slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Российская интеллигенция перед выбором

Обычное для предвыборного периода оживление общественной дискуссии в России ставит в центр внимания избирателей не только социально-политические проблемы, но и вопросы более высокого порядка. Имеется в виду общественное осмысление геополитической ориентации страны и её задач на будущее. Пока такого осмысления нет, и это сказывается на всех аспектах нашей современной жизни. Как показывает практика, общество, не объединённое вокруг мобилизующей идеи, не в состоянии решить своих самых насущных проблем. В качестве примера можно привести буксующую борьбу с коррупцией и деградацию духовной жизни.
Попытки власти бороться с коррупцией исключительно административно-правовыми путями не могут дать ожидаемых результатов, так как российская коррупция является болезнью не столько государственных структур, сколько всего общества. Без оздоровления мировоззренческой основы российского бытия эта борьба бесперспективна. Она лишь будет подтверждать широко распространённое заблуждение о том, что «коррупция неискоренима».

С другой стороны, оздоровление мировоззренческой основы в России не может происходить в условиях практического отказа государства от принципа социальной защиты своих граждан и исчезновения чувства коллективизма. Доминирование идеологов «золотого тельца» в области формирования массового сознания, навязывание приоритетов обогащения и гедонизма травмируют духовную жизнь народа и актуализирует древнюю формулу «человек человеку волк».
Государство также самоустранилось от поддержки народной культуры. В этой новой реальности стало исчезать устное народное творчество, передающаяся через предания и сказы мораль, народная песня, народная поэзия, частушка, танец. Именно через них поддерживались здоровые традиции и вырабатывался иммунитет к злу. Талантливые выходцы из народа, опирающиеся на народную культуру, уменьшаются числом и не допускаются до широкой аудитории.
Вместо широкой поддержки народной культуры власть видит выход в локальных бюрократических мерах, которые не могут привести к успеху. Примером таких попыток может послужить минувший Год литературы, который ничего нового в российскую литературу не принёс. В течение года на казённые деньги была проведена серия гламурных мероприятий с участием вездесущей либеральной тусовки, из её числа назначены новые победители литературных конкурсов. В результате коммерческое производство литературного мусора, не имеющего никакого отношения к народной жизни, продолжается. В то же время Союз писателей России (СПР), объединяющий более 8 тыс. авторов, накопил огромный пласт выстраданной литературы, которая не интересует законодателей «литературной моды» и заправил издательского бизнеса. В результате СПР остался в стороне от этого «праздника жизни». Его обветшавшее здание на Комсомольском проспекте москвичи с горечью называют «домом с привидениями».
Тем же самым обернётся и начавшийся по инициативе власти Год кино, который с нетерпением поджидали авторы телевизионного «мыла» и другие ремесленники экрана. В российском кино сложилось нетерпимое положение: телевизионные экраны заполнены либо мелодраматическими поделками на уровне «Рабыни Изауры», либо кровавыми сериалами для маньяков. Патриотические фильмы, снимаемые по случаю военных юбилеев, не блещут глубиной проработки и художественной убедительностью. Хороший российский фильм стал большой редкостью.
На большом экране дела обстоят и того хуже. Из 10 фильмов 7—8 приходят в кинотеатры с Запада, принося чуждые российской традиции поведенческие нормы. Русский человек не видит фильмов о себе.
В обществе существует устойчивый запрос на «другое кино», однако без коренной реформы и без появления новых форм поддержки национально ориентированных авторов оно не появится. Едва ли Год кино принесёт в этом смысле что-то новое. Больше всего похоже на то, что он станет очередной возможностью для наиболее шустрых представителей кинотусовки лишний раз подхарчиться за государственные деньги.
Конечно, могут появиться и редкие удачи, подобные экранизации «Тихого Дона» А. Урсуляка или «Тараса Бульбы» В. Бортко. Но общего положения в российской кинематографии они не изменят.
Духовная апатия корневых слоёв народа, оказавшихся в наиболее бедственном положении в результате либерально-экономических реформ и ликвидации основ для духовного развития, является весьма опасной. Такой народ не имеет воли к отстаиванию собственных интересов перед лицом внешних угроз. А тревожные ожидания новых глобальных вызовов нарастают.
Главной причиной для этого являются чрезвычайно опасные процессы в политике Запада. С завершением фазы постиндустриального общества на Западе завершилось и формирование могучих международных финансово-промышленных групп (ФПГ), окончательно подчинивших себе политику государств НАТО через деградировавшую систему демократических институтов. Ведущаяся сейчас планомерная дестабилизация мира через подрывные «цветные революции» является подготовкой к взятию большой части планеты под тотальный контроль ФПГ. Новый этап откроется с момента подписания Атлантического соглашения о свободе торговли и инвестиций между ЕС и Северной Америкой (ITTP), которое ожидается осенью сего года. По данному соглашению суверенитет национальных государств-участников будет урезан, а многие важнейшие государственные функции перейдут ФПГ, что создаст условия для установления в этой зоне прямой диктатуры монополий.
Борцы против ITTP на Западе бьют тревогу и предупреждают об угрозе становления  глобального фашизма.
Перед Россией, взявшей в 1993 году курс на свою фактическую адаптацию к «цивилизационным нормам» Запада, сегодня возникает вопрос – хотим ли мы участия в этих процессах?
Сегодня вхождению в орбиту западной цивилизации призван способствовать сознательный отказ авторов современного устройства России от разработки национальной идеи, отрицание государственной идеологии, сохранение власти олигархата, засилье психологии индивидуализма и гедонизма.
В таком состоянии российское общество может оказаться в «точке невозврата», которую ему совсем скоро предложит внешняя ситуация. Она уже просматривается во всё большей конфликтогенности политики НАТО по периметру внешних границ России. В ситуации разобщённости российского общества велика опасность безвольного втягивания в периферию Pax Americana.
Ключи для коррекции сложившихся параметров политического бытия находятся в руках российского политического класса, который является достаточно сложным и многослойным образованием. В нём имеется элитарная часть, состоящая из правящей партии и крупного чиновничества, ориентированных на консервацию сложившейся ситуации. Эта часть не в состоянии оценить грядущих опасностей, её классовая слепота является производной от неправедного обогащения и практически неограниченной власти. Она повторяет уже пройденный опыт классовой слепоты царского двора начала ХХ в. и руководства КПСС в 80-х годах этого же века.
Другие парламентские партии, принадлежащие к элитарной головке, лишены воли к историческому повороту и в существенной мере коррумпированы.
Но наряду с этой «верхушкой айсберга» в политическом классе существует бурлящая среда из партий и движений разного масштаба, общественных объединений, корпус политологов и учёных-исследователей, которые в сумме представляют собою весьма солидный потенциал. Именно он может разбудить политическую энергию корневых слоёв населения.
Особенностью этого потенциала является заражённость маргинальными и неуправляемыми крикунами без царя в голове, политическими прожектёрами и фейковыми оппозиционерами на содержании у Запада. Помимо этого ему существенно мешают разногласия в среде серьёзных фигур и отсутствие стремления объединить усилия ради общего блага.
Однако если в прошедшие годы это «броуновское движение молекул» существовало в условиях относительной безответственности перед обществом, то с приближением России к «точке невозврата», возникает актуальная потребность в том, чтобы оно сыграло свою роль в выборе национального пути.
Наиболее системно мыслящее политологическое и научное сообщество уже понимает неизбежность исторического вызова: именно ему придётся брать на себя пробуждении здоровых гражданских сил страны.
При этом нет необходимости изобретать ещё одну партию, движение или могучий научный центр. Такие проекты в российских условиях быстро и деловито осваиваются дельцами от политики и превращаются в источник личного и группового обогащения.
Наиболее вероятный путь представляется в сетевом сотрудничестве. Как правило, исследователи и исследовательские центры знают друг друга, ценят работы друг друга, но на этом дело и кончается. Приняв к сведению новую публикацию или монографию, каждый продолжает двигаться своим путем. В результате образуется некое информационное «облако», которое никак не может кристаллизоваться и пролить обильный дождь на головы общества в целом и нашего политического класса в частности.
Члены нашего интеллектуального сообщества должны оставить самолюбование и направить свои усилия на работу с общественным сознанием. Каждый на своём месте, но с учётом работы другого. Чтобы появлялся «хор». Только поддержка и популяризация друг друга, концентрация общественного внимания на путях выхода из кризисной ситуации может  дать  кумулятивный эффект. Социальные сети являются в этом смысле вполне приемлемым и удобным средством для решения такой задачи.
Ожидать бурного развития событий долго не придётся. Маргинальная часть российского сегмента Интернета достаточно велика, чтобы на фоне углубляющегося кризиса и приближающихся выборов в Думу поднять градус недовольства и перевести его в уличные проявления. Самым опасным инструментом управления этими силами являются не местные «записные» оппозиционеры и не платные НКО, а сеть давно действующих зарубежных русскоязычных блогеров, управляемых спецслужбами. Они постоянно маневрируют, меняют обличье, и их практически невозможно взять под контроль. Поэтому противодействие российским маргиналам административно-техническими способами особого эффекта не принесёт. Самый надёжный и доходчивый способ их приведения в трезвый рассудок – это втягивание в открытый диалог.
Таким образом, перед интеллектуальным сообществом РФ встаёт весьма непростая двуединая задача:
— вести работу с властью в направлении поиска наиболее рациональной социально-экономической политики и развития демократии;
— вести работу с маргиналами в направлении их удержания от крайностей, грозящих непредвиденными и весьма нежелательными последствиями.
В кои-то веки российская интеллигенция вместо привычной функции высокоумного раскачивания и разрушения государства встала перед необходимостью выполнять охранительную и созидательную задачу. Концентрация её сил в сетевые сообщества единомышленников станет фактом уже в ближайшие месяцы.
 
Дмитрий ЕПИШИН

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: