slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Взгляд с экрана

Этот обзор мартовских новинок московского исторического издательства «Вече» хотел бы начать с двух романов, посвящённых бойцам невидимого фронта, подвигу советских разведчиков-нелегалов, чьи имена на долгое время были сокрыты в сейфах службы внешней разведки под грифом «Совершенно секретно. Хранить вечно». Однако пески истории порою имеют свойство обращаться вспять и делать тайное явным. Или, как утверждают современные конформисты, время меняет приоритеты. Так случилось и с двумя романами, о которых у нас пойдет речь.

Роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» был впервые издан в 1966 году и сразу же стал литературным событием года. На фоне прозы соцреализма, главенствующей в 50-е годы прошлого столетия, появление остросюжетного романа о разведчике, ставшем «своим среди чужих» уже вызывало читательский интерес. А здесь открывалась совсем новая проза — детективно-психологическая. Причем «чужие», — это отнюдь не гротескные фигуры, а матерые нацисты из Абвера и СС.

Сюжет романа на первый взгляд незамысловат. Советский разведчик Александр Белов, выехавший в 1940 году в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса вместе со своим другом Генрихом Шварцкопфом, к 1944 году достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу СД, где постепенно дослужился до чина гауптштурмфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности и возможность упреждать начало крупных военных операций Третьего рейха…

Ещё не написан «хрестоматийный Штирлиц». Роман «Семнадцать мгновений весны» вышел в свет в 1969 году, а одноимённый телефильм, сразу же ставший культовым, в 1973 году буквально примагнитил советского человека к телеэкрану.

Но уже отснят 4-серийный «Шит и меч» талантливейшим Владимиром Басовым и Белов-Вайс зажил экранным воплощением в блестящем исполнении Станислава Любшина. А ещё в этом фильме дебютировал Олег Янковский сыгравшем Генриха Шварцкопфа. И фильм этот, как и роман Кожевникова, стал значительным явлением советской культуры.

Я не случайно обратился к теме экранизации советских остросюжетных романов. Как правило, хорошая литература становится основой хороших фильмов и сериалов, и наоборот, что наглядно демонстрирует современный телеэкран с доморощенными поделками с сюжетами-близнецами.

Валентин Саввич Пикуль вниманием со стороны кинематографа обделен не был. Достаточно вспомнить сериалы «Моонзунд», «Баязет», «Реквием каравану…». Жаль, что их не часто привечают на наших телеканалах, хотя сериалы эти высшего качества. Возможно, Валентин Саввич по достоинству оценил бы эти экранизации своих романов, (при жизни писателя на телеэкран вышел только «Моонзунд»), но все другие киноверсии романов Пикуля были отсняты после его безвременной кончины. Далеко не все тринадцать романов писателя поддаются экранизации.

«Честь имею» при всей остросюжетной привлекательности вряд ли найдёт смельчака кинорежиссёра, способного воплотить три сюжетно-временные перипетии этого геополитического детектива. Роман был издан в 1986 году. К тому времени библиография книг о советских разведчиках-нелегалах, начиная с упомянутого выше романа «Щит и меч», пополнилась безмерно. Так что литературной сенсацией, в то смутное для страны время, книга Пикуля не стала. Зато сегодня читатель, учитывая реалии сегодняшней геополитики, может по праву назвать этот роман с безымянным главным героем — провидческим.

*   *   *

В 1967 году на советские экраны вышел американский фильм «Снега Килиманджаро», вызвавший взрывной интерес к прозе Эрнеста Хемингуэя. Писатель стал иконой поколения шестидесятников вплоть до начала нынешнего столетия. Впрочем, и сегодня многие начинающие прозаики стремятся перенять что-то у «папы Хэма».

Но вернемся к фильму, в котором режиссер Генри Кинг собрал звёздную пару Грегори Пека и Аву Гарднер, создав очень красивое и качественное голливудское кино. Вот только насколько оно похоже на жизнь писателя? Если это собирательный образ некоего литератора Н. Тогда ладно. Но зритель увидел в герое именно великого Хемингуэя.

Несколько по-иному рассказывает о жизни и творчестве писателя автор лучшей русскоязычной биографии Эрнеста Хемингуэя историк литературы Борис Грибанов. Из его книги мы узнает, что Хэм начинал как репортер и оставался профессиональным журналистом во многих изданиях до конца своих дней; что Хэм пережил две мировые войны и гражданскую в Испании. Лично принимал в них участие и был сильно ранен. Ненавидел фашизм. Свою рыбацкую лодку переоборудовал под боевую с целью выслеживать немецкие подлодки.

Всю свою жизнь он страстно обожал рыбалку и охоту, где бы ни был. Занимался боксом, выступал на рингах. В его жизни было пять женщин, которых он любил. Называл Париж «праздником, который всегда с тобой». Увлекался боем быков, и часто ездил на корриды в Испанию. Очень ценил русских писателей (Толстого и Тургенева особенно). Пережил две авиакатастрофы и чудом остался жив. Получил Нобелевскую премию по литературе. Застрелился в возрасте 61 года...

*   *   *

Тобайас Джордж Смоллетт — шотландский романист, поэт, переводчик. Один из лидеров английского классического эпоса, зачинатель просветительского романа воспитания, предвосхитивший, в частности, творчество Диккенса. Специализировался на романах о жизни моряков.

Известность ему принесли романы «Приключения Родрика Рэндома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751), в которых писатель, переосмыслив традиционные сюжеты плутовского романа и используя приёмы сатирического гротеска, показал социальные контрасты английской жизни.

Главный герой романа «Приключения Родрика Рэндома» — молодой человек, который попадает в разные сложные ситуации, но в конце концов обретает отца и начинает жить спокойной благополучной жизнью. Добиваясь успеха, Родрик Рэндом не останавливается ни перед чем, проявляя себя как эгоист и очень практичный человек. Он служит в армии, во флоте, занимается работорговлей.

Одним словом, типичный английский негодяй.

Этот обзор мартовских новинок московского исторического издательства «Вече» хотел бы начать с двух романов, посвящённых бойцам невидимого фронта, подвигу советских разведчиков-нелегалов, чьи имена на долгое время были сокрыты в сейфах службы внешней разведки под грифом «Совершенно секретно. Хранить вечно». Однако пески истории порою имеют свойство обращаться вспять и делать тайное явным. Или, как утверждают современные конформисты, время меняет приоритеты. Так случилось и с двумя романами, о которых у нас пойдет речь.

Р

оман Вадима Кожевникова «Щит и меч» был впервые издан в 1966 году и сразу же стал литературным событием года. На фоне прозы соцреализма, главенствующей в 50-е годы прошлого столетия, появление остросюжетного романа о разведчике, ставшем «своим среди чужих» уже вызывало читательский интерес. А здесь открывалась совсем новая проза — детективно-психологическая. Причем «чужие», — это отнюдь не гротескные фигуры, а матерые нацисты из Абвера и СС.

Сюжет романа на первый взгляд незамысловат. Советский разведчик Александр Белов, выехавший в 1940 году в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса вместе со своим другом Генрихом Шварцкопфом, к 1944 году достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу СД, где постепенно дослужился до чина гауптштурмфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности и возможность упреждать начало крупных военных операций Третьего рейха…

Ещё не написан «хрестоматийный Штирлиц». Роман «Семнадцать мгновений весны» вышел в свет в 1969 году, а одноимённый телефильм, сразу же ставший культовым, в 1973 году буквально примагнитил советского человека к телеэкрану.

Но уже отснят 4-серийный «Шит и меч» талантливейшим Владимиром Басовым и Белов-Вайс зажил экранным воплощением в блестящем исполнении Станислава Любшина. А ещё в этом фильме дебютировал Олег Янковский сыгравшем Генриха Шварцкопфа. И фильм этот, как и роман Кожевникова, стал значительным явлением советской культуры.

Я не случайно обратился к теме экранизации советских остросюжетных романов. Как правило, хорошая литература становится основой хороших фильмов и сериалов, и наоборот, что наглядно демонстрирует современный телеэкран с доморощенными поделками с сюжетами-близнецами.

Валентин Саввич Пикуль вниманием со стороны кинематографа обделен не был. Достаточно вспомнить сериалы «Моонзунд», «Баязет», «Реквием каравану…». Жаль, что их не часто привечают на наших телеканалах, хотя сериалы эти высшего качества. Возможно, Валентин Саввич по достоинству оценил бы эти экранизации своих романов, (при жизни писателя на телеэкран вышел только «Моонзунд»), но все другие киноверсии романов Пикуля были отсняты после его безвременной кончины. Далеко не все тринадцать романов писателя поддаются экранизации.

«Честь имею» при всей остросюжетной привлекательности вряд ли найдёт смельчака кинорежиссёра, способного воплотить три сюжетно-временные перипетии этого геополитического детектива. Роман был издан в 1986 году. К тому времени библиография книг о советских разведчиках-нелегалах, начиная с упомянутого выше романа «Щит и меч», пополнилась безмерно. Так что литературной сенсацией, в то смутное для страны время, книга Пикуля не стала. Зато сегодня читатель, учитывая реалии сегодняшней геополитики, может по праву назвать этот роман с безымянным главным героем — провидческим.

*   *   *

В 1967 году на советские экраны вышел американский фильм «Снега Килиманджаро», вызвавший взрывной интерес к прозе Эрнеста Хемингуэя. Писатель стал иконой поколения шестидесятников вплоть до начала нынешнего столетия. Впрочем, и сегодня многие начинающие прозаики стремятся перенять что-то у «папы Хэма».

Но вернемся к фильму, в котором режиссер Генри Кинг собрал звёздную пару Грегори Пека и Аву Гарднер, создав очень красивое и качественное голливудское кино. Вот только насколько оно похоже на жизнь писателя? Если это собирательный образ некоего литератора Н. Тогда ладно. Но зритель увидел в герое именно великого Хемингуэя.

Несколько по-иному рассказывает о жизни и творчестве писателя автор лучшей русскоязычной биографии Эрнеста Хемингуэя историк литературы Борис Грибанов. Из его книги мы узнает, что Хэм начинал как репортер и оставался профессиональным журналистом во многих изданиях до конца своих дней; что Хэм пережил две мировые войны и гражданскую в Испании. Лично принимал в них участие и был сильно ранен. Ненавидел фашизм. Свою рыбацкую лодку переоборудовал под боевую с целью выслеживать немецкие подлодки.

Всю свою жизнь он страстно обожал рыбалку и охоту, где бы ни был. Занимался боксом, выступал на рингах. В его жизни было пять женщин, которых он любил. Называл Париж «праздником, который всегда с тобой». Увлекался боем быков, и часто ездил на корриды в Испанию. Очень ценил русских писателей (Толстого и Тургенева особенно). Пережил две авиакатастрофы и чудом остался жив. Получил Нобелевскую премию по литературе. Застрелился в возрасте 61 года...

*   *   *

Тобайас Джордж Смоллетт — шотландский романист, поэт, переводчик. Один из лидеров английского классического эпоса, зачинатель просветительского романа воспитания, предвосхитивший, в частности, творчество Диккенса. Специализировался на романах о жизни моряков.

Известность ему принесли романы «Приключения Родрика Рэндома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751), в которых писатель, переосмыслив традиционные сюжеты плутовского романа и используя приёмы сатирического гротеска, показал социальные контрасты английской жизни.

Главный герой романа «Приключения Родрика Рэндома» — молодой человек, который попадает в разные сложные ситуации, но в конце концов обретает отца и начинает жить спокойной благополучной жизнью. Добиваясь успеха, Родрик Рэндом не останавливается ни перед чем, проявляя себя как эгоист и очень практичный человек. Он служит в армии, во флоте, занимается работорговлей.

Одним словом, типичный английский негодяй.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: