slovolink@yandex.ru

Русское варенье

В московском издательстве «Эксмо» есть лозунг: «Ни года без Улицкой!»

Редакторы обнаружили в творческом собрании лауреата «Большой книги» несколько очень любопытных пьес, написанных писательницей в период с 1988 по 2003 год. Три из них составили новую книгу Людмилы Улицкой «Русское варенье».

На презентации этой книги писательница сказала, что пьеса «Русское варенье» — это её попытка построить диалог через столетие с Антоном Павловичем Чеховым, которого она обожала как рассказчика, но не понимала как драматурга.

А потом ведь поняла, и потянуло её ни на модный римейк, а именно на разговор с великим писателем посредством сценического действа, столь похожего на «Вишнёвый сад» и столь же далёкого в своей «новорусскости».

Но, как говорят, новые времена — новые песни.

Улицкая по крайней мере пишет, сохраняя верность традициям великой русской литературы. Другие авторы эти традиции, похоже, отринули.

Модный сочинитель «новорусской прозы» Алексей Колышевский, кстати, куда более умён и талантлив, нежели растиражированный графоман Сергей Минаев, вероятно, решил последовать иным традициям. Две новые его книги «Откатчики» и «Патриот» — достаточно жесткая проза, злободневная и далёкая от традиций русского гуманизма. Герои его книг узнаваемы. Мы ежедневно видим мельтешение их лиц на телеэкранах, читаем о них в газетах и журнальном «гламуре». Герой этой своеобразной дилогии Герман Кленовский карабкается вверх по карьерной лестнице. Путь наверх любой ценой, любыми средствами. Только чем всё это кончится?

Автор делает жестокий прогноз: «Только теперь они не Зимний, они Кремль штурмовать станут с Рублевкой в придачу». Они — это народ, которым сегодня манипулируют все, кому не лень. Он, народ, пока безмолвствует, по Пушкину. Но доколь? Колышевский написал роман о власти как некоей корпорации, с которой однажды могут сыграть злую шутку. Жаль вот только, власть наша книг не читает. Некогда!

Ещё одна книжка в «корпоративном» жанре, вышедшая в «Эксмо», посвящена офисному амурному закулисью. Деловые бизнесвуман в строгих костюмчиках, продиктованных царящим здесь культом «дресс-кода», кто они — эти холодные недотроги?

Макс Нарышкин в романе «Синдром Клинтона» рассказывает занимательную полудетективную историю об исчезновении такой вот «бизнесвуман» Виктории Золкиной. И чем дальше в лес, тем больше дров, точнее, чем глубже в суть дела, тем больше «скелетов в офисных шкафах».

В московском издательстве «Время», где с традициями русской литературы поступают бережнее, вышел драматургический сборник крепкого писателя Алексея Слаповского под названием «Замечательная жизнь людей». Мы узнаем здесь нового Слаповского, которого прежде знали как автора сценариев популярных телесериалов, создателя тонких психологических романов, а теперь вот, оказывается, и он, подобно Улицкой, отдает дань Мельпомене. Пьесы у Слаповского очень разные и очень современные.

Увидим ли мы их на сцене? Сказать трудно.

Тем более что в предисловии автор среди 12 заповедей драматурга в качестве восьмой предлагает «никогда никому не предлагать своих пьес».

Право, жаль! В новую книгу Владимира Курносенко «Жена монаха» включены повести и рассказы, созданные в недавнее время. В повести «Свете тихий» автор смог рассказать о том, что такое глубинная Россия. С её тоскливым прошлым, с ее «перестроечными» надеждами (и тогда же набирающим силу «новым» хамством), с её туманным будущим. Никакой слащавости и наставительности нет и в помине. Обездоленность деревенских старух, в воздухе развеянное безволие. И в финале, когда уже так грустно, что дальше вроде и некуда, — история чуда. Странного и простого, как все чудеса. «Сперва как врач-хирург, затем — как литератор, он понял очень простую, но многим и многим людям недоступную истину: прежде чем сделать операцию больному, надо самому почувствовать боль человеческую. А задача врача и вместе с ним литератора — помочь убавить боль и уменьшить страдания человека», — сказал о творчестве Владимира Курносенко великий русский писатель Виктор Астафьев.

А чем живёт и что читает новое поколение, которое росло среди чертополоха перестройки и рыгающих девяностых, которое продолжает расти в атмосфере бездуховности и мимикрии «нашизма», озлобленности «скинов» и жестко управляемого анархизма лимоновских «нацболов»? Новое молодёжное издательство «Кислород» предлагает продолжение «Дневника московского пАдонка». В своей новой книге автор, скрывшийся под псевдонимом Lightsmoke (Дым), продолжает свою грустную и беспросветную исповедь, которая перемежается очень любопытными путевыми заметками, в том числе и про Китай. И ещё раз убеждаешься, что новое поколение не так уж тупо и ограниченно, как хочет таковым казаться. Ещё одна новинка издательства «Кислород» — фантасмагорический роман Рената Беккина «Ислам от монаха Багиры» — книга для тех, кто сумеет оценить своеобразный исламский юмор молодого автора, корнями вросшего в русскую культуру.

Владимир Лорченков – кишинёвский сюрприз от издательства «Гаятри» в книге «Самосвал» от имени героя по имени Матвей, пиарщика, журналиста, гуляки (параллельно писателя, спорщика, отчаянного искателя и любящего отца) расскажет вам массу потрясающих историй. Книга сложно и весело скроена, перемежая линейное повествование шутливыми  трактовками сонника. Мир книги узнаваем и современен нам. Герой, еще вчера не задумывающийся о завтрашнем дне, становится вдовцом с грудным ребенком на руках. А дальше…

А дальше нужно просто читать.

Виктор ПРИТУЛА. 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: