Комментариев пока нет
Каждый китаец – это маленький Китай
Наша гостиная

Житель Китая
О Поднебесной по сравнению с трамповской Америкой говорят меньше, но Китай из-за жесточайшего противоборства с США по-прежнему – в центре внимания. Вот придумал средство, способное разом вывести из строя все американские спутники, и ИИ его гораздо дешевле и эффективнее заокеанского, да ещё и сектор редкозёмов контролирует. Как удаётся это китайцам и чему у них стоит поучиться, рассказал контрразведчик, писатель и востоковед Евгений АНТАШКЕВИЧ.
– Евгений Михайлович, Китай нам друг или…? Он не встревает в конфликт на Украине, но ходят слухи о поставляемых Незалежной китайских беспилотниках и запчастях для них.
– Китай наш сосед и, надеюсь, союзник. Чтобы понять, какой – заглянем в историю. По древним представлениям, Китай расположен на верхней плоскости куба, коим является Земля. Он освещён и освящён Солнцем, поэтому китайцы называют его Поднебесная! Остальные народы живут на боковых поверхностях куба, по которым свет сливается куда-то вниз, и Солнцу до них нет дела, что делает их не освещёнными тёмными варварами. Что с таких взять? Те, кто жил по берегам Уссури и Амура, в Тибете, в монгольских степях и малонаселенных пустынях на западе, действительно, стали развиваться значительно позже. Как и населявшие юго-запад разрозненные мелкие племена: чжуаны, яо, мяо, дун, мулао, буи, вьетами, шуй и т.д. – до оконечной Малайзии. На востоке жили островные японцы и никогда не посягавшие на китайцев полуостровные корейцы, и все они так или иначе перенимали китайскую культуру, бытовой и производственный опыт, письменность, веру, философию. Китайцы расширялись во все стороны. Кроме Севера, откуда пришли три крупные экспансии, колонизировавшие их на сотни лет.
Не зря от варваров-кочевников Поднебесная оградилась Великой стеной. Русские в те эпохи были далеко, хотя купцы на ответвлениях шёлковых путей встречались, и на Руси знали шёлк и фарфор, а в Китае ведали о соболе. Близкое знакомство началось с нашего освоения Сибири и Дальнего Востока. После походов Василия Пояркова и Ерофея Хабарова в 1651-м был построен острог Албазин, а в 1653-м –
Нерчинск. Амур стал естественной границей с маньчжурами, к тому времени завоевавшими Китай. Маньчжурская династия Цин правила Пекином с 1644-го по 1911-й. Но возглавленная другом Ленина Сунь Ятсеном революция 1911–1913 годов так подняла национализм китайцев, что они быстро вобрали в себя Маньчжурию, пусть ненадолго: в 1931-м после нападения Японии, край был объявлен империей Маньчжоу-Го, враждебной Республике Китай во главе с Чан Кайши, не сильно сопротивлявшимся японской агрессии.
В 1945-м, после разгрома японцев Красной Армией, Сталин отдал эту территорию Мао Цзэдуну под базу КПК, откуда китайские коммунисты с советскими автоматами наперевес, погнали чанкайшистский Гоминдан на Тайвань. И настала эра коммунистического Китая с модернизацией экономики, сельского хозяйства, науки. Эра «Лао Да Гэ» – «Великий Старший Брат» (так в Поднебесной окрестили Советский Союз) тоже была непродолжительной. Из хорошего соседа СССР вскоре превратился в «буржуазного ревизиониста», предателя рабочего и коммунистического движения!
– Травматичные моменты ведь бывали и прежде?
– И не раз. После «позорного», как сказали бы большевики, семиносекского мира, когда маньчжуро-китайцы понесли неожиданное для себя поражение, Пекин в 1898-м
обратился к Санкт-Петербургу с просьбой построить «антияпонскую» железную дорогу, ставшую КВЖД. А через 2 года сам же её разрушил, коварно поддержав боксёрское восстание китайского люмпена. Погибли русские строители и члены их семей, число неизвестно. Мао, получив дорогу, счёл её попыткой колонизации китайского северо-востока, внеся Россию наряду с Англией и Японией в список 8 империалистических хищников. Хотя российской была лишь полоса отчуждения: 15 метров земли справа и слева от рельсов и площади, на которых мы построили узловые станции, включая Харбин. Заметим, что нынешние нелицензированные китайские экскурсоводы заявляют своим туристам в Иркутске, что Байкал и земли до самого Северного Ледовитого океана издревле исконно китайские! А китайские блогеры до сего дня ставят русским в вину трагедию в Благовещенске, (что мы тоже признаём), когда летом 1900-го из-за ответных на боксёрские нападения действий местных властей погибли и утонули в Амуре от 3 до 7 тысяч китайцев. Или в марте 1969-го Мао вдруг напал на советских пограничников на о-ве Даманский. Позже на Амуре были убиты наши речники…
Отношения начнут улучшаться после смерти Мао, и сегодня они по-настоящему добрососедские.
Что касается БПЛА, это торговля, причём не государственных, а частных компаний и как правило через третьи страны. Китайцы производят дроны для опыления своих полей и прочих нужд, а когда появилась возможность продавать их Киеву, они, понятно, её не упустили.
– Про большую политику, про то, что торговля с КНР достигла 245 млрд долларов, китайский ВВП вырос в 35 раз говорят много. А что мы знаем о том, что движет Китаем, чему он радуется, какой дух там царит?
– Однажды, симпатичная журналистка из КНР спросила меня, что в жизни самое главное? Мой типично русский ответ: любовь, удивил её, и на встречный вопрос – а мы обедали в Москве в китайском ресторанчике – сказала: еда! Тут удивился я! Да, они другие, живут в своей реальности: жесточайшей конкуренции за рабочее место, перегретых цен на жильё, борьбы отцов и детей, когда родители выбирают сыну невесту, а тому хочется личной свободы. Если муж и жена расходятся, дети остаются с отцом. У женщины с ребёнком шанса повторно выйти замуж нет. Только недавно баста́рды были уравнены в правах с детьми из зарегистрированных семей. После конца маоизма в начале 80-х, китайцы вернулись к прежнему пониманию зажиточности, ставшей главной идеей, поэтому на Новый год обязательны пожелания богатства и долголетия. Наступают европейские ценности, отсюда начало депопуляции! В борьбе дракона с Те́слой западная технофилия побеждает, перемалывая их дух и традиции...
– Они завалили мир своими товарами – от носков и всякого ширпотреба до станков, компьютеров, авто… Как удаётся им быть столь шустрыми? Вот бы нам этому у них научиться!
– Чтобы чему-то учиться у китайцев, надо cтать китайцами! Учиться придётся на собственных ошибках с учётом собственных слабостей. На востоке: Япония, Китай, Корея, Вьетнам собирают 4 урожая в год, а как это сделать, если не коллективно и без трудолюбия? При такой плотности населения, нет ничего страшнее голода и эпидемии. Ленивые вымерли, остались трудолюбивые. Это не три вегетативных месяца, а потом шесть месяцев берлоги. Нас не зря сравнивают с медведем! Кстати, американцы в начале 90-х, зная не понаслышке о китайском мздоимстве, дали им не деньгами 5 млрд долларов, а установили в Китае всякого б/у оборудования для сборки и пошива. Китайские чиновники эти доллары только и видели! Народ же быстро наладился на отвёрточную сборку и первые несколько лет реформ работал за 100 долларов в месяц. Поэтому я, как внук крестьян, за санкции, строгие и разные! Тогда мы собираемся и мобилизуемся на 4 урожая в год, на не на полугодичную берлогу!
– И всё же тех же американцев нам проще понять. Китайский этнос совсем иного замеса.
– Китайцы поклоняются своим богам, а когда могут, то и чужим, про них ещё в XIX веке говорили: если на одной улице поставить 8 разных церквей, китаец поставит свечку в каждой. И правильно сделает. В романе «33 рассказа о китайском полицейском поручике Сорокине» я привожу дневник русского офицера, воевавшего в войсках генерала-милитариста Чжа́н Цзо́ли́ня. Там описаны условия жизни китайских крестьян: работали на износ, жили впроголодь и несравнимо хуже наших крестьян. И так 5 тысячелетий до 1949-го. Когда китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном стали строить социализм. Но Мао Цзэдун при 70% достижений, совершал и ошибки, приведшие к великому голоду конца 50-х и смуте Великой пролетарской культурной революции. Молодежь об этом вряд ли знает, а бабушки не хотят вспоминать.
Хорошо, в смысле, сыто жить китайцы начали с 1984-го, когда благодаря реформам Дэн Сяопина был собран урожай, позволивший отказаться от импорта зерна из Америки и Канады. Прошло всего 40 лет, 1,5 поколения. А 40 от 5000 как ни отнимай, остаётся почти столько же! Потому еда для них священна! Во времена, когда США помогали КНР становиться на ноги, чтобы Поднебесная (на манер нынешней Украины) воевала с СССР, среди европейцев ходила шутка: «Что такое катастрофа? Это когда китайцы будут на гарнир есть рис»! В мае 1991-го в небольшом, 3-х миллионном городе Цзинань провинции Шаньдун, где родился Конфуций, я испытал панику, увидев едущих с работы жителей на велосипедах: это напоминало не́рест кеты в Амуре, когда вся другая рыба в страхе разбегается по протокам. Дорогу перейти было невозможно. Мелькнула мысль: что будет, если они пересядут на автомобили? Пересели, поставили светофоры, нарыли подземных переходов – проблем нет.
Дэн Сяопин, вернувшись к власти, открыл им дороги по всему свету. Соратники с ужасом спрашивали: зачем? А Дэн спокойно парировал: каждый китаец – это маленький Китай. Что правда. Привычки и язык не дают китайцам расползаться и исчезать, как исчезла русская эмиграция. Я не ощутил в Китае никакой «молодёжной политики», хотя в уставах прописаны её «масштаб и монолитность». В КНР 3,59 млн низовых комсомольских организаций, в которых 89,906 млн членов Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК). Комсомол руководит Пионерской организацией, объединяющей детей до 15 лет. Есть Всекитайская федерация молодежи (ВФМ), реализующая программы консультативной «Горячей линии», поддержки образования, профилактики СПИДа и правонарушений среди несовершеннолетних. Однако это всё где-то глубоко внутри, скромно и не на показ.
Китайская молодежь в основном занята учебой – это стремнина их жизни, тут все, начиная с родителей, рвут аорту: выйти на зарплату или накопить денег, чтобы отдать ребёнка в престижную школу, нагнуть его на учёбу так, чтобы и не думал разогнуться. И никого не волнует, что он может вырасти немного согнутым. Это одна из характерных черт жизни китайских горожан. Давление! Дети должны оправдать вложенные в них усилия 12-ти лет средней школы. Дальше карьера со смазкой в виде членства в КПК, дающей преимущество перед беспартийным программистом или инженером! Сегодня в КПК 96,712 млн членов и 4,936 млн низовых ячеек, умножьте на 3 и получим внушительную цифру номенклатуры – освобождённых, как их в Китае называют, «кадровых работников» с зарплатой из партийной кассы. Повторной Тяньаньмэнь китайское руководство не хочет. Нынешняя КПК создала вторую экономику мира, стала нашим стратегическим партнером и правильно голосует в ООН именно КПК.
– Китай жаждет быть первой экономикой мира, но этого не хотят Штаты. Значит, не дадут?
– Американцы управляют уже не всеми. Момент охладить китайский пыл и закрыть ве́нтили, как с японцами, выходившими в 80-х на первые позиции не по «часам и трусам», а по высоким технологиям, электронике, моторам, автостроению, роботосборке, (сам видел в цеху «Ниссан» в Иокогаме), упущен. США схлопнули Японию, отжав управление финансами и подмяв чиновников, а китайцы упёрлись и не дали себя сломать. Потому американцы начнут уламывать нас, чтобы мы оголили спину южного соседа, предали его! Но это не будет их маленькая победоносная война, пострадают все, и мы это прекрасно понимаем!
– Несколько лет назад Вы утверждали, что Китаю нужно бояться не США, а Индии.
– Эти страны развиваются примерно в одном темпе. И образно говоря сидят практически на одном дереве, которое если сильно раскачивать или не там пилить, весьма чревато... Тому свидетельство – события в Тибете с рукопашной пограничников и замалчиваемыми жертвами. Соперничество велико, но членство в БРИКС тоже даёт плоды… А кто кого обгонит – посмотрим.
– В России Китай закупает в основном сырьё, а на наших прилавках найти то, что не «Made in China» всё труднее.
– У нас давняя товарная зависимость особенно по группе «Б». Это не страшно при нормальном международном разделении труда, но его нет, есть диктат сильного. В текущем моменте мы поняли, что надо рассчитывать только на себя и производить самим. В кирзу́ и ва́тник уже никого не переоденешь. Да и психологическая зависимость от Запада пока не преодолена. Что сажает нас на узенькую тропинку выживания, вместо суверенитета.
– Вы в феврале побывали в Китае. Удивились чему-то?
– Я прилетел в Гонконг, переплыл в Макао и несколько дней провел в районе «Большого залива» – самой богатой в Поднебесной провинции Гуандун. Впечатления сильные и исключительно положительные. Гонконг – город вечного будущего: золотые, серебряные, голубые небоскрёбы, змеи отличных автодорог, между ними в 4 этажа стрелы хрустального метро, полный интернационал лиц и чистейший пофигизм, откуда и кто ты. Политика присутствует, но очень скрытно. Макао, бывший до 1999-го португальской колонией, примечателен разве что обилием игорных домов, которые только тут в Китае разрешены. Иное дело Кантон – древнейший мегаполис – быстрый, не шумный и очень вежливый. Китайцы так давно живут в пространстве на толщину собственной кожи, что научились не то что не толкаться, но не дотрагиваться друг до друга в самой плотной толпе. Я попал в такую в центральном буддийском храме.
Был Праздник Фонарей, когда все идут молиться и ставить свечи. Жемчужная река по берегам застроена жилыми высотками. Квартирный вопрос тут горячая тема! Полутораметровый туалет в крупных городах Китая равноценен двушке в Балашихе. На острове между каналами старые деревья в полтора обхвата, масса гуляющих, ночью всё красиво подсвечено. Очень впечатлили музей 3-го, объединительного с Гоминьданом съезда КПК и офицерская школа Вампу, где кадровых военных готовили советские специалисты. Город открытка Шэньчжэнь. Великолепное неглубокого заложения метро с двойными стеклянными дверями, широкими вагонами и станциями, где больше 30-ти выходов! Всё идеально подметено и увлажнено из-за зимней сухости: +250 C. Лето в феврале. Казалось, вернусь в Москву и сразу на дачу!
– С какой фразы Вы бы начали книжку про Китай?
– Здравствуй! Ты сыт?
Беседовала Татьяна КОВАЛЁВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
В Китае официально завершилась кампания по расследованию и отмене приватизации и рыночных реформ, пр...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий