slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

РАН: Реформа через колено

Что за острая нужда была пропихивать реформу РАН чуть ли не в последние часы работы нынешней сессии Госдумы? Академики в лице своего президента Владимира Фортова просили у В. Путина совсем немного – отложить дело до сентября, чтобы, собравшись с духом, сообща одолеть сизифово предприятие – преобразование Российской академии наук. Для этого маститый академик и попросил о незапланированной встрече с президентом в среду 3 июля.
Да нет, тихим, но внятным голосом ответствовал ему Президент России, правительство уже внесло законопроект в Думу, так что лучше двигаться вперёд, чем топтаться на месте. Вновь создаваемое Федеральное агентство по управлению имуществом академии могли бы на переходный период возглавить вы, избранный президент РАН, тут же предложил Путин Фортову в классическом стиле профессиональной вербовки. Если бы Фортов поспешил сказать «да» на это предложение, то встреча на этом бы и завершилась.
Фортов, который, к слову, до сих пор не утверждён В. Путиным в качестве президента РАН (хотя после его избрания прошло уже больше месяца), перед соблазном устоял. Но общий итог встречи можно считать ничьей. Второе чтение законопроекта по реформированию РАН пройдёт уже в пятницу 5 июля, а третье, заключительное, перенесено на осень. Возможно, отстоять общую позицию Фортову помогли зашедшие позже на отдельные беседы с президентом академики Е. Примаков и В. Садовничий. Ещё один компромисс: назначать директоров академических институтов теперь будут не члены нового Федерального агентства, а члены Президентского совета по науке и образованию. В остальном всё остаётся в том виде, в каком сработали его составители реформы.

Никто за последние почти 300 лет не покушался на автономию Российской академии наук с такой безрассудной решительностью, с какой делает это нынешняя власть. Ни императоры, ни даже «кровожадные» Ленин со Сталиным после революции и Гражданской войны. Пожалуй, единственный, кто может поспорить с нынешними реформаторами за звание «самого крутого преобразователя» академии, — сумасбродный Никита Хрущёв. Отповедь, которую дал в 60­е годы Первому секретарю ЦК КПСС тогдашний президент АН СССР Несмеянов, остановила начавшееся было разрушение колыбели отечественной науки. Несмеянов, правда, лишился после этого своего места, но честь академии и она сама были спасены.
Никто в здравом уме и памяти не может отрицать, что реформы в академии необходимы, давно созрели а, возможно, даже и перезрели. Но выплескивать вместе с водой «ребёнка» (пусть средний возраст академического «ребёнка» и приближается к 75 годам) было бы верхом безрассудства.
Как можно было готовить реформу РАН тайком, без участия членов самой академии – большая загадка. Разгадка, похоже, в том, что в истории с преобразованием замешаны какие­то очень сильные личные мотивы, о сути которых можно только догадываться.
Именно эти мотивы позволили правительству проигнорировать возражения профильного комитета Госдумы по науке, который проголосовал против того, чтобы выносить законопроект на первое чтение. Далее эти же мотивы подвигли думское руководство к тому, чтобы максимально скомкать процедурные сроки и уложить все три чтения до ухода законодателей на летние каникулы. Только последняя отчаянная арьергардная стычка академиков с властью в прошлую среду позволила отложить окончательное утверждение законопроекта до сентября.
Реформа через колено пока не прошла. Собственно, они у нас все такие и были последние 25 лет — реформы либерал­демократов, талантливо и споро оседлавших Россию и свесивших усталые ножки, чтобы издалека, с безопасного отдаления Ниццы или Лондона, поплёвывать на вечно недовольный российский народ и придумывать для него очередные перемены к лучшему. Ну, это, конечно, оно только так называется, для общественного потребления – на самом­то деле они всегда были неистощимыми для придумки, как бы сделать получше только для себя. А вечную реформаторскую карусель, от которой рябит в глазах, запускали для виду, для того только, чтобы народ не дремал, как карась, в тине не прятался, а приходил в подобающий восторг от административного рвения наших управителей...
Сколько мы повидали их на своём веку — скороспелых, приправленных заёмной лексикой реформ и преобразований, сварганенных закоренелыми троечниками! Вспомните истории с УК, оборонкой, правилами дорожного движения, милицией­полицией, армией, здравоохранением, ЖКХ, энергетикой, выборами и назначениями, разрешением поворотов на красный и запретов правосторонних авто, борьбу с жёлтыми габаритами, с ЕГЭ и магистратурой, с монетизацией и материнским капиталом! Все они принимались только затем, чтобы некоторое, очень короткое время спустя вновь с умным видом приступать к новым реформам, вновь курочить и ломать. Всё наши реформы поэтому очень смахивают на укладку асфальта в наших городах, которая происходит раз по пять на год и сводится, в конечном итоге, к узаконенному отъёму денег у государства и у нас.
 
Василий Михайловский.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: