slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Слово о русской иконе

В энциклопедии «Русская ико-на и религиозная живопись» собраны сведения обо всех значительных русских иконописцах, иконах, фресках, картинах на религиозную тему, отражены вопросы богословия, истории и техники иконы. Главное внимание уделено изучению иконографии Иисуса Христа, чудотворных икон Божией Матери и русских святых. Даны сведения и о старообрядческих иконах и иконописцах, о некоторых знаковых фигурах данного направления.
Большая Энциклопедия русского народа «Святая Русь» издаётся по благословению выдающегося подвижника Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Хочу особо отметить подвиг исследователя О.А. Платонова. Помнится, в разгар перестройки группа лиц объявила об издании русской энциклопедии. На фоне здания ЦДЛ была сделана даже памятная фотография группы в 30-40 человек по случаю начала большого дела. Но дело не состоялось. Как канули в Лету и многие общества и партии того времени, хотя иные проводили свои учредительные съезды в Колонном зале или в кинотеатре «Россия»…
А вот Платонов взялся за гуж тихо, бесшумно, без банкетов и фотографий. И делает практически 20 лет своё историческое дело.
И ещё хочу отметить отсутствие номенклатурной окраски в энциклопедии «Святая Русь». Платонов — убеждённый монархист, как это и положено быть православному, фундаменталист в лучшем смысле этого слова, стойкий противник масонства, экуменизма, модернизма и прочих ересей. Ведь у нас в последние годы иные отцы стали стесняться предупреждать об антихристе и антихристовой глобализации, забывают, что не только лютеране и баптисты, но и приверженцы папы римского — еретики. Платонов и его авторы (В. Гусакова, Стрижев, Перевезенцев, А. Любомудров) не стесняются говорить правду, стоять за каноническую чистоту Православия.
Упомяну также ещё две последние книги Платонова: «Россия и мировое зло. Труды по истории тайных обществ и подрывной деятельности сионизма». (Москва, Алгоритм, 2011) и «Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ» (Москва, Алгоритм, 2011).
В энциклопедии, по-видимому, отмечены все русские иконы. Хотелось бы напомнить о тех, которые, быть может, не всем известны. Например, в 1914 г., в самом начале Отечественной войны с Германией и Австро-Венгрией, Божия Матерь явилась под Августовом в 11-м часу ночи обозу 2-го разряда бригады лейб-гвардии Кирасирского Его и Её Императорского Величества полка. Явление Богоматери русскому воинству продолжалось полчаса. И вскоре было успешное сражение под Августовом. По распоряжению Государя Николая Второго листовки с изображением «Августова явления» были отпечатаны большим тиражом. Митрополит Макарий Московский (Невский), один из немногих, кто впоследствии останется верен Помазаннику, благословил написание Августовской иконы Божией Матери.
Другую икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на Вы» освятил сам Иоанн Кронштадтский, а позднее он благословил купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого и предрёк, что он будет молиться перед этой иконой «Спасительницей России» за всю Русскую землю 1000 дней. В годы Великой Отечественной войны старец выполнил наказ о.Иоанна. Он повторил подвиг св.Серафима Саровского. Наряду с Державной иконой образ «Аз есмь с вами, и никто же на вы» считается Покровительницей современной России и Спасительницей Русской земли. Не будем об этом забывать.
В своё время святитель Григорий Великий (VI — нач. VII в.) сказал: «Иконы выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах». В этой связи в России имел большое значение жанр житийных икон. Как пишет один из авторов энциклопедии, «в России житийный жанр был особенно любим и потому получил самое широкое распространение по сравнению с другими православными странами. Это позволяет рассматривать житийную икону как исключительное явление русской национальной культуры, сочетающее в себе слово и образ».
Двухтомник «Русская икона и религиозная живопись» посвящён иконам, иконописцам, художникам. Но поскольку персонажи этих шедевров искусства  посвящены большей частью русским святым, то в издании нашлось место и для самого сжатого изложения житий наших подвижников. Трудно оторваться и от этой части текстов. Монах, архиеписком Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (1896—1966) — «один из самых ярчайших носителей духовных ценностей и идеалов Св. Руси. В Шанхае епископ Иоанн вёл жизнь сурового аскета, лишал себя сна и пищи, носил зиму и лето сандалии без чулок, его ряса была похожа больше на одежду нищего». И при этом владыка вёл кипучую деятельность, создал приют для 3000 бездомных детей.
Основатель Александрова Свирского Свято-Троицкого монастыря в 22 км от Ладожского озера святой Ал. Свирский (1448—1533) сподобился лицезреть Пресвятую Троицу в виде трёх ангелов (ок. 1507 г.). «За всю историю человечества, — отмечает энциклопедия, — откровению Триединого Бога сподобились только ветхозаветный праотец Авраам и преподобный Александр Свирский. Это откровение несет таинственный смысл и знак любви Божией к русскому народу. В лице преподобного Александра Свирского — русского новозаветного Авраама — сама Святая Троица избирает русский народ народом-Богоносцем, исповедником истинной веры Христовой в конце мировой истории».
И нашим мученикам приходилось страдать не только от масоно-большевистских изуверов в XX веке, но и на протяжении всей истории от других гонителей Православия. Игумен Афанасий Брестский (+ 5.09.1648) был умучен врагами истинной Веры католиками и униатами. Он выступил в польском сейме в защиту гонимых, заключен властями в тюрьму, а после освобождения был схвачен и после жестокой пытки расстрелян в лесу. Это был XVII век. А двумя столетиями раньше пресвитер о. Исидор Юрьевецкий (Дерптский)  встал на защиту Православия, попираемого рыцарями Ливонского ордена. Эти рыцари принуждали православных граждан Юрьева к унии с Римом. Вот и сейчас в начале XXI века слышны голоса в пользу дружбы с католиками. Так вот, в праздник Крещения Господня, когда о.Исидор совершал великое водоосвящение на реке Омовже, он и 72 прихожанина — мужчины, женщины и дети — были схвачены ливонцами и после двухдневных издевательств утоплены в крещенской проруби. А в ХХ веке на Втором Ватиканском соборе 1962—1965 гг. эти еретики вовсе предали Иисуса Христа, духовно соединяясь с нехристями.
История помнит и святых , ритуально замученных иудаистскими экстремистами. Это, в частности,
6-летний Гавриил Белостокский и преподобномученик , святой Евстратий Печерский. Святой Евстратий был захвачен половцами в плен и продан иудейскому изуверу в город Корсунь. Тот за отказ пленников отречься от Христа в течение 10 дней уморил всех голодом. Выжил только Евстратий. И тогда христоненавистник дождался Св. Пасхи и распял в Светлое Христово Воскресение киево-печерского инока на кресте.
Троцкистам-ленинцам было с кого брать пример. Ведь только в первые 5 лет «пролетарской революции» (1918—1922) новые богоборцы и русофобы уничтожили 18 миллионов русских, или 12% населения Россия. РКП(б)-ВКП(б) прямо заявляла вплоть до начала 30-х годов, что ее главный враг — «великодержавный русский шовинизм». Это была поистине Русская Катастрофа. Сегодняшняя номенклатура загораживает, заслоняет, маскирует эту катастрофу деяниями Сталина в 30-е годы. Словно и не было жуткого тотального геноцида 1918—1922 годов.
Учение о Третьем Риме нашло отражение и в иконописи. «В конце XIV—XV вв. сложилась иконография святых Бориса и Глеба, стоящих по обе стороны от отца, святого князя Владимира. Все трое представлены в богатых княжеских шубах с крестами и мечами в руках. Так в Византии изображали императоров. В России эти иконы получили распространение в княжение великого князя Василия Второго и последующую эпоху формирования Московского царства.  Они знаменовали о том, что правящая династия рода Рюриковичей отмечена святостью своих представителей.
Выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848—1916) считается одним из ведущих деятелей православно-национального направления в церковном искусстве. «В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота, духовная мудрость, отвага и стойкость — качества, характерные именно для русских святых. Васнецов активно участвовал в мероприятиях Союза русского народа им. Михаила Архангела. Созданный им сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал изобразительным гимном православному миру и его центру — Святой Руси».
Когда смотришь на иконы, созданные двумя гениями — Андреем Рублевым и Дионисием, другими талантливейшими художниками московской школы иконописи, новгородской, тверской, строгановской школ, осознаешь четко и зримо: мы имели великое искусство, создали изумительную красоту Божьего мира. Русская иконопись — это мировое явление, стоящее в одном ряду с искусством Древней Греции, Византии, Италии. Это искусство вселяет гордость за наше славное прошлое.
Обращаю особое внимание на статью в первом томе «Мироточение и плач икон». В ней говорится: «История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода». Иконы исцеляли болящих, оберегали от врагов, пожаров, стихии.
Например, в книге Е. Поселянина отмечены 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви. И вдруг что-то совершенно невиданное случилось в ХХ веке.
Православный писатель Сергий Нилус свидетельствовал, что на Украине обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. В Новгородском и Старорусском уездах было  более 150 случаев.
И вот второй период — 1991 год. Начало времени повсеместных знамений от икон. «...Именно с 1991 г. сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей. На Светлой Седмице 1991 г. источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 г. в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 г. в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Это случилось за две недели до беловежского злодеяния — расчленения Великой России на куски, на кровоточащие куски.
И если в 1920-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области, то в 1990-е местом знамений стала вся Россия.
«Это небывалое явление в истории  страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение.
Тем не менее по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви  и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происходящего» (А. Любомудров, т.1, с.784—785).
С 1991 г. Россия оказалось ввергнутой в пучину новых скорбей и испытаний. Иеросхимонах , преподобный Серафим Вырицкий (1866—3.04.1949) предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен».
Мы дожили.
Добавлю, что незабвенный Серафим Вырицкий говорил о России так: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел, говорите всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Мы — русские! С нами — Бог!

Владимир ОСИПОВ, глава Союза «Христианское Возрождение», сопредседатель Союза Православных Братств

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: