slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия после атаки коронавируса

Президент РФ Владимир Путин считает, что коронавирус перестает быть темой №1 в повестке страны, уступая место восстановлению экономики. Глава государства теперь обсуждает на совещаниях не борьбу с COVID-19 или кризисные меры поддержки экономики, а то, как её развивать. Глава государства уделил время кризису в авиаотрасли, обсуждал проблемы транспорта, ситуацию в сельском хозяйстве.
 
План восстановления экономики
Российскими властями подготовлен общенациональный план восстановления экономики государства после завершения пандемии коронавирусной инфекции, заявляет «Интерфакс». Чтобы реанимировать экономику Российской Федерации, прибегнут к трем этапам. Планируется, что до конца 2021 года она должна полностью восстановится. В рамках первой стадии планируется провести стабилизацию сфер экономики России, которые от пандемии коронавируса пострадали больше всего. Помимо этого, власти предпримут попытки не допущения рецессии на другие отрасли. На втором этапе власти акцентируют свое внимание на восстановлении доходов граждан страны. Для реализации этой части плана будут предприняты шаги в период с четвертого квартала нынешнего года и до второго квартала 2021 года. Уже в третьем квартале 2021 года российские власти перейдут к реализации третьего этапа восстановления экономики. Он подразумевает обеспечение высоких темпов экономического роста. Планируется восстановление роста ВВП на уровне от 2,5% в год, а также уменьшение количества безработных в стране на отметке не более 5%.
Всплеск внутренней миграции
Международное рейтинговое агентство Moody’s ожидает рост внутренней миграции в России в ближайшие несколько лет из-за последствий пандемии коронавируса и падения цен на нефть. Эксперты агентства прогнозируют, что менее развитые регионы столкнутся с серьезным оттоком трудоспособного населения, которое устремится в крупные экономические центры. Речь идет о регионах с относительно низкими доходами людей, с высокой занятостью в сфере услуг и слаборазвитой инфраструктурой. При этом в результате оттока населения, как прогнозирует Moody’s, доходы населения и налоговые поступления от малого бизнеса снизятся в этих регионах еще больше. В зоне риска, по оценке Moody’s, находятся Омская область, Республика Чувашия, Самарская область, Республика Башкортостан и Нижегородская область. В то же время крупные экономические центры будут восстанавливаться быстрее, как после кризиса 2014–2015 годов.
Безработные займутся благоустройством
По данным вице-премьер РФ Татьяны Голиковой, число зарегистрированных безработных в России за период нерабочих дней, объявленных для борьбы с коронавирусом, выросло на 29%, до 1,665 млн человек. Потерявших работу россиян наймут на стройки и в благоустройство городов по временным договорам, сообщают «Известия». Отмечается, что в правительстве России обсуждается ускорение нацпроекта «Жильё и городская среда» как одного из способов остановить растущую безработицу. «Развертывание работ по нацпроекту позволит оперативно трудоустроить как минимум несколько десятков тысяч человек на такие задачи, как, например, озеленение, покраска, строительство и так далее», — заявил собеседник издания.
Мнение отечественных специалистов
Как изменятся общественные и государственные структуры, система образования и здравоохранения, рынок труда и привычки социума после эпидемии. Что об этом говорят российские учёные.
 
Александр Чучалин, академик РАМН, директор Московского НИИ пульмонологии:
— Мы расплачиваемся за нашу беспечность. Звонок-то уже был — мы встретились с новым инфекционным заболеванием, которое еще не было выявлено в ходе эволюции человечества. Но каждая болезнь, которая коснулась человека, никогда не уходит, она обязательно с ним остается… Если бы мы в России исследовали иммунологический паспорт человека, мы поняли бы, что наше население находится в состоянии, которое мы называем иммунодефицитом.
В постпандемический период мы должны другими глазами посмотреть на человека. Мы абсолютно ничего не вкладывали в изучение человека, его иммунитета. Были пассивны в изучении его генетики, что могло бы выявить склонность определенных генетических групп к инфекциям, возможность появления такой пандемии, которая сегодня случилась.

Игорь Гундаров, специалист в области эпидемиологии, доктор медицинских наук, профессор:
— Есть макромир (человечество), и есть микромир в виде популяции бактерий, кокков, вирусов, коронавирусов. Между собой эти микробные «племена» находятся в разных отношениях. Вирус гриппа и коронавирус между собой враждуют, и грипп от природы сильнее. Там, где много гриппа, мало коронавируса. Не зная этого, медицина с 1996 года стала делать широкомасштабные прививки против гриппа. Счёт шёл на миллионы привитых ежегодно. Грипп практически исчез. А смертность от ОРЗ выросла в два-три раза. Логично предположить, что на освободившуюся территорию ломанулись коронавирусы. Отсюда вывод — нет нулевого пациента, и нет смысла заниматься тотальной изоляцией. Идёт мирное сосуществование или здоровое коронавирусное носительство, которое временами обостряется до вспышек, если ослабляются иммунные способности населения. Мы-то, врачи, понимаем маразм происходящего, и душа от этого болит.
Из всех регионов России самая неблагоприятная ситуация — в Москве! В целом по стране чем жёстче режим, тем хуже результат. Политики невольно становятся психобиотеррористами. Нагнетая панику, они вызывают падение иммунитета, в результате чего идёт взлёт инфекционных заболеваний, злоупотребление алкоголем. Чтобы не делать глупостей, нужно создать научно-экспертный совет, который бы отвечал на важные вопросы и давал рекомендации Путину, Собянину, другим принимающим решения людям.

Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта:
— В посткоронавирусном завтра мы увидим возвращение территориального государства по всему миру. В классическом модерном смысле это то, что называется nation state. А вместе с его возвращением канут в Лету все разговоры о преодолении территориального устройства и переходе на сетевое взаимодействие. Усиление государства будет сопровождаться и имплементацией новых практик, связанных с ограничением, контролем, дисциплинарностью, биовластью, которые до этого обсуждались только в футуристическом плане.

Игорь Поспелов, доктор физико-математических наук, член-корр. РАН, специалист в области математического моделирования экономических систем
и исследования операций:
—В первую очередь, по-видимому, произойдет замедление процесса замещения материальных благ информационными, о котором я много писал и говорил все последние годы. Главная проблема современной экономики, или, скорее, её главная возможность, состоит в том, что из нее постепенно уходит главная проблема — справедливое распределение благ, или, проще говоря, дележ ресурсов. Однако в связи с пандемией этот процесс может затормозиться, потому что материальные блага вновь станут более существенными. И эта же тенденция может с особенной силой вернуть в глобальный мир феномен военной борьбы за ресурсы.

Александр Лотов, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, главный научный сотрудник Вычислительного центра им.
А.А. Дородницына РАН:
— О возможности такой пандемии научное сообщество предупреждало уже давно. Но вся проблема в том, что правящие круги крупнейших стран проигнорировали эти предупреждения. Возможно, произойдет реинкарнация опыта прошлого столетия, когда ученые входили в правительственные комиссии и в вертикаль государственной власти. Тогда это обеспечивало эффективное взаимодействие между научными институтами и органами госуправления. Фактически можно говорить о том, что после пандемии может произойти реабилитация и возвращение эксперта, который наконец-то будет способен влиять на самые серьезные политические решения.
Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук, главный редактор журнала «Социология власти»:
— Уже сейчас мы видим радикальную смену политической риторики. Убежденные либералы начинают требовать введения режима чрезвычайного положения, оппозиционеры критикуют правительство за недостаток авторитаризма. Поправки к Конституции временно забыты. Единственное, в чем вы сегодня можете упрекнуть власть, не навлекая на себя общественного негодования, — это непоследовательность и несогласованность принимаемых мер. Прогнозы от изменения коллективных представлений куда более драматичны, чем от повседневных практик: «Люди привыкнут к ограничению свобод (несомненно оправданному на период карантина!), и тотальный контроль населения останется нормой надолго».

Виктор Болотов, доктор педагогических наук, ординарный профессор ВШЭ, член-корреспондент Российской академии образования: 
— Только сейчас вузы массово поняли, что требуется серьезная переработка всех учебных методик, основанных на традиционной лекционно-семинарской системе, превращение MOOC (массовый открытый онлайн-курс) из экзотики в повседневность. На мой взгляд, останутся востребованными классические университеты, «башни из слоновой кости» по Гумбольдту, но они также будут задумываться о том, чтобы обеспечить такую же «достройку» для быстро меняющегося рынка труда.

Иван Каменев, кандидат экон. наук,
научный сотрудник Отдела модели-рования экономических систем ВЦ РАН ФИЦ «Информатика и управление» РАН:
— Технологии удаленной занятости, дистанционного обучения, дистанционных форм взаимодействия, которые бурно развивались последние десять лет, получат очень мощный и для многих компаний крайне болезненный импульс после этой пандемии. При этом для России такая трансформация рынка труда вряд ли будет сопровождаться проблемами: мы находимся среди мировых лидеров в области цифровизации и качества интернет-сети, и потому на данный момент в России есть все необходимые мощности для ответа коронавирусу — главное, чтобы государство не стало вводить излишние меры и контроль в этой сфере. В то время как в США или в Европе придется быстро проводить энергичные реформы в этом сегменте.

Григорий Юдин, кандидат философских наук, социолог, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук:
— Эпидемия коронавируса обнаружила губительные последствия неолиберальных реформ здравоохранения, которые были проведены в огромном количестве стран. Стало ясно, что пропускная способность таких систем, заточенных на более или менее стандартные ситуации, в экстренных случаях дают сбой. Оптимизация ресурсов в сфере здравоохранения и курс на высвобождение избыточных ресурсов и их перевод на коммерческую основу сыграли злую шутку с менеджерами, все это осуществившими. И конечно, такой результат станет довольно сильным козырем в ближайшее время для тех, кто призывает к развороту неолиберальных реформ в здравоохранении и, возможно, неолиберальных реформ в принципе.

Андрей Куликов, доктор экономических наук, профессор кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Сеченовского университета:
— Этическая проблема, которая встала перед многими врачами в Италии, Испании и США, — каким пациентам оказывать помощь в отделениях реанимации, а каким нет, в ситуации несоответствия мощностей клиники потоку пациентов, заставит пересмотреть старые подходы к сортировке больных и выработать новые гуманистические правила на основе анализа ошибок этой пандемии. Произойдет и переосмысление стоимости человеческой жизни и ценности человеческого капитала. Эта пандемия показала, что современное западное общество не задумываясь остановило экономику ради спасения человеческих жизней. Мы должны понять, что «выгоднее» живой человек без денег, чем деньги без человека.
 
По материалам СМИ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: