slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Шахматные игры с ракетами наперевес

Едва увидев свет, книга Алексея Пушкова «Глобальные шахматы. Русская партия» вызвала интерес у французов и скоро будет издана в Европе. Почему? Исходя из того, что Россия вновь вышла на мировую арену в качестве ключевого игрока, публицист и сенатор прослеживает логику наших национальных интересов от горбачёвского периода до нынешних дней. Детально разбирается, как сдавали мы позиции, становясь из ведущих ведомыми, анализируются личностные особенности Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина. Начав реформы, эти лидеры слабо представляли, куда это приведёт, не понимали они и того, что США никогда не согласятся править миром с кем-то на равных.
Горбачёв думал, что достаточно отказаться от линии, проводимой СССР — гонки вооружений, военно-стратегического соперничества с США, советского присутствия в Восточной Европе, — и Запад прикроет НАТО, забудет о мировой экспансии и попытках ослабить Россию. Иллюзии, что стоит прекратить конфронтацию и новый мир как-то выстроится сам по себе, тогда были у многих.
ГДР сдали безо всяких условий, лишь под словесные нигде не зафиксированные гарантии госсекретаря Бейкера о том, что НАТО ни на дюйм не продвинется на Восток. «Мы согласны на воссоединение Германии», — поспешило заявить наше руководство, начав выводить 350-тысячную советскую группу войск вместе с танками. Гигантскую силу мы сами свели к нулю. Подобные эпизоды описаны в книге с эксклюзивными подробностями.
Посетивший Москву в 1993-м Ричард Никсон, услышав ответ тогдашнего главы МИДа Козырева на свой вопрос об интересах России («У России нет национальных интересов, только общечеловеческие», — произнёс этот «общечеловек»), изумлённо покачал головой и воскликнул: «Да-а, с такими политиками страна далеко не пойдёт…».
Горбачёв был не первым из наших лидеров, кого Запад обманул, но в отличие от других он был «обманываться рад». Отвергая старое, предлагал утопию. Не справлялся ни с экономикой, ни с социальной ситуацией, ни с нараставшим беспокойством в национальных республиках. Абсолютно не понимал, что и как делать во внешней политике. Риторику Тэтчер, Коля, Миттерана и Рейгана либо принимал за чистую монету, либо заставлял себя им верить. Его не хватало на всё, теряя дно, не знал, за что схватиться, и в итоге оказался унесённым потоком собственноручных починов.
Ельцин, по мнению Алексея Пушкова, был достойным преемником Горбачёва, хотя тот и говорил: «Вы меня с Борисом через запятую не ставьте». Оба не осознавали, что западная власть осуществляет политику через манипулирование, где обман — норма. Что методом опережающих уступок действовать нельзя: это воспринимается как должное, как признак слабости и как шанс нарастить собственные мускулы.
Ситуацию, когда страна капитулировала перед Западом, пришлось выправлять Путину. Он отверг логику этой добровольной зависимости, продолжив усилия, решительно начатые Евгением Примаковым.
Нынешнее обострение отношений с США и Евросоюзом зрело давно и осложнилось задолго до Крыма. Вспомните: 2001-й — вторая волна расширения НАТО, США вышли из договора по ПРО. 2003 год – срыв плана Козака по Молдавии. 2004-й, когда у нас ещё «типа хорошие отношения» — борьба за Украину: Ющенко приходит к власти при поддержке Запада через 3-й тур, которого, согласно украинской конституции, быть не должно. 2007-й — мюнхенская речь Путина с заявлением: однополярный мир не отвечает интересам России и человечества в целом. Все участники сборища смотрят в стол, будто им неловко и словно не они, а Россия развязывает холодную войну. Дальше — нападение Саакашвили на Южную Осетию, что явно было сделано не по собственному почину. После чего Чейни заявляет: Россию нужно подвергнуть изоляции. 2011 год – агрессия Запада против Ливии, а за ней сирийская история. «Я в феврале 2012-го был в Дамаске, — говорит Алексей Пушков, — уже обстреливали российское посольство и стреляли из миномётов по центру города». И наконец, Майдан… Эти мощнейшие перипетии помогали нам осознавать свои подлинные, а не мнимые интересы.
«Утратив Восточную Европу, мы проложили путь к распаду Советского Союза. СССР нет, но мысль, что Российская империя не закончила своё существование, по-прежнему бродит. Задача расчленения РФ, в которой 23 республики, ещё не решена. Поэтому, чтобы сохраниться как государству, мы должны иметь прочные международные позиции. Посмотрите на Югославию…», — предостерегает Алексей Пушков.
Путин сумел добиться того, что Россия начала возвращать приличествующий ей международный авторитет. Ему удалось побудить лидеров крупных держав начать уважать и его лично, и страну, которую он возглавляет. Как сильный игрок на международной арене, он прекрасно видит, что американцы будут бороться за сохранение и укрепление однополярного мира, что категорически не совпадает с нашими интересами.
От американского давления начинают страдать и другие страны. Санкции объявлены против Китая, Турции, ими угрожают Индии, которая вознамерилась закупить наши ракетные системы С-400 и военные корабли. Санкциями грозят Европе, заинтересованной в «Северном потоке» и в наших энергоносителях, и даже Международному уголовному суду… Что дальше? Вступление Грузии и Украины в НАТО? Холодная война уже переросла в ледяную…
Но ядерное оружие заставляет играть в шахматы, не позволяя перейти к ударам бейсбольными битами. Тот же Трамп не раз обращал внимание на то, что Россия — ведущая ядерная держава и небезопасна для США. Россия опять пробует себя на роль главного конкурента. У Поднебесной своя игра. Очевидно, что судьба мира будет решаться в этом треугольнике. Выстраивая свои отношения с США, Китай демонстрирует стремление к военному сотрудничеству с Россией в то время, как американцы вводят ощутимые тарифы на китайские товары.
Сдвиг сил в международном масштабе влияет и на самооценку Штатов. Китай их обгоняет, на передовые позиции теперь выдвигается и Индия.
Американцы рискуют попасть в знакомую ловушку — перенапряжение сил. Именно оно стало причиной падения всех великих империй.
Умные американцы спрашивают: что мы делаем? Всё время толкаем китайцев и русских навстречу друг другу. В системе китайских национальных отношений Россия — не противник. И если с Западом для нас на первом плане тема безопасности, то со стороны Востока главное — эффективность отношений. Китай, который готовится к длительному противостоянию с США, не пойдёт на обострение с нами.
«Это не история внешней политики, а очерки осмысления эволюции национальных интересов России в зависимости от системы правления и взглядов руководителей государства», — поясняет автор, подчёркивая, что аналогия с шахматами возможна лишь до определённой степени, потому что мировые процессы гораздо сложнее, чем шахматная игра. Представления о национальных интересах меняются. Если в 90-х российские интересы были на задворках, то сейчас дебаты о них опять стали мировым трендом.
Что впереди? — Сочетание конфликтов и взаимодействия. Скорее всего, именно это будет лейтмотивом глобальной политики ближайших десятилетий. Пока не выстроится новое соотношение сил на планете. Скучно не будет. Бурная жизнь землянам обеспечена.

Татьяна КОВАЛЁВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: