slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Война вчера, сегодня, завтра…

Этот обзор книжных новинок исторического издательства «Вече» начну с одного из самых ярких и пронзительных романов о Великой Отечественной войне. Роман «Живые и мёртвые» Константина Симонова — первая часть одноименной трилогии, в которую вошли также романы «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето».

Писатель, встретивший войну корреспондентом в Одессе, а затем побывавший чуть ли не на всех её фронтах, прошедший Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу и Германию, ставший свидетелем последних боев за Берлин, как никто другой знал, о чем пишет.

Нельзя сказать, что книга создавалась по горячим следам огненных дорог войны. Нужно было время для осмысления величайшего подвига советского народа в самой кровопролитной войне ХХ века. В 1955 году Константин Михайлович Симонов приступает к работе над романом «Живые и мёртвые». Книга написана по материалам записок Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков.

Первая часть трилогии почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны». С 1958 по 1960 год писатель живёт в Ташкенте. Вернувшись в Москву, он привозит законченный роман. Завершена первая часть большого правдивого произведения о Великой Отечественной войне, найдены герои, с которыми читатель пройдёт путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. С тех пор роман «Живые и мёртвые» стал классикой отечественной и мировой литературы о войне. И сегодня он как никогда актуален в контексте происходящей схватки с новоявленными нацистами на Украине. Думается, новое переиздание романа «Живые и мёртвые» в издательстве «Вече» будет востребовано нашими парнями на фронтах СВО.

*   *   *

И ещё о двух мемуарных книгах ветеранов Великой Отечественной войны. Автор книги «Годы суровых испытаний. Записки командарма», генерал армии Кузьма Никитович Галицкий, начав войну командиром 24-й Самаро-Ульяновской Железной стрелковой дивизией, затем командовал 67-м стрелковым корпусом, был заместителем командующего 1-й ударной, командующим 3-й ударной и 11-й гвардейской армиями. Возглавляемые им войска участвовали в тяжёлых оборонительных и наступательных боях под Гродно и Минском, в районе Гомеля, в освобождении Великих Лук, Невеля, Городка, Орши, Берисова, Минска, Молодечно, в штурме и взятии цитадели германского милитаризма — Кенигсберга.

На основе изучения большого архивного материала, а также личных воспоминаний и бесед со многими участниками описываемых в книге событий, генерал Галицкий воссоздает картину боевых действий соединений и объединений, которыми ему довелось командовать в 1941—1945 годах.

Вторая книга из серии «Военные мемуары» по-своему уникальна, о чем свидетельствует уже её заголовок» – «Правда солдата».

Мемуары о Великой Отечественной войне писали, как правило, крупные военачальники, Герои Советского Союза и другие её выдающиеся участники. В то же время не так уж много осталось воспоминаний рядовых солдат, ежесекундно рисковавших жизнью на переднем крае, стойко переносивших все тяготы фронтового быта, вновь и вновь возвращавшихся в строй после ранений. Их взгляд на войну разительно отличается от взглядов маршалов и генералов, так как подмечает и нелицеприятные детали, но без него правда о войне никогда не будет полной.

К числу таких честных и безыскусных солдатских мемуаров относится и книга «Правда солдата» Николая Федоровича Танькова, бронебойщика и артиллериста, трижды раненного, прошедшего дорогами войны нелегкий путь от Брянска до Кенигсберга.

Мы не раз говорили о книгах «лейтенантской прозы», которая подарила нам плеяду превосходных писателей, ставших гордостью советской литературы. А вот солдатские мемуары, не говоря о беллетристике, — большая редкость.

*   *   *

Книга исследователя Третьего рейха Константина Залесского «Государство террора. СС в системе власти Третьего рейха» посвящена СС как политической организации внутри нацистского движения, её месту и роли в Третьем рейхе.

«Попытка представить СС всего лишь как шайку убийц и карателей — это фальсификация и огрубление истории, перенос на отдельных садистов и патологических убийц ответственности за чудовищный эксперимент как над народами оккупированных стран, так и над самими немцами», –
утверждает историк Залесский.

СС являлись политической организацией, подразделением нацистской партии, а значит, само признание их преступной организацией автоматически является признанием преступной сущности всего национал-социализма.

Не правда ли, как сегодня, эта преступная сущность СС перекликается с идеологией киевского режима, который с подачи западных подстрекателей, олицетворяет государство террора в сердце Европы.

Книга Константина Залесского показывает, сколь разветвленной была структура СС. Даже без войск СС, гестапо и концлагерей это была колоссальная преступная паутина, которая опутывала всю Германию и работала над тем, чтобы немецкое общество находилось под полным контролем нацистов, чтобы люди воспитывались в духе нацистской идеологии, готовили будущие управленческие кадры для страны, планируя её превращение во всемирное нацистско-расистское государство.

К несчастью, сегодня этот аспект деятельности СС постоянно уводится на второй план, а всеобщий характер деятельности СС замалчивается или представляется несущественным. Тем самым имеет место фальсификация истории и фактически реабилитация СС, на фоне героизации новоявленных поборников «черного легиона» из «бандеровских нацбатов».

*   *   *

А теперь обратимся к трагическим событиям российской истории, связанных с крушением империи и гибелью последних Романовых.

В последние годы жизни в Париже известным русским историком, талантливым публицистом Сергеем Петровичем Мельгуновым была издана книга «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), завершающая трилогию «Революция и царь».

Основанная на подлинных источниках, работа в хронологической последовательности восстанавливает цепь трагических событий, последовавших вслед за отречением царя. Полуторагодовая жизнь под арестом, кровавая расправа над всей царской семьей в Екатеринбурге — всё это нашло отражение на страницах книги. Но своей главной задачей Сергей Мельгунов ставил определение тех исторические процессов и явлений, которые привели в итоге к трагическому финалу. Для него важно было также ответить на вопрос: можно ли было спасти последних представителей династии Романовых?

Ответ, к сожалению, — отрицательный.

*   *   *

Повесть «Межконтинентальный узел» — продолжение книги «создателя Штирлица» Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить…».

В мире продолжается жёсткое и бескомпромиссное соперничество двух сильнейших держав мира, СССР и США, и, естественно, своего апогея достигают невидимые для обычного гражданина закулисные сражения, развернувшиеся между советской и американской разведками.

Описываемые в повести действия происходят в разных уголках земного шара, в том числе в Москве, Женеве, Западном Берлине.

Вот как сам автор вспоминал некоторые моменты написания повести «Межконтинентальный узел» в своей статье «БЕСЫ В ЛОНДОНЕ» (Рецензия на книгу Питера Райта «Spy Catcher»):

«ТАСС» я написал в 1978 году, а в прошлом году закончил вторую повесть — «Межконтинентальный узел», являющийся продолжением «ТАССа». В новой повести я уделяю много места делу шпиона Пеньковского, арестованного в Москве в 1961 году, хотя действие происходит в наши дни. В процессе работы над повестью я тщательно проанализировал стенографический отчет судебного процесса над Пеньковским и пришел к выводу, что он «работал» не один, наверняка имел преемника. Читая же Питера Райта, я понял, что он всегда подозревал Пеньковского, «коронного агента MI-5» — как «фокус русских». Питер Райт считает, что Пеньковский не работал ни на Лондон, ни на CIA, а всегда верно исполнял свой «долг советского гражданина». В моей повести есть отрывок, из которого явно следует, что «двойник» так себя вести не может. Поскольку «Межконтинентальный узел» был напечатан в Советском Союзе в 1986 году, задолго до выхода в свет «Spy Catcher», вряд ли можно заподозрить меня в том, что я, — конечно же, под «давлением властей», — написал свою повесть в «пику» Райту».

*   *   *

Роман «Молниеносный Баязет» завершает знаменитую трилогию Сергея Бородина «Звёзды над Самаркандом». О начальных книгах трилогии – «Хромой Тимур» и «Костры похода» я рассказывал в предыдущих обзорах в «Слове». Теперь несколько слов о книге «Молниеносный Баязет».

1401 год. Султан Баязет, повелитель великой Османской державы, получает известие, что на него собирается идти войной Тимур. Баязет не боится, он уверен в своих силах, поэтому заранее предвкушает победу и оценивает добычу, которая может ему достаться. Тимур со своей стороны тоже уверен в успехе своего похода, но никому не дано знать будущее. Лишь в Московском государстве как будто догадываются. «Не заглядывая вперёд, победу не выкуешь», — говорят в Москве и потому стремятся использовать происходящее себе на пользу, чтобы окончательно освободиться от гнета Орды. Орда давно покорна Тимуру, но война с османами, чем бы она ни закончилась, мешает Тимуру участвовать в ордынских делах…

*   *   *

Герберт Джордж Уэллс (1866–1946) — английский писатель и публицист, автор всемирно известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и других. Его творчество оказало существенное влияние на развитие жанра научной фантастики. Органичное сочетание смелой фантазии, доброго юмора и широта социальных наблюдений сделали произведения Уэллса интересными и значимыми для читателей нескольких поколений. Сегодня хочу представить читателям «неожиданную книгу» писателя. «Краткая история человечества» — настоящий наглядный путеводитель по страницам истории. Впечатляет объём информации, которую он содержит. Уэллс, избегая усложнений и каких-либо подробностей и обходя спорные вопросы, даёт последовательный обзор всемирной истории — от времён зарождения жизни на Земле до начала ХХ века.

Каждая из глав этой книги — своего рода микромонография, посвящённая определенному историческому периоду или эпохе. Ни до издания этой книги, ни после её публикации никто не пытался в одиночку воплотить столь грандиозный проект. Начиная своё повествование с зарождения жизни на Земле, Г. Дж. Уэллс доводит его до тревожных событий начала XX века — Первой мировой войны и революции 1917 года в России. Автору удалось сочетать краткость, ясность, высокий литературный слог и, в пределах возможного, объективный взгляд на ход истории.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: