slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Драматург и актриса

А.Н. Островскому – 200 лет

А.Н. Островский. 60-е гг.

Ровно 200 лет назад, 31 марта 1823 года в Москве в Замоскворечье в небогатой купеческой семье Николая Фёдоровича Островского и его жены Любови Ивановны родился первенец. Судьба его – поразительна, ибо сложилась так, что со временем миру открылся в нём великий русский драматург. К концу XIX века сочинения Александра Островского были уже широко известны, и их творца люди называли – «Русский Шекспир» или «Русский Мольер», тем самым отдавая дань высокого признания его таланта, создавшего портретную галерею народа огромной и загадочной России.

Действительно, вклад русского драматурга А.Н. Островского в историю мирового театра огромен, он наполнил мировую сцену историями жизни и типажами необычайно богато и щедро. Островский с увлечением и любовью писал самобытный национальный характер своего народа. Малый театр. В мехи его самим творцом десятилетиями «вливался» его яркий многогранный талант, и театр получил особое имя – «Дом Островского». Строитель его – автор 47 пьес, да ещё более 20-ти – написанных в соавторстве с другими сочинителями. Он – талантливый переводчик. Он и режиссёр. Недаром И.А. Гончаров писал ему в день 35-летия творческой деятельности: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр».

Сегодня наша национальная сцена, как и лучшие сцены мира, по-прежнему играет ярчайшими красками пьес, созданных талантом А.Н. Островского. Однако вглядимся в историю бытования великого наследия сочинителя русских драм и комедий на мировой сцене: о, Боже! Мы с горечью обнаружим, что довольно расточительно относились к своему бесценному наследству. Мы беспечно позволяли ретивым экспериментаторам перекраивать, резать и оскоплять оригинальные, классически совершенные, уникальные тексты литературных шедевров.

Утверждают, что полноценной автобиографии Александр Николаевич Островский потомкам не оставил. И если мы хотим понять что-то в его биографии, то нужно исходить из слов самого Островского: «Вся моя биография – в моих пьесах». Согласимся, что это так и есть.

Свой род Островские ведут от костромских крестьян, прадед драматурга Александра Островского был сельским дьячком. Островский гордился, что был земляком Ивана Сусанина. Отец будущего драматурга Николай Фёдорович Островский сумел подняться из низов, добился производства во дворянство, смог дать детям хорошее образование. По окончании гимназии Александр поступил в Московский университет, по настоянию отца – на юридический факультет. В те годы там задавали тон идейно Грановский, Герцен, Погодин, Шевырёв. Среда настойчиво старалась воспитывать вкусы любознательных студентов, исподволь формировалась личность поэта – по природе своей Александр Островский был именно таким, его неумолимо тянуло к поэзии жизни, в мир искусства.

Мир русского театра – его мир. Он понял это давно. Ничего прекраснее русского драматического театра он не знал. В этом, 2023 году, отмечают свои весомые юбилеи и А.Н. Островский, и народная артистка СССР Т.В. Доронина, более тридцати лет возглавлявшая МХАТ им. М. Горького, который 27 октября 2023 года будет также отмечать юбилей – 125 лет со дня основания театра. В этой связи продолжение разговора о злободневности творчества А.Н. Островского с участием Т.В. Дорониной логично и верно.

На фото: Татьяна Доронина

Под руководством Т.В. Дорониной МХАТ им. М. Горького, начиная с начала 90-х годов ХХ века, выпустил одиннадцать спектаклей по пьесам А. Островского. Все спектакли имели долгую сценическую жизнь.

Обратимся к истории постановок одной из лучших пьес Островского – «На всякого мудреца довольно простоты». Пьеса написана в 1868 году как сатирический портрет пореформенного русского общества под влиянием неудовлетворённости результатами реформ, проведённых вслед за отменой в 1861 году крепостного права. «Мудреца» – так коротко называли этот сатирический шедевр Островского – высоко оценил Салтыков-Щедрин. Именно к «Мудрецу» пришёл в начале века ХХ и новый Московский художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В советское время художники сцены также обращались к «Мудрецу».

МХАТ СССР им. М. Горького поставил «Мудреца» под руководством народного артиста СССР В.Я. Станицына в 1973 году, режиссёр – В. Шиловский. В этом спектакле роль Мамаевой играла Т.В. Доронина, именно в это время покинувшая БДТ и поступившая во МХАТ. Роль стареющей кокетки, захотевшей любви скромного красавца-племянника, она наполнила таким богатством женских чар и внутренней самоиронией, что от её обаяния и бьющей через край энергии, зрители приходили в восторг. Но главное – суть образа, созданного актрисой, полностью исходила из того философского посыла, что определён был автором пьесы. Эта роль Татьяны Дорониной запомнилась надолго, как пример «высшего пилотажа» в мастерстве актрисы.

Т.В. Доронина, возглавив МХАТ им. М. Горького, обратилась к драматургии А.Н. Островского тогда, когда наступили времена активной «модернизации» русской классики – так «бегущая впереди прогресса» театральная элита отмечала 190-летие со дня рождения «русского Шекспира». Т.В. Доронина в постановках Островского опиралась на своё понимание его творчества. Первый опыт – «Лес», знаменитая пьеса о двух актёрах-скитальцах Счастливцеве и Несчастливцеве. Премьера состоялась 18 апреля 1993 года. Перед зрителем в роскошных романтически прекрасных декорациях В.Г. Серебровского открылась беспощадная правда мира Раисы Гурмыжской. Здесь молодящаяся барыня заставила своё окружение жить в дремучем «лесу», где попраны нормы божеской сути человеческой, где прав только тот, кто силён, хозяин тот, кто других околпачил. Впрочем, грубой, вульгарной связи со злобой дня вы не найдёте в спектакле Дорониной, Он выстроен тонко, изящно, но именно это и открывает зрителю меру падения и развращённости Гурмыжской. В режиссуре Дорониной – противоречие: прекрасный мир природы противопоставлен «дремучему лесу» души человеческой. Особенность режиссёрского почерка Дорониной – замечательный ритм спектакля, и то, что его отличает повышенный интерес к авторскому слову драматурга. Т.В. Доронина доводит Слово до сознания зрителя со всеми нюансами и оттенками авторской мысли.

«Доходное место» – спектакль, который трудно забыть. Напомним, что пьеса написана в одно время с «Мудрецом». Красота постановки, воплощённая художественным вкусом и воображением режиссёра Дорониной, а также кистью художника В. Серебровского, подбор артистов, где каждая роль – совершенство, будь то незабвенный Юрий Васильевич Горобец в роли циничного проходимца Юсова, или Людмила Кудрявцева – одержимая Кукушкина… В образе незабываемого и непревзойдённого Жадова – Андрей Чубченко вышел на идеал русского юноши, созданный гением Островского. С театральной трибуны она заговорила с молодёжью о смысле жизни уважающего себя человека, о выборе пути, об умении противостоять злу. Режиссёр солидарна с позицией драматурга. Острота постановки подчёркивает это, всё сделано через боль натянутых нервов. Именно через этот «фильтр» пропустил Островский своего героя. Жадов – живой, чистый, порядочный человек, и он попытался в одиночку спорить со временем. Чубченко глубоко пережил судьбу Жадова, проявил истинное подвижничество русского артиста. Солнечный, заразительный талант одухотворённого юноши помог ему выполнить задачу, поставленную режиссёром Т.В. Дорониной.

Два последних десятилетия жизни Островский посвятил женской судьбе, создав великолепный цикл пьес о доли русской женщины – «Поздняя любовь», «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники»… Особое место в этом ряду занимает пьеса «Без вины виноватые», настолько близко драматург подошёл в ней к познанию тонкости душевных переживаний своей героини. Конечно, с её чуткостью на истину Татьяна Доронина не могла пройти мимо этой пьесы. Спектакль Дорониной даёт много поводов для раздумий: о нашем времени, о том, в каком страшном, изуродованном мире мы оказались, мире, где так жестоко страдают дети. От великой русской актрисы зритель по-прежнему ждёт ответа на вопрос: а есть ли в жизни любовь? Вопрос, который составляет суть личности героини Островского.

Случайно ли мир души драматурга сливается с миром души актрисы? Доронина как никто умеет читать книги: она вынимает из текста такие жемчужины мыслей писателя, что это делает её человеком одной с ним породы. Кредо служения искусству у них одно – добро и правда, или – правда добра. Обоих художников сцены ведёт к цели безбрежная любовь к Родине, к её народу, в своё время открытое счастье служения русскому театру, которому отдана жизнь. Их творческое кредо – правда жизни! Творцов вдохновляет поэзия простоты, они отвергают любую изощрённость в искусстве.

Судьба русского драматурга Александра Островского определилась рано – ещё в гимназии. Конечно, театр! Судьба русской актрисы Татьяны Дорониной – также: уже восьмиклассницей она прошла сразу в несколько театральных вузов. Их роднит огромное уважение к соратникам по искусству, а также умение самозабвенно трудиться. Он вырастил плеяду великих актёров, создал стиль и образ русского театра-творца гуманизма и созидания – так точно живёт и Татьяна Васильевна Доронина. Он наполнил анналы театральной культуры бесценной литературой. Она, как никто, сумела её прочитать! Войдя в Малый театр совсем молодым человеком, трепещущим и робким, волнуясь за судьбу очередной пьесы, Александр Островский, убелённый сединами, достиг титула вершителя искусства «Дома Островского». Трудно сыскать более верного служителя русского драматического театра. Вся жизнь, без остатка, великой русской актрисы Т.В. Дорониной отдана русскому театру. Люди разных эпох – они едины в своём понимании назначения жизни.

Сегодня российское общество настойчиво требует ответа на вопросы: каким должен быть современный театр? Имеет ли он право трактовать классику на свой лад? Насколько возможны режиссёрские нововведения в современных постановках? Всё это проблемы – не новые. Более того – замшелые, но их никак не удаётся снять с повестки дня. Самовыражение режиссёрского тщеславия прочно вошло в противоречие с умным, думающим зрителем, который не устаёт повторять мысль К.С. Станиславского о том, что театр имеет необъятные возможности влияния на зрителя, он способен возвышать и совершенствовать его, но в равной степени способен и его уничтожить. Чем собственно и занимается, к несчастью, современный театр. Общество требует театр созидательный!

Только строгая бережливость в отношении к классике, необходимость вдумчивого осмысления её и воспроизведение на современной сцене во всей полноте авторского замысла – вот наша дорога в будущее русского театра. Иного не дано. Мы стремимся к возрождению Отечества, к высотам культуры могучей Державы, великой труженицы – России.

Галина ОРЕХАНОВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Владимир, 26.03.2023

Спасибо, с интересом прочитал материал. Узнал новое.

Статьи по теме: