slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

"Иракская миссия" на фоне американской мечты.

Пять лет назад, обосновывая приказ об оккупации Ирака вооружёнными силами США и их союзников, американский президент Джордж Буш на весь мир заявил о наличии там оружия массового поражения. После вторжения американцы принялись усиленно искать это оружие во всех иракских закоулках. Ничего не найдя, они, казалось бы, должны были признать свою оплошность и уйти из страны подобру-поздорову. Ничуть не бывало: бравые янки, не привыкшие рефлексировать по поводу своих «проколов», быстро подобрали новую аргументацию.

Иракский лидер Саддам Хусейн был обвинён в связях с террористами из «Аль-Каиды». Но и тут – мимо цели: ни одного факта, подтверждающего подобную связь, штатовским спецслужбам отыскать не удалось. В Вашингтоне не смутились и этой неудаче. Тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл заявил: отсутствие доказательств связей Саддама с «Аль-Каидой» ничего не меняет, поскольку такие связи, дескать, могли бы возникнуть в будущем, а раз так, то ввод войск в Ирак лишь предотвратил их возможное возникновение. Логику Пауэлла трудно назвать верхом совершенства. Согласно ей Штатам для оккупации суверенного государства достаточно растравить в себе подозрения в том, что оно способно «согрешить» в будущем. Впрочем, агрессия в изящной логике никогда и не нуждалась.

 

Сами американцы себя агрессо-рами, разумеется, не считают. В собственных глазах они – «правильные парни», на которых провидение возложило миссию «наставить народы земные на путь истинный». На тех «неразумных», которые не хотят в это уверовать, Америка смотрит с укором и сожалением. Вспомните испепеляюще-лучистый взор Кондолизы Райс, и вы поймёте, как печалится Америка обо всех заблудших.

Америка – не только «светоч демократии и свободы», это и «царство неограниченных возможностей». Кто не слышал про «американскую мечту»? О ней с воодушевлением рассказал «телеакадемик» и американский патриот Познер, снявший для первого российского телеканала на деньги концернов «Форд» и «Макдоналдс» сериал «Одноэтажная Америка». Из его рассуждений следует, что «американская мечта» базируется на вере в «неограниченные возможности» Америки, а из подтекста сих рассуждений вытекает, что не будет прощения тому, кто, ломая мечту целого народа, призовёт к ограничению этих «возможностей».

Познер между делом поведал, что многие миллионы американцев страдают ожирением. Это немаловажный нюанс. Получается, что «мечта» американцев не выходит за границы «потребительского рая». Получается также, что американская модель прогресса ориентирует мир на поставку ресурсов для перекормленной Америки, для наращивания центнеров плоти. Тогда с позиций этой модели оказывается, что «неправильные парни», управлявшие Ираком, не имели морального права контролировать огромные запасы нефти, игнорируя «американскую мечту».

Сверившись с историей, обнаружим, что фундамент американского прогресса закладывало сектантство с его самодовольно-назидательным снобизмом и высокомерным презрением ко всем, кто не вписывается в плоские шаблоны, претендуя на самобытность. Стартом целенаправленной колонизации Северной Америки явилось прибытие сюда в начале XVII века пуритан-кальвинистов, покинувших Европу в поисках «Сияющего Града на холме». С первых шагов по американской земле они принялись насаждать своё «избранничество», уничтожая коренных жителей континента – индейцев, в коих видели дикарей, полулюдей-полуживотных. К началу ХХ века основная масса индейцев была перебита, а оставшихся загнали в резервации.

С «благословенной миссией» взыскующих «земного рая» новоявленных американцев познакомились не только индейцы. Уже через 12 лет после возникновения на континенте первого английского посёлка сюда была завезена первая партия чернокожих невольников, труд которых должен был открыть их белым хозяевам дорогу в «Сияющий Град». Именно так и началась эра прогресса в его американской версии.

На пути к «мечте» американцам дважды пришлось воевать с Англией: в 1775—1783 и в 1812—1814 годах. Первая война избавила их от власти британской короны. Вторая же, в которой они попытались отбить у англичан Канаду, закончилась для них неудачей. Но зуд экспансии был уже распалён, и в середине XIX века янки отнимают у Мексики обширные пространства Калифорнии, Нью-Мексико, Аризоны и Техаса.

Затем американцам пришлось пройти через кровопролитие гражданской войны, положив на алтарь будущего «земного рая» около 950 тысяч убитых и раненых. Внутренняя разборка притормозила внешнюю экспансию, но ненадолго. В конце XIX века янки осуществили первый «выход» за пределы континента, объявив войну Испании. «Выход» оказался результативным – они захватили Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины, а главное – познали вкус бряцания оружием.

К середине ХХ века военная сила стала основным инструментом американской внешней политики. В 1945 году американцы превратили в атомный пепел японские города Хиросиму и Нагасаки. Цель запредельно жестокой акции сводилась к показательной демонстрации – мир должен был узнать, кто теперь «в доме хозяин». Жандармские амбиции Штатов были бы реализованы на полную катушку, если бы не Советский Союз, сумевший создать ядерный щит против них.

До середины 80-х годов янки, натыкаясь на этот щит, вынуждены были сдерживать тягу к вселенскому диктату. Но и отказываться от этого диктата они не собирались. Во второй половине ХХ века войны и военные конфликты, порождённые американской агрессией, не прекращались в Азии, Африке, Латинской Америке, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Самыми крупными военными «затеями» США стали корейская война 1950—1953 годов, вторжение на Кубу в 1961 году, война во Вьетнаме и Лаосе с середины 60-х до 1973 года.

Янки пытали и мучили вьетнамцев и лаосцев, сбрасывали на их головы миллионы тонн бомб, выжигали их напалмом, травили дефолиантами и гербицидами, как насекомых. Ныне отмечается ещё один мрачный «юбилей»: 40 лет назад американский спецназ уничтожил более полутысячи жителей вьетнамской деревни Сонгми, всех – от младенцев до стариков. Зверства творились под аккомпанемент рассуждений об «идеалах свободы и демократии». Но в Юго-Восточной Азии американцам не помогли ни демагогия, ни напалм – вьетнамцы и лаосцы выстояли, а янки вынуждены были убраться восвояси.

Фиаско во Вьетнаме отрезвило американцев, но только на некоторое время. Как показала дальнейшая история, урок не пошёл им впрок. Уже в 1983 году они затеяли военную операцию в Гренаде под грозным названием «Внезапная ярость». В 1986 году янки подвергли авиаударам ливийские города Триполи и Бенгази, в 1989 году вторглись в Панаму, в 1991 году развязали войну в Персидском заливе. В 1993 и 1996 годах они нанесли ракетные удары по Ираку, в 1998 году – по Афганистану и Судану, а 1999 году под флагом НАТО разбомбили Югославию, применив уран.

С конца XVIII века до вторжения в Ирак Штаты применяли военную силу за рубежом 240 раз. На этом фоне иракская кампания, названная несколько театрально – «Шок и трепет», казалось бы, должна была превратиться в заурядную акцию, тем более что организованного сопротивления в момент вторжения янки не встретили, что породило у них эйфорию. Через месяц после вторжения Буш заявил: «Миссия выполнена».

Но едва он успел договорить эту фразу, как в Ираке развернулась масштабная партизанская война, продолжающаяся по сию пору. Местные повстанцы без труда преодолели и «шок», и «трепет». Лёгкой прогулки у американцев не получилось, они крепко завязли в иракских песках. В начале 2007 года Буш отправил туда дополнительные военные силы, но победы для него как не было, так и нет.

Неудачи вызвали у американских вояк озлобленное желание сломить «упрямых арабов». Мир был поражён фактами издевательств и садистских расправ над иракскими заключёнными в созданной американцами тюрьме Абу-Грейб. Скандальный резонанс вызвала также информация о расстреле мирных жителей в городе Хадита. Всем стал ясен реальный смысл американских пропагандистских басен о «демократических ценностях», навязываемых бандитскими методами.

Буш настаивает на продолжении войны, воспевая миссионерскую роль США в борьбе с международным терроризмом. Выводить войска из Ирака, по его словам, нельзя, ибо «провал Америки в Ираке будет рассматриваться врагами как наша слабость», «придаст храбрости Ирану» и «приведёт к распространению хаоса и резни». Бушу как будто не ведомо, что иракская война уже привела к хаосу и резне, к колоссальным жертвам среди иракцев.

Иракская война стала горячей темой проходящих в Штатах предвыборных дебатов. Претенденты на президентское кресло от демократов Барак Обама и Хиллари Клинтон критикуют Буша за провал иракской кампании, тот в свою очередь обвиняет их в «пораженческих настроениях».

Среди простых американцев число противников бушевской авантюры в Ираке растёт. Оно и понятно: «иракская пятилетка» принесла Штатам чувствительные потери. Число убитых американских солдат перевалило за 4 тысячи (есть основания полагать, что потери эти занижены). Война поглотила из бюджета США 500 миллиардов долларов – вдвое больше суммы, планировавшейся первоначально. Нобелевский лауреат, экономист Джозеф Стиглиц утверждает, что для достижения в этой войне поставленных американцами целей требуется ещё не один триллион долларов. Где Штаты возьмут эти деньги?

Хорошо бы сказать: нас это не касается. Но в том-то и дело, что касается. Главному российскому финансисту Алексею Кудрину приспичило «вложиться» в западную экономику. Движимый сервильным благоговением перед Штатами, он распорядился потратить часть бывшего Стабфонда на покупку долговых бумаг американских финансовых компаний, среди которых есть и те, которые испытывают острые проблемы с привлечением и оборотом денежных средств. Понимает ли Кудрин, что, финансируя американскую экономику, он тем самым финансирует и американскую экспансию, которая вряд ли ограничится Ираком? Алексей Леонидович, дайте ответ! Не даёт ответа…

Сергей РЫБАКОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: