slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Семь томов в подарок

К уже скорому (23 октября) 80-летию выдающегося русского писателя Василия Ивановича Белова Издательский центр «Классика» выпускает 7-томное собрание его сочинений. Этот самый полный на сегодня свод произведений вологодского кудесника слова — желанный подарок как для самого Василия Ивановича, так и для многих тысяч поклонников его творчества по всей России. Вкусы самых требовательных ценителей книги, несомненно, будут удовлетворены этим подлинным шедевром издательского искусства – очередным подтверждением неизменного эталонного качества ИЦ «Классика», у истоков которого стоял академик РАН Николай Скатов и издатель Владимир Кузин.
Сработанное с великим

    прилежанием и любовью, на высочайшем уровне полиграфической культуры, собрание сочинений великого мастера достойно увенчало усилия редакционной коллегии. В неё входят О. Белова (составитель и супруга писателя), а также ведущие специалисты по отечественной литературе Ф.Кузнецов, Н.Скатов, В.Ганичев, С.Баранов, И.Поздняков, Е.Устинова и руководитель издательского центра «Классика» В.Кузин. Общую редакцию осуществлял Ф.Кузнецов.
Собрание выпущено в рамках издательской программы Международного Пушкинского фонда «Классика» и издано при финансовом содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и при самом деятельном участии правительства Вологодской области, ставшего инициатором этого проекта. Понятно, что вологодчане трепетно относятся к творчеству своего великого земляка, прославившего вологодскую землю далеко за её пределами. Нынешнее юбилейное издание – дань их глубокого уважения к Василию Ивановичу Белову. Нельзя не отметить и особую роль, которую сыграл в этом деле экс-губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв, ныне депутат Госдумы, человек, влюблённый в творчество Василия Ивановича. «Для меня Белов это часть нашей Родины, часть всего, что нас окружает, — говорил губернатор на одном из торжеств в честь Белова. — Я Василия Ивановича полюбил, когда начал читать его рассказы. И вот однажды я читал рассказ, где описывается предгрозовое состояние природы. Он пишет простыми словами, но так, что ты чувствуешь аромат трав, ты ощущаешь, как после грозы запах озона в воздухе стоит. Мне кажется лучше Белова о нашей земле, о нашей природе, о нашем Отечестве никто не писал». Позгалёв, к слову, в бытность свою губернатором очень много делал для писательской организации Вологодчины. И вместе с нынешним губернатором Олегом Кувшинниковым продолжает делать сегодня…
Кто и что есть Белов в русской жизни и в отечественной словесности? Может, и негоже ранжирить писателей по их вкладу в сокровищницу нашей культуры, в художественную летопись народного бытия, но с Беловым вопрос решён давно и окончательно: без его творчества не может быть полным ни знание России, ни представление о русской литературе ХХ века. Это хорошо понимает читающая Россия, и это хорошо понимают те в мире, кто знаком с его произведениями в переводах. Японские, немецкие, чешские, английские и американские литературоведы справедливо видят в Белове несравненного сказителя народной жизни, летописца трагической истории русского крестьянства в ХХ веке, певца русской природы, бережного хранителя русского языка, этого подарка Господа русскому народу.
Когда читаешь автобиографию Василия Ивановича (см. стр. 5), дивишься тому, сколь сурова, а иногда и просто безжалостна была к нему судьба в начале жизненного пути. Безотцовщина в 10 лет, голодуха военного лихолетья, когда ели всё подряд, надрывавшаяся в непосильном труде мать, поднимавшая троих детей. Как много скорбей, передряг, житейских и иных, пришлось претерпеть Белову, прежде чем он явился читателю во всём блеске своего редкостного таланта и завоевал заслуженное признание миллионов у нас и за рубежом. Причудливы, как волгодские кружева, и остры, как заточенный под лущение крестьянский нож, были зигзаги его житейского пути – от голодного детства в 40-х в деревне Тимониха, полуголодной юности 50-х к громкой славе 60-х и 80-х годов, когда каждое произведение Василия Ивановича встречалось неизменным гулом одобрения. Но кем восторгаются миллионы до сердечной дрожи, тем и хула достаётся полным ковшом – таков неписаный закон человеческого бытия. И через это прошёл Белов.
«Деревенская проза», снисходительно окрестили тогда, в пору появления беловского «Привычного дела», это направление в нашей литературе эстетствующие московские критики. А направление это усилиями уже многих первоклассных мастеров стало благодатным и живительным родником нашей словесности. Деревня, становой хребет страны в течение столетий, с появлением Белова и других наконец-то заговорила сама, изнутри, о своих радостях и бедах, о своей любви к родной земле, политой крестьянским потом и благоухающей разнотравьем полей.
Чудотворец из деревни Тимониха, одной из многих тысяч обезлюдевших деревень на Вологодчине, воспел свою Родину и крестьянскую долю ярче остальных. Впрочем, на свой счёт сам Белов не заблуждается: «Вон в той деревне, — показал он как-то заехавшей в Тимониху журналистке на далёкие домишки на угоре, — недавно умер мужик, который мог стать писателем лучше меня. Но он мужик, когда ему было писать? Им и в голову не приходит…».
На Вологодчине – корни Константина Батюшкова, первого русского романтика, который, по словам Белинского, остановился в шаге от гениальности. Отсюда и Василий Белов с Николаем Рубцовым, ставшие, по мнению многих, вровень с Михаилом Шолоховым и Сергеем Есениным. Судить об этом времени и поколениям читателей.
А пока мы сердечно поздравляем Василия Ивановича Белова с предстоящим днём рождения и всех нас – с прекрасным собранием его сочинений, выпущенным ИЦ «Классика».
Нас всех ждёт праздник.

Виктор Линник.
Продолжение темы
на 4—7 стр.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: