slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Скандальная, как сам Дали

{mosimage}О  некоторых  новинках  интеллектуальной  литературы
Стенд издательства «Время» традиционно открывал экспозицию ярмарки интеллектуальной литературы «Нон-фикшн». И это исторически справедливо, ибо с самого своего возникновения это московское издательство работает именно в русле высокой прозы и поэзии, уделяя немало места мемуарам, литературной критике и другим гуманитарным направлениям «нон-фикшн».

 

О прозе и поэзии мы поговорим в наших следующих обзорах, а пока хотел бы представить читателям три книги литературно-критических изысканий, вышедшие в издательстве «Время».
 
  Начну с книги Ивана Толстого «Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ», изданной, как полагаю, к 50-летию награждения поэта Нобелевской премией по литературе. Историк «холодной войны» Иван Толстой посвятил своим литературно-издательским изысканиям вокруг судьбы романа двадцать лет. Похоже, Пастернак столько времени не работал над романом, вокруг которого была поднята грандиозная шумиха. Самое парадоксальное заключается в том, что в «Докторе Живаго» нет той антисоветчины, которую приписывали поэту и с которой соглашались, не глядя. «Роман я не читал, но осуждаю» относительно «Живаго» стало народной присказкой. Так что же произошло? Почему ЦРУ напечатало эту книгу за счет своих «рептильных» фондов? Ведь в ней нет и сотой доли взрывной силы «Архипелага ГУЛАГ». Литературоведческий «детектив» Ивана Толстого проливает свет на многие тёмные пятна той истории полувековой давности, которая и сегодня не всем по душе.
  «Комментарии» Аллы Латыниной имеют подзаголовок «Записки о современной литературе». Автор с 2003 года ведёт в журнале «Новый мир» постоянную рубрику «Комментарии», а посему первая большая часть книги составлена из статей, публиковавшихся в этом журнальном разделе. Это своеобразный дневник литературного критика, в котором отражаются все противоречия современного литературного процесса, все блуждания новых авторов между «высокой» прозой и «массолитом». Впрочем, достаётся от Латыниной не только писателям, но и собратьям по критическому цеху. В частности, Сергею Чупринину, книга которого «Русская литература сегодня: Новый путеводитель» вышла вторым дополненным изданием. Литературная хроника последних двадцати лет в изложении известного критика, главного редактора журнала «Знамя», краткий биографический справочник наиболее заметных писателей России, история литературных премий, подноготная писательских союзов и многое другое, «что вы хотели узнать о современной российской литературе, но не знали, у кого спросить». Теперь знаете. Обращайтесь к «Новому путеводителю» Сергея Чупринина, и всё встанет на свои места.
  Рядом со стендом издательства «Время» располагался стенд не менее интересного и оригинального издательства «Новое Литературное Обозрение» («НЛО»). И здесь тоже книги о современной литературе, в частности «Одиннадцать бесед о современной русской прозе». Среди собеседников шведской журналистки Кристины Роткирх – Борис Акунин и Юрий Мамлеев, Эдуард Лимонов и Михаил Шишкин, Виктор Пелевин и Евгений Гришковец, Людмила Улицкая и Людмила Петрушевская. Их мнения различны, порою диаметрально противоположны, но это лишь фрагмент того литературного ландшафта, который сложился в России на сегодняшний день. Одиннадцать литераторов, представленных в этой книге, можно отнести к представителям российского постмодернизма. А он, собственно говоря, никогда не определял картину русской литературы на протяжении трёх столетий. Коль скоро речь у нас пошла о постмодернизме, хотелось бы остановиться ещё возле одной новинки «НЛО». В книге известного литературоведа и культуролога, профессора Калифорнийского университета в Беркли (США) Ольги Матич «Эротическая утопия» исследуется явление, известное как «русский духовный ренессанс», в рамках которого плеяда визионеров-утопистов вознамерилась преобразить жизнь. Их мироощущение воплотилось в новаторских художественных и жизненных практиках Владимира Соловьева, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, Андрея Белого и Василия Розанова и было обусловлено попытками преодолеть эпохальный кризис. Продолжить обзор новинок издательства «НЛО» я хотел бы рассказом о большом проекте «Эвтерпа, ты?».
  «Про эту книгу можно сказать, что она почти в той же мере писала себя сама, в какой писал её я: некоторые встречи проходили спонтанно, иных я искал, а иногда добивался, часто одни влекли за собой другие. Несколько лет назад я задумался над тем, что у меня накопился огромный материал, связанный с русской художественной жизнью: почти за полвека в метрополии, а за последние двадцать лет и во внешнем мире. Мне показалась небезынтересным свести его в книгу», — пишет автор «Эвтерпты» Михаил Мейлах.
  Книга получилась огромная. Пять её разделов тянут на отдельный том.
  В первом из пяти томов автор рассказывает о русском балете. В остальных книгах, которые готовятся к изданию, будут представлены «Живопись», «Музыка», «Опера» и «Театр и Десятая Муза» (т.е. театр и кино).
  В них представлены отклики автора, известного филолога и писателя, на события художественной жизни в России и на Западе, печатавшиеся в русской и зарубежной прессе на протяжении последних пятнадцати лет. Авторские статьи органично дополняются многочисленными интервью (в подавляющем большинстве не изданными), которые он брал у деятелей русской культуры: артистов, художников, танцовщиков, хореографов и музыкантов, живущих главным образом на Западе, или у деятелей искусства, так или иначе связанных с Россией. Среди них — дягилевские балерины, балерины и солисты легендарных «Русских Балетов Монте-Карло», ведущие танцовщики (Михаил Барышников), композиторы русского музыкального авангарда (Шнитке, Губайдулина, Денисов). Далее — выдающиеся дирижеры и исполнители (Рождественский, Баршай, Кремер). Потом — художники-авангардисты «новой волны» (Оскар Рабин, Кулаков) или представители русских художественных династий (Р. Добужинский, Е. Серебрякова, С. Голлербах, Т. Фаберже и др.).
  Итак, пока мы имеем том первый – «Балет». Остаётся надеяться, что издатели не затянут с выпуском очередных томов.
  Шесть книг эссе и очерков, которые составили корпус новой книги Александра Гениса «6 пальцев», ранее издавались в разных сборниках на протяжении десяти лет. В новой книге они органично составили некий «роман воспитания», поскольку все внешне разрозненные книги сливаются в автобиографию автора. Здесь Генис путешествует по городам и весям, а заодно и по своей жизни. Эту интересную книгу я «отследил» на стенде издательской группы «Аттикус».
  И в заключение хочу «на десерт» представить книгу Катрин Милле «Дали и я». Уже самое имя автора книги заставляет вспомнить скандальную «Сексуальную жизнь Катрин М.». О Дали писали многие авторы. Сам «великий и ужасный» создал «Тайную жизнь Сальвадора Дали», в которой продолжил свои гениально-шарлатанские экзерсисы. Экзотическая «молодящаяся старушенция», приехавшая по приглашению издавшего на русском языке её книгу питерского издательства «Лимбус-пресс» на юбилейную «нон-фикшн», была щедра на автографы и воспоминания. Относительно Дали у Катрин Милле своя точка зрения, оспаривать которую бесполезно. Но книжка получилась интересная. Скандальная, как сам Дали.

Виктор ПРИТУЛА. 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: