slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Развлекатели и созидатели

Как художник, уверяю вас: в мире есть две проклятые профессии – живопись и футбол, ибо все в них всё понимают. То ли дело быть дирижёром симфонического оркестра! Уж тому-то никто под руку ничего не советует. Ну, ладно, ладно, советуют, но очень немногие – первая скрипка и председатель музыкантского профсоюза.
Поэтому писать о футболе, да сегодня, да в России, дело более чем неблагодарное. Даже опасное. Меньшее, в чём тебя тут же обвинят, — в зависти к заработкам в 300—350 тысяч рублей за игровой или тренировочный, или больничный «в связи с легкими травмами» день. Всего за один день.

Когда-то Рим уже совершил роковую ошибку строительством Колизея. Великий Амфитеатр Флавиев стал для римлян не просто центром увеселительных зрелищ: бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения и гонки колесниц с каждым годом всё более замыкали на себе мысли и страсти граждан империи. И патрициев, и плебс всё меньше волновало, что происходит в извечно мятежных Испании и Галлии, на Темзе и Рейне, Ниле и Дунае. Так что как-то совершенно между прочим, незаметно заговорщиками был убит последний из Флавиев Домициан и предан сенатом проклятию памяти. Viva — гладиаторам и колесничим! Народными кумирами отныне являлись не победители реальных войн за империю, не Траян, не Адриан, не Антоний Пий или Марк Аврелий, а эсседарии и гопломахи, мурмиллоны и пегниарии, самниты и скиссоры (виды гладиаторов, в зависимости от вооружения, в Древнем Риме. — Ред.) — герои порой реально кровавых, но всё же потешных баталий под экстазно беснующимися трибунами.
Нация всё глубже и необратимее заболевала Колизеем. За первый же выигранный бой гладиатор получал годовое жалование легионера, доспехи самых знаменитых выставлялись в храме Минервы, а император Луцций Коммод лично провёл 735 боёв на арене, так как по-иному стяжать публичность, не имея сил справиться с недоставками продовольствия в столицу и дикими разбоями в провинции, он не мог. Сенаторы, всадники и ветераны составляли партии фанатов и устраивали букмекерские конторы, зарабатывая и ещё больше тратясь на лидерах команд. Рабы мели улицы, строили многоэтажки и обрабатывали огороды, а плебеи, забыв, что такое труд, творчество, семья и гражданство, всё наглее требовали «хлеба и зрелищ», ведь устраиваемые для них бесплатные игры были главным средством приобретения народного расположения и обеспечения голосов на выборах. Нация изобретателей, поэтов, тружеников и воинов вырождалась в болельщиков.
В истории Византийской империи не менее трагично отмечены держатели и фанаты гоночных колесничих клубов. Самые крупные из этих клубов «Синие» и «Зеленые», разорявшие меценатов и императоров, были не просто спортивными командами, они имели огромное влияние в военных, политических и богословских кругах, устраивали заговоры и убийства.
Ну и что в сравнении с вышеупомянутым заявление о том, что «Совет Федерации намерен инициировать служебную проверку инцидента с выплатами больничных футболистам питерского «Зенита» из петербургского регионального отделения Фонда социального страхования». Ну да, вложил ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» в фонд 6 196 000 рублей, ну да, получил из него 162 200 000 рублей обратно. И что? Всё ж по федеральному закону футбольные клубы платят в ФСС взносы 0,2% фонда заработной платы игроков, тренеров и менеджеров – на уровне офисных сотрудников.
А самое главное, деньги-то выплачены двенадцати кумирам российского пл… (тьфу, чуть не вылетело «плебса»!) – россиянского народа, выплачены тем, которые, хоть почти наполовину и иностранцы, но разрекламированы нашей национальной славой. А как же иначе? Ведь содержатся они на 5 миллиардов рублей нашей национальной компанией «Газпром», на наши с вами общенациональные богатства. Мы же не сумасшедшие, чтобы выбрасывать такие деньги на петарды и файеры, — это же не космическая экспедиция! И потому какой-то щадящей наше самолюбие логикой мы просто обязаны уговорить себя поклоняться гладиаторским майкам и трусам — пусть пока не в храме молниеносной и воинственной Минервы, но на витринах бутиков и рекламных банерах. Ведь это не эпидемия идиотизма, не массовая шизофрения тех, чьё расположение обеспечивает победу на выборах, дионисийно-пивным ликованием прокатилась по городам, которым были обещаны зрелища футбольного чемпионата.
Нет, не идиотизм, не может быть. Ведь в большинстве своём эти захваченные ликованием молодые, сильные и красивые люди вполне прилично выучились, воспитались, образовались, и потому понимают — должны понимать! — что непреходящую вечную славу нации составляют её святые, её учёные и писатели, первопроходцы и защитники, философы и экспериментаторы — её созидатели. Созидатели нации. А никак не развлекатели.
Наше время выбрасывает всё более серьёзные вызовы России, время требует всё большего внимания и сосредоточения каждого из нас, и вряд ли оно позволит кому-то спрятать голову в песок арены.
Но игроки тоже должны понимать, как и где заканчиваются их игры: в феврале 1994 года Отари Квантришвили создал партию «Спортсмены России», а уже 5 апреля был убит тремя выстрелами из снайперской винтовки.

 

Василий Дворцов.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: