те несколько недель, что мы пробыли в Штатах. Да, мы не принимали участия в диспутах, не встречались с экспертами и политологами, но мы беседовали с простыми людьми, которых политологи именуют обывателями. И смотрели местное телевидение.
По опыту прошлых визитов я уже достаточно хорошо знал, что американское телевидение – самое скучное в мире, если только вы не спортивный болельщик (тут всё в порядке!). Когда бы вы ни включили «ящик», вам гарантировано обустройство газонов, приготовление мужчинами сандвичей, похудение женщин и восхищение полным приводом нового вседорожника. Но реклама тут не такая наглая, как у нас.
На сей раз мы подоспели к «раздаче горячего». Да какого — с пылу, с жару: первые шаги президента Трампа! Похоже, все телекомпании во главе с CNN объявили новому президенту войну. Жестокую, беспощадную. Изо дня в день с утра до вечера респектабельные джентльмены (чаще белые) с хорошими манерами, с хорошей дикцией ярко и убедительно (с непременной ноткой горечи) рассказывают соотечественникам, какую ужасную ошибку они сделали, проголосовав за этого человека.
А каков же он, этот человек? Слабое знание языка не позволяло в полной мере оценить слова, произносимые респектабельными джентльменами. Пришлось прибегать к помощи печатного слова. Помог журнал «Контакт», выходящий в Бостоне на русском языке.
Цитирую: «К власти пришёл хам, мужлан, дуболом, фрик, шут, клоун, фигляр, реднек, гаер, рыжий, комедиант, ковёрный, женоненавистник, сексист, расист, исламофоб, ксенофоб и даже расист. И вот такой прожжённый тип банкрот, чучело, оболтус, болван, гад, уголовник становится президентом самой главной страны мира. Караул. Этого не должно быть! Это не мой президент!».
Само собой понятно, что сам по себе такой человек не смог бы утвердиться на вершине власти в самой главной стране мира. Кто-то не просто помог, но и привёл этого мужлана к власти. Вы уже догадались, кто? Но вот американское телевидение здесь действует тоньше. В лоб о «кознях Кремля» говорится вскользь, а вот такой приём используется часто: при стенаниях и причитаниях о кознях внешних сил на экране медленно появляется знакомая миру картинка с зубчатой красной стеной и башнями со звёздами. Умный (и даже не очень) телезритель сам поймёт, откуда ветер дует. Через пять минут после рассуждений о том, что Трамп — это не американский президент, а ставленник внешних сил, на экране появляются очертания куполов храма Василия Блаженного.
Передачи такого рода транслируются в ранние утренние часы, в обед и, разумеется, в прайм-тайм, когда все дома. Мы за время поездки были в пяти штатах (кроме Массачусетса, наши дороги пролегали через Нью-Джерси, Пенсильванию, Нью-Йорк, Флориду), и нигде на экранах телевизоров мы не слышали передачи, агитирующей за Трампа. А ведь за него проголосовала половина избирателей страны. Но это легко отбрасывается — «Трамп не наш президент...» Невольно вспомнились гневные слова советологов, кремленологов, специалистов по советской истории, которые препарировали механизм «ужасной советской пропаганды», рассказывая нам о «кознях» Суслова, Щербакова, Мехлиса и других мастеров пропаганды, которая претит самой природе «свободного мира».
Мне кажется, что Трамп в условиях этой, объявленной ему тотальной информационной войны, ещё долго держался, прежде чем отдал приказ нанести удар «Томагавками». Ведь они, ударившие по сирийской авиабазе, имели ещё другие цели: и собственный электорат, и воинственно настроенный лагерь демократов, и разболтавшуюся европейскую тусовку, и, разумеется, Россию.
Обыватель доволен: Америка сильная, Америка всегда права. Это для внешней аудитории нужны хоть какие-то аргументы, но здесь на выручку приходит «неубиваемый» козырь: «нет никаких сомнений». Успех этого аргумента вдохновлял многих политиков. Помнится, на следующий день после того, как над Украиной был сбит пассажирский самолёт, тогдашний президент США во всеуслышание заявил, что виновники должны быть наказаны. Но, дескать, нет никаких сомнений, что это не могли сотворить демократические власти новой Украины. И вот уже три года разного рода комиссии, подкомисии, комитеты и целые парламенты обслуживают аргумент Обамы. Выводов комиссии так и нет, но весь мир уже убеждён, что стреляли ополченцы (как вариант, россияне), так что теперь и надобность в расследовании вроде бы отпадает – виновник-то назначен.
И в сирийском кризисе виновник назначен, и в остальных беспорядках, происходящих в мире он, этот виновник, известен. Так что удар по сирийской авиабазе – это урок России. Американцы довольны – так русским и надо!
Война в Корее, которая была первым столкновением наших стран, не поколебала уверенности Америки в своём лидерстве. А вот первый спутник, Юрий Гагарин, корабли «Восток» и «Союз», лунники задели самолюбие американцев больше, чем что-либо.
Но подлинный шок, вызвавший настоящую волну ненависти к «зловредным русским», вызвало известие о том, что совсем рядом, под боком, на Кубе появились советские ракеты. Никогда в своей истории американцы не испытывали такого страха – война всегда была далека от их берегов, понятием для обывателя отвлечённым (ну, стреляют где-то во Вьетнаме, Эфиопии или Ираке, так это их дело). А тут вдруг рядом ракеты! Этого унижения страхом американцы не забыли до сих пор, и все те ограничения, которые с тех пор сыпались на нашу страну в виде санкций, бойкотов, ультиматумов, существуют и по сию пору. И будут существовать ещё долго, поскольку рядовые американцы вовсе не за то, чтобы эти санкции были отменены, они, американцы, должны быть сильными, а русских за их строптивость следует наказать.
Как это сказывается в реальной жизни Америки? Пример опять-таки из личной жизни. Отправляюсь я на прогулку с 6-летней племянницей на детскую площадку. Она, как целый городок, – с горками, шалашами, качелями, автодромом для детских машин. И «население», как в целом городе, — светлокожие дети, очень тёмные и не очень, китайцы и индусы. И няни-мамы такие же. Я, как положено, слежу за своей подопечной, контролирую, чтобы она не упала с горки, не залетала высоко на крылатых качелях, голосом пытаюсь остановить её прыть. Через некоторое время племянница подходит ко мне и шёпотом просит не говорить по-русски: здесь этого не любят.
Сестра жены, которая живёт в Америке уже более десяти лет, говорит, что в последние два-три года она в компании старается не называть страны, откуда родом. Приехали...
Удивительно, но и от американцев мы слышали нечто подобное. С огорчением и удивлением наши собеседники признавались, что в последнее время они заметили: отношение к ним в мире резко изменилось. Как так? Ведь они всеми силами стремились нести миру добро, свои замечательные рецепты устройства такой же прекрасной жизни, как у них в Штатах. А тем, кто от них отказывался, доставались бомбы или, на худой конец, санкции.
Наш родственник, помогая нам собраться в дорогу, посетовал на то, что нам нельзя взять с собой побольше продуктов. Ведь с этими санкциями у вас в России, поди, совсем ничего нет. Ну, как отнять у человека сказку про всемогущество санкций и величие Америки?!
Сойдутся ли наши два берега? Слишком уж мы разные. Для того чтобы лучше узнавать и понимать друг друга, надо бы для начала возвести мосты. Но к этому на том берегу пока никто не готов…
Статья подготовлена и опубликована с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Народ и политика».
 
Юрий ОСТАПЕНКО
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: