slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Шёл в атаку яростный 41-й год…»

С.И. Краев. 1937 год

19 октября Юрию Семёновичу Краеву, первостроителю и жителю посёлка Белоозёрский, в лицее № 23 вручено подписанное президентом России Владимиром Владимировичем Путиным удостоверение к ордену «Красное Знамя» на имя его отца Семёна Ивановича Краева, лейтенанта, командира 2 роты 1073 полка 316 (Панфиловской — 8 гвардейской) дивизии.

При этом значительном событии присутствовали педагоги и учащиеся лицея, родители лицеистов, глава района Олег Сухарь, глава городского поселения Белоозёрский Владимир Кузнецов, почётные граждане поселения и Воскресенского округа, а также представители райвоенкомата.

Из архива. «С.И. Краев, 1911 г. рождения, Маслянинский район Новосибирской области. Призван Фрунзенским РВК г. Алма-Ата Казахской ССР. Геройски погиб в бою под Москвой 8 декабря 1941 г. Похоронен: братская могила в д. Крюково Солнечногорского района (ныне г. Зеленоград). Осн.: ФБУ ЦАМО РФ, ф. 58, оп. 818883, д. 1508, л. 76, № 7.

*   *   *

«Шёл в атаку яростный

            сорок первый год,

У деревни Крюково

            погибает взвод…»

Мы так и продолжали бы, собравшись у меня в гараже, петь эту песню с великой горечью и гордостью, понимая лишь общий смысл бессмертного подвига безымянного взвода. Пели бы и другие сердечные песни. Но…

— У деревни Крюково погибает взвод… — выдохнул Юрий Краев. — Мой отец погиб в боях за Крюково… Там и похоронен….

Мы от таких неожиданных слов соседа по гаражу сразу притихли и повернули головы в сторону Юрия Семёновича. Молчали, остолбеневшие. И уже не общий смысл приобретали слова песни, а живую плоть смерти и зримой ярости голых штыков, разящих фашистскую нечисть.

Лейтенант израненный

прохрипел: «Вперёд!»

У деревни Крюково

погибает взвод…

Крюково — один из ярких героических эпизодов битвы за Москву (конец ноября — декабрь,1941 года) между советскими и немецкими войсками за станцию Крюково, ближайшие населённые пункты и окрестности, находящиеся приблизительно в границах современного города Зеленограда. Отсюда фашисты хотели прямым ходом выйти на Красную площадь. Даже пригласительные билеты на победный парад уже красовались на столе у Гитлера. Но не судьба — на подмосковной земле враг был обескровлен и остановлен.

*   *   *

Надо помнить, что до сражений под Крюково дивизия им. Панфилова, входящая в состав 16 армии (генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский) 60 дней, держа оборону, вела изнурительные кровопролитные бои на одном из главных направлений  удара вермахта по столице нашей родины Москве — Волоколамском.

Справка. 316 стрелковая дивизия (8 гвардейская) была сформирована в июле-августе 1941 года в Алма-Ате в составе управления, полков стрелковых:  1073 (майор Г.Е. Елин), 1075 (полковник И.В. Капров), 1077(майор З.С. Шехтман) и 857 артиллерийского полка (подполковник Г.Ф. Курганов). Комдив — генерал-майор И.В. Панфилов.

И когда в нашем повествовании будут встречаться фамилии Елин, Момыш-Улы,

названия 1-й батальон 1073 полка, 316 дивизия, — то это разговор и о 2-й роте лейтенанта Краева, потому как 2-я рота лейтенанта Краева сражалась в составе батальона легендарного старшего лейтенанта Баурджана Момыш-Улы (впоследствии генерала и Героя Советского Союза — за проявленные мужество и героизм в битве под Москвой. Однако, удостоен он этого звания лишь 11 декабря 1990 года, посмертно). Но коль командир Герой и легендарен, — то, значит, легендарны и его подчинённые. К тому же и герои. По-другому на войне не бывает.

*   *   *

7—12 октября 1941 года дивизия разгружается в Волоколамске и занимает полосу обороны протяжённостью в 41 и в глубину 4–6 км от населённого пункта Львово до совхоза Болычево.

Бросая дивизию под Волоколамск, командование понимало, что наступающие части вермахта просто сметут 316-ю. Но необходимо было любой ценой удерживать столицу до подхода дальневосточных армий.

С 16 октября 1941 г. на Волоколамском направлении начались упорные бои. На каждом рубеже советские воины наносили фашистам большой урон в живой силе и технике. Но враг был силён не только знаниями наступательной тактики и стратегии, но и оборонительной. Так учили немцев. И опыта в этом деле противнику было не занимать.

В советских учебных заведениях и в частях армии буквально запрещались мысли оборонительных концепций, предполагалось, что Красная Армия должна побеждать наступательными операциями и на чужой земле. За иную точку зрения можно было лишиться своей должности. Ещё и этим осложнялось дело обороны.

Но генерал Панфилов пошёл на хитрость. По его мнению, при условии численно превосходящего врага, действовать привычными методами было самоубийством, и он разработал тактику ведения «спиральных» боевых действий. Дивизия не только выжила, вопреки всем прогнозам, но и сделала своё дело блестяще и героически.

Мастер подобного боя комбат-1 Баурджан Момыш-Улы пишет: «Спиралью я это называю потому, что все бои Панфиловской дивизии под Москвой характерны тем, что она перерезала путь, отскакивала в сторону и увлекала за собой противника, отводила его километров на десять, потом, рывком, снова становилась на его пути, снова уходила. Такими манёврами силы противни-ка распыляются, наши части снова выходят на большак. Это, в настоящем смысле слова, изматывание противника давало выигрыш во времени».

А дороги были в то время даже не только двое-трое суток, а считанные часы. Несколько часов!

Будучи командиром 19-го гвардейского стрелкового полка, 26—30 ноября 1941 года гвардии капитан Момыш-Улы в районе деревни Соколово Московской области вместе со своим полком в течение четырёх суток вёл упорные бои, успешно отбивая атаки противника.

Генерал-полковник Эрих Гёпнер командовал 4-й танковой группой, и именно ему довелось столкнуться с тактикой молодого казаха. Во время наступления он напишет в своих донесениях Гитлеру: «Дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти»

Вот такой холодный страх наводил старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы со своими такими же смелыми командирами рот лейтенантами Филимоновым, Краевым, Брудным, со всеми бойцами батальона на «классических» генералов вермахта.

Во время визита в Москву Фиделя Кастро спросили: «Кто для Вас является главным героем Второй мировой войны?»  На это он ответил: «Герой «Волоколамского шоссе» Александра Бека казах Момыш-Улы».

Понимал вождь кубинского народа, что говорил.

23 октября развернулись бои на ламском рубеже за Волоколамск. Введя в бой резервы, немецко-фашистские захватчики 28 октября овладели городом. Напряжённые бои, огромные потери заставили гитлеровское командование приостановить наступление.

16 ноября большие колонны танков и мотопехоты двинулись на позиции частей, оборонявших Волоколамское шоссе. Дни средины ноября стали днями массового героизма советских воинов на подмосковной земле.

С 16 по 18 ноября батальон старшего лейтенанта Момыш-Улы в отрыве от дивизии героически сражался на Волоколамском шоссе у деревни Матронино. Умелое руководство комбата позволило на 3 дня задержать фашистов на данном рубеже. После чего старший лейтенант вывел батальон из окружения боеспособным.

Из книги «За нами Москва» (Баурджан Момыш-Улы, Алма-Ата,1978): «Вдруг издали я увидел долговязую фигуру Краева. Он держал ручной пулемёт наперевес и, стреляя на ходу, поднял свою роту в контратаку во фланг противника, Эта контратака была неожиданна и для меня, и для немцев. Я стоял, а противник бежал обратно в Трусово. Смелое и внезапное действие роты Краева предотвратило катастрофу с новым, необстрелянным ещё и неорганизованным пополнением».

В бессмертие шагнули 11 саперов 1077-го полка под командованием младшего лейтенанта П.И. Фирстова и младшего политрука А.М. Павлова; 28 героев-панфиловцев, державшие оборону в 7 км к юго-востоку от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково с политруком В.Г. Клочковым; истребители танков во главе с лейтенантом В.Г. Угрюмовым и политруком А.Н. Георгиевым и сотни сотен других защитников столицы.

Не щадя своей жизни, воины 316-й стрелковой дивизии и других частей вынуждали фашистов топтаться на каждой позиции, выигрывая дни и часы, столь нужные для обороны Москвы.

Из представления командира 1073 полка майора Елина к ордену «Красное Знамя» лейтенанта Краева. «16 ноября 1941 года ликвидировал окружение противника силой до одного батальона пехоты и 8 танков. Смелой и решительной атакой нанёс противнику тяжёлый урон по живой силе и уничтожил 3 танка, захватил много документов и трофеи. Сам лично руководил операцией, проявив при этом отвагу и героизм.17 ноября 41г. повторил то же самое, причём захватил одну автомашину с документами, 2 радиостанции, одно 75 мм орудие с 80 шт. снарядами и 1 тягач.

18 ноября 41 года вступил в бой с батальоном пехоты, с ротой автоматчиков, с пятью танками противника, удержал свою позицию в упорном бою в течение 4-х часов, при этом уничтожил до ста солдат и офицеров и 3 танка противника. В боях за Соколово и Крюково показал образец героизма, отваги и упорства. Лично из пулемёта крошил врага, наводя страх на врага своим бесстрашием. В этих боях подбил 2 танка из противотанкового ружья. Будучи раненым, вселял бодрость, во весь рост шёл впереди бойцов и продолжал сражаться».

Ожесточённые оборонительные бои 316-й стрелковой дивизии на Волоколамском направлении — направлении главного удара противника — являются славной страницей в истории Великой Отечественной войны. Но ни превосходство фашистских войск в численности и технике, ни его напор не сломили боевого духа защитников нашей столицы. В борьбе с коварным и сильным противником славные воины 316-й стрелковой дивизии сражались разумно и стойко, нанося фашистам большие потери в живой силе и боевой технике. В течение 60 дней дивизия непрерывно вела тяжелейшие бои на линии фронта от города Волоколамска до станции Крюково.

1 декабря 1941 г. все полки Панфиловской дивизии сгруппировались у Крюково. 2-й стрелковой ротой, вставшей на оборону Каменки, командовал лейтенант Семён Краев. В донесении в политотдел 16-й армии сообщается:

«…Противник отбрасывался на свои исходные позиции с большими для него потерями. Особенно крепко дралась рота лейтенанта Раева (правильно — Краева — Л.Д.) Тов. Раев (Краев), имея трофейный танковый пулемёт, в трудные минуты поднимался во весь рост и косил фашистов из пулемёта».

«В течение 4.12.41 г. 1073 СП занимает станцию Крюково. На участке полка редкая пулеметная перестрелка. Полк в ожесточенном бою 3.12.41 г. во много раз превосходящих сил противника не только удержал прежние позиции, но и продвинулся вперед метров на 300-400. Попытки врага сломить сопротивление нашей обороны массированным огнем из минометов и танков, не удалась».

«6 декабря. Противник ведёт сосредоточение пехоты, танков на станцию Крюково, периодически ведёт минометный огонь. Подбито: 1 легковая и 1 грузовая машины противника. 1073 СП занимает прежнее положение. Огнем артиллерии уничтожено до 150 солдат и офицеров. Противник ведёт минометный и пулеметный огонь по расположению наших частей».

«В период боев 5 и 6.12.41 г. особенно отличился 1073 СП (военком, бат. комиссар тов. Логвиненко), который составлял ударную группу. В бою положение сложилось так, что 2-й и 3-й и часть 1-го батальонов (рота лейтенанта Краева) были отрезаны десятью танками противника и оказались осажденными в каменном здании школы. Противник рассчитывал взять наших людей живьем. С этой целью он окружил здание тремя танками и до роты пехоты. На чердаке этого же дома оказались и автоматчики противника. Но взять здание не удалось». (Архив МО, ф. 1063, on. 1, д. 100, лл. 183–184).

Из книги Б. Момыш-Улы «За нами Москва (записки офицера. Стр.246). «Морозное утро 6 декабря 1941 года. Огненные вспышки озаряют горизонт, и слышится глубокий грозный и тяжёлый вздох земли – гул артиллерийской канонады. Над Крюковом всё трещит, грохочет, дымится. Сверкают огни за огнями, как частые удары грозовых молний. Артиллерия рвёт, ломает, разруша-ет. На наших глазах всё летит в воздух. Разруха, дым, трупы…

Деревня была освобождена от немецких войск 7 декабря 1941 года силами 8-й гвардейской стрелковой дивизии и 1-й гвардейской танковой бригады. В результате ночной атаки наши войска разгромили крюковский гарнизон противника и к 10 часам утра 8 декабря полностью освободили Крюково…»

«Шел в атаку яростный сорок первый год…»

Эти слова из песни Сергея Острового пусть и будут тем Светочем подвига и славы роты лейтенанта Семёна Краева, полёгшей на Подмосковной земле в декабре 1941 года. И ушедшей в бессмертие.

Леонид ДУДИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: