Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
30.03.2020
Самородок коктебельских самоцветов
СВячеславом Фёдоровичем судьба свела меня чуть больше года назад. И порой я задаю вопрос: почему так поздно? И тут же одёргиваю себя и думаю: радуйся, что ты вообще с ним познакомился, общаешься и даже дружишь! Несмотря на довольно сложный характер коктебельского мэтра, мне легко с ним общаться, потому что он правдив, прям, твёрд и несгибаем, как крепкий крымский дубок. Он никогда не юлит, не вертится, как уж на сковороде. Кстати, по характеру, по складу ума, по манерам и даже по внешности он напоминает мне моего отца, которого тоже звали Вячеслав, Слава… Такой же простой, но проницательный и мудрый русский мужик, видящий людей насквозь, распознающий их с первого взгляда.
Держать своё слово — это кредо присуще и самому Вячеславу Ложко, прошедшему за свою долгую жизнь, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Испытаний, встречавшихся в его трудной, порой драматичной жизни, было хоть отбавляй, но он не сломался, не озлобился, не ушёл в себя, а остался таким же открытым, любящим людей и жизнь человеком.
Не так давно вышли в свет два тома его прозаических произведений, книга-исповедь «Непридуманная жизнь». Первый том «Путь с Востока на Запад» и второй том «Жернова. Искры во мгле» (см. «Слово» № 20/2019). Новая книга — это автобиография, это сокровенные чувства и мысли Вячеслава Ложко. Человек непростой, но очень интересной, увлекательной и многогранной судьбы, весь свой жизненный опыт он всегда вкладывал и вкладывает в свои произведения.
Вячеслав Фёдорович долго шёл к созданию этой книги, пожалуй, главной книги всей своей жизни. Об этом говорит он сам: «Долгое время я размышлял, как мне начать писать большую интересную вещь. В моей жизни было столько разных событий, эпизодов, на основе которых можно было написать не одно художественное произведение: рассказ, повесть и даже роман. Периодически я это и делал. Были написаны рассказы и повесть. Они были опубликованы и вызвали неподдельный интерес читателей».
— Никогда и ничего не откладывай на потом в этой жизни, — часто напоминает мне Вячеслав Ложко.
И я прислушиваюсь к этим и другим мудрым фразам крымского мэтра, коктебельского самородка. Однажды в августе я приехал к нему в гости. Сидели в беседке, пили чай, общались, делились мнениями о предстоящем Международном литературном фестивале «Алые паруса», проходящем в сентябрьские дни в Феодосии. Затем мы о чём-то с ним поспорили, у меня даже испортилось настроение. Он это моментально заметил и как-то вопросительно на меня посмотрел.
— Да я не обиделся, всё нормально, — произнёс я, пытаясь через силу улыбнуться.
— Мужчины не обижаются, они только огорчаются, — сказал мэтр и многозначительно взглянул на меня.
Затем мы встали из-за стола, прошли в сад. Вячеслав Фёдорович босиком по мелким камешкам и сухой колкой траве, прямо как Лев Толстой.
— Земля энергию, силу даёт, босиком полезно ходить, — философски изрёк мэтр, – угощайся инжиром, он хоть и мелкий, но вкусный.
Жуя инжир, я вглядывался в величественный массив Карадага, начинающийся почти сразу за домовладением Ложко.
— Вячеслав Фёдорович, когда вы были экскурсоводом и егерем, весь Карадаг обошли?
— Весь. Нет такого уголка в заповеднике, где бы я не побывал.
В конце встречи он вручил мне двадцать экземпляров своей, уже ставшей раритетной, книги «Серебряная память Коктебеля».
— Держи, Володя. Это дополнительные призы лауреатам фестиваля. Пусть читают, пусть больше знают о поэтах Серебряного века.
Серебряный век — это особая тема для Вячеслава Ложко. Он в буквальном смысле боготворит знаменитого поэта Серебряного века Николая Степановича Гумилёва. Когда ещё молодой Ложко впервые приехал в Крым, то понял, какое неизгладимое впечатление произвёл на него Коктебель. Он тогда так и сказал: «Это моё место»! Работал инструктором по туризму, экскурсоводом, перелопатил массу книг. Тогда он и узнал, что Гумилёв был в 1909 году в Коктебеле. А так как это его любимый поэт, то Вячеславу пришла мысль, что надо на этой земле сделать какой-то заметный, значимый поступок, как он сказал – рывок. Собрал вокруг себя ребят, единомышленников, а в то время он уже создал организацию «Общество возрождения культуры пгт Коктебель», «пробил» место возле местного Дома культуры, где и поставили памятник Николаю Степановичу Гумилёву. Кстати, это был первый памятник поэту Гумилёву на всём постсоветском пространстве.
Насколько я знаю, Вячеслав Фёдорович считает себя, в первую очередь, поэтом, а потом уже прозаиком. Об этом говорят и его слова из моего с ним интервью «Многоликие краски «Коктебельской весны»: «…Хотелось бы начать с того, что поэзия — это особая сфера культуры. Она будоражит сначала душу, а уже затем затрагивает разум. По сути дела, это космическая субстанция, в которой стихи выражаются через слова поэта. В наш суровый и циничный век очень хорошо и приятно встретить доброе, умное слово. А, как правило, в стихах это бывает намного чаще, чем в прозе».
Не буду перечислять многочисленные звания и награды члена Союза писателей России Вячеслава Фёдоровича Ложко, об этом уже писали многие авторы. Отмечу только, что с творчеством этого известного, легендарного писателя знакомы не только крымчане, но и читатели из самых разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Его проза и поэзия нашли отклик в сердцах многих людей. А это, пожалуй, самое главное для писателя...
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий