slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Подражать «героям былых времён»

Читатель – газета

Продолжаем опрос газеты «Слово»: почему нам не пришлось жить при коммунизме?

(Начало см. №№ 1/2023; 20/2021)

Как-то мне довелось отсматривать кинохронику советских лет в Красногорском архиве кинофотодокументов. Посевные, уборочные, хлеборобы, фабричные работники, счастливые лица людей, бодрая общественная жизнь… В киножурнале «Ставрополье» был запечатлён утренник в одном детском садике. Конец 1970-х. Дети водят хоровод с красными флажками. И голос диктора: «Счастливые! Им жить при коммунизме!»

Это время 70–80-х, надо признаться, не осмыслено нами в полной мере. И чем дальше, тем резче разлом между белыми и красными. Такого разлома не ощущалось даже в конце 1980-х, и уже, казалось бы, уврачёвана была трагедия. Так нет же, кому-то выгодно было разбередить нашу рану. Отчего сегодня всё большее число молодёжи задумывается над тем, что это была за страна — СССР? Уяснили ли мы уроки развала Союза? Не слишком ли мы заносчиво перешагнули наследие советской империи? А один из сегодняшних семинаристов (!) и вовсе вдруг открыто заявил на моей лекции, что он коммунист...

Почему, на Ваш взгляд, завершил своё существование СССР? Возможно ли повторение советского проекта сегодня? Может ли быть построен в нашей стране христианский социализм? Едва ли возможно дать определённый ответ на все эти вопросы. Но надо пытаться. Побеседуем с людьми, связанными с историей и литературоведением, с гуманитарной наукой.

Владимир Александрович ИВАНОВ, офицер запаса, профессор:

— Послевоенное поколение, к которому принадлежу и я, выросло в лучах Великой Победы и одним из её очевидных последствий, по словам Григория Григорьевича Пушкина — правнука нашего великого поэта, стало окончание затянувшейся многолетней гражданской войны. Взлёт русского духа, ранее задавленного борьбой с великодержавным шовинизмом, возрождение многих вековых имперских символов явственно начало ощущаться в стране после 1945 года. Конечно, это явление было заметно и за рубежом. Известный американский дипломат и учёный Дж. Кеннан написал в годы Великой Отечественной войны: «Война объединила режим и народ, внеся ясность в некоторые загадки революции и укрепив веру в будущее. В душе каждого русского человека воскресла надежда, что широкий ум и отвага русских людей однажды превзойдут достижения высокомерного и консервативного Запада… В условиях войны и мира, при наличии драмы, переживаний и страданий, в России всё же развивалась духовная жизнь народа. И это, пожалуй, наиболее важное и загадочное из всего того, что происходило в Советском государстве».

Это «важное и загадочное», говоря словами Кеннана, проявлялось в быту самым очевидным образом. Я хорошо помню, что русские сказки, русские былины, русская поэзия были тем воздухом, которым моё поколение дышало в детстве и юности. А подвиги русских воинов — от Ильи Муромца до Александра Матросова, рассказы солдат, вернувшихся с войны, не могли не волновать каждого мальчишку. Мы старались подражать «героям былых времён», мы восхищались ими, потому что Победа в войне, кроме тяжёлых и страшных жертв, означала и высокий духовный подъём народа, который, невзирая на все попытки снизить его значимость и потенциал, всё ещё ощущается до нашего времени.

Но наряду с этим те силы в правящем классе, которые всегда были готовы и в Российской империи, и в Советском Союзе принести свой народ в жертву для достижения очередной утопии, постепенно шаг за шагом подавляли национальное самосознание. Эту тенденцию отметил ещё А.С. Пушкин в своём известном стихотворении «Предрассудок»:

Ты просвещением

свой разум осветил,

Ты правды лик увидел,

И нежно чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел…

Как нетрудно заметить, естественным следствием такого отношения к собственной стране было предсказание известного евразийца – князя Н.С. Трубецкого, что значительная часть русской интеллигенции пойдёт на «службу к иностранным поработителям и будет не за страх, а за совесть помогать делу порабощения и угнетения России». А разве это не происходило в 1990-е годы, и разве не это мы наблюдаем сегодня?

Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что такой ход событий предвидели многие русские мыслители, в том числе представители евразийского движения, когда утверждали, что рано или поздно коммунистические вожди предадут те идеалы, которые они так упорно старались внедрить в советское общество. Но что из себя представляли эти идеалы? Безусловно, они были целиком материалистические, что следует из идеологии марксизма-ленинизма, в которой первенство биологических потребностей в общественной жизни и деятельности являлось непререкаемой аксиомой (бытие определяет сознание). Отсюда и дикая атеистическая пропаганда, ненависть к православной церкви, поругание святынь, массовые расстрелы священников в 1930-е годы. Эти явления нельзя считать случайными эксцессами, неизбежными при ломке традиционных социальных отношений – нет, они стали важным компонентом не только партийной, но и государственной политики. Её проявления, которые то усиливались, то ослабевали, особенно в конце советского периода истории России, подспудно оказывали, как это несложно увидеть, негативное влияние на общественное сознание. Как следствие, поражение Советского Союза в холодной войне с Западом было определено изначально, поскольку его движение в сторону общества потребления означало, что в идеологическом плане «развитой социализм» ничем не отличался от проклинаемого всеми советскими партийными идеологами буржуазного либерализма. Не об этом ли писал выдающийся русский мыслитель академик И.Р. Шафаревич?

Так, в пародийной статье американского журналиста Д. Рисмана под названием «Нейлоновая война», напечатанной в 1951 году, была озвучена простая идея: если дать русским образцы американского изобилия, они откажутся подчиняться власти, которая дала им танки и шпионов вместо пылесосов и салонов красоты.  Это, собственно говоря, и произошло в 1991 году, когда в одночасье рухнул «великий, могучий Советский Союз». Как и предсказывал И.А. Ильин в своей работе «Что сулит миру расчленение России», это событие неизбежно должно было привести к тому, что «территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновениями». Нетрудно заметить, что это и происходит в настоящее время.

Необходимо отметить, что в православной традиции Россия – это «катехон», то есть, сила, препятствующая сползанию человечества в тьму беззакония. Как нам представляется, для того чтобы она могла выполнить свою историческую миссию, ей необходимо возвратиться к своим духовным истокам, к непреходящим ценностям Русского мира и русской цивилизации, в основе которых лежит христианская православная вера.

Беседовала Ирина УШАКОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: