slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Собор Российской Империи

В Заксобрании Петербурга, газетах, электронных СМИ, на телевидении идёт острая дискуссия по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Своими размышлениями об этом делится наш постоянный автор, известный писатель Николай КОНЯЕВ.
Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом.

*   *   *
Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи.
Лучшее свидетельство этому — санкт-петербургские храмы.
Самый замечательный памятник Петру I — не Медный всадник.

Медный всадник — это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого — так получилось! — пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе.
Храм, освящённый в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (по новому стилю. — Авт.), и родился Пётр I, строили, по сути дела, почти до самой революции... Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года...
Между тем деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещённая с «чертёжным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга.
В этой церкви в 1712 году венчался Пётр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм по приказу Екатерины II разобрали на кирпичи...

*   *   *
Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но всё-таки почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому.
Поразительно точно соединяются гонения на православных, учинённые царём Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.
Слушаешь «Житие Исаакия Далматского», и кажется, это не с императором Валентом, а с Петром I и говорил святой:
— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.
Сколько раз обращались с подобными словами русские монахи к Петру I, и не желал даже и ответить им государь, «презирая их, как простецов и безумцев…»
Трижды повторял и преподобный Исаакий свою просьбу, пока разгневанный император Валент не приказал бросить его в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага растекалась болотная топь, из которой никому ещё не удавалось выбраться, но с помощью Божией преподобный остался жив.
Он догнал императора и воззвал:
— Ты хотел погубить меня, но святые ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих!
И так тоже было в жизни Петра I...
Скольких праведников заковывали по его приказу в цепи, как это запечатлено на барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта?
Валент, конечно, оказался милостивее Петра.
Когда Исаакий предрёк ему поражение и смерть в горящем сарае, он только приказал заточить преподобного в темнице…
Но это уже сюжет барельефа восточного портика, обращённого к Невскому проспекту. Надпись по фризу гласит: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
А на фронтоне западного портика, обращённом в сторону Сената и Синода, запечатлена сцена, произошедшая уже после того, как сбылось предсказание преподобного. Исаакий Далматский с крестом в руке благословляет нового императора Феодосия.
Сцена эта явно корреспондируется с правлением Романовых-Павловичей.

*   *   *
Прогуливаясь возле Исаакиевского собора, можно найти немало подобных совпадений, и трудно тут уйти от мысли, что строительство гигантского храма в память преподобного, которого не слишком-то хорошо и знали на Руси, — это попытка потомков Валента-Петра соотнести на Небесных Весах свои свершения с деяниями первого русского императора.
Знаменательно, что освящение Исаакиевского собора 30 мая (11 июня) 1858 года, на день памяти преподобного Исаакия Далматского,  предшествовало главному свершению царя-освободителя Александра II. Через три года он освободит крестьян от крепостной неволи...
И как тут, вспоминая об этом великом свершении Александра II, не обратить внимания на случайное — случайное ли? — расположение конных памятников императорам возле собора.
Пётр I, превратившийся в Медного всадника, стремится ускакать прочь от воздвигнутого в его память собора...
Но ещё замечательней размещение конного памятника Николаю I, императору, положившему всю свою жизнь на искоренение у дворян охоты заниматься дворцовыми переворотами и установление одинакового для всех подданных порядка.
Сооружённый по проекту создателя Исаакиевского собора Огюста Монферрана памятник (конная скульптура выполнена Петром Карловичем Клодтом) изображает Николая I, скачущего к собору, который своим освящением предваряет великое освобождение Руси.
Воистину долго и трудно давалось нашей стране постижение этого.
Воистину трудно и долго строился этот собор…
Есть даже такая пословица: слава Богу, вот и Исаакиевский собор построили! И она не только о строительстве здания, но и о том тайном и гораздо более важном, что происходило в нашей истории…

*   *   *
Сейчас былую пословицу можно переделать.
Сейчас можно говорить: слава Богу, вот и Исаакиевский собор вернули Русской православной церкви, вернули православному народу!
Конечно, можно посочувствовать, что в жизни некоторых уважаемых сотрудников музея возникнут определённые проблемы, но как-то неловко слушать рассуждения представителей музейного сообщества, сомневающихся, сумеет ли Русская православная церковь сохранить те произведения искусства, что находятся в Исаакиевском соборе...
Вообще-то нам ещё предстоит осмыслить, как всего за несколько десятилетий музейного хранения и реставраций превратились в рассыпающиеся от малейшего движения воздуха музейные экспонаты те «произведения искусства»,  которые в бытность их Чудотворными иконами, выносили навстречу стрелам и снарядам, чтобы остановить вражеское нашествие или утишить бушующий огонь пожара...
Ещё более нелепо звучат рассуждения о помехах, которые якобы будут создавать экскурсионной работе регулярные церковные службы, что начнутся в Исаакиевском соборе.
Экскурсионная работа будет продолжена, ну а главное, сама возможность для любого петербуржца или гостя нашего города свободно войти в этот Собор Российской империи и увидеть его в том духовном наполнении, для которого он и был предназначен, право же, стоит любой, самой замечательной экскурсии.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: