slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Обрести «огонь любви»

Продолжаем опрос газеты «Слово»: почему нам не пришлось жить при коммунизме?

В.В. Боченков

Время 70—80-х, надо признаться, не осмыслено нами в полной мере. И мало кто даёт взвешенную оценку советской эпохе. Что это была за государственная система? Почему завершил своё существование СССР? Что мы должны взять в будущее России из советского проекта?

Виктор БОЧЕНКОВ, литературовед, кандидат филологических наук, исследователь русского старообрядчества XIX–XX веков:

— Советская система обладала идеологией, которая входила в нашу жизнь с самых ранних лет… Я помню, как в детском саду мы разучивали стихи. Каждому раздали по бумажному листку, похожему на короткую ленточку. Так разорвали на части целый лист. Там были четыре коротких строки, отпечатанные машинке. Их с помощью родителей надо выучить к утреннику и читать по очереди. Мне досталось вот это:

Грохотала канонада

В темноте сырых ночей,

И рабочие отряды

Взяли власть у богачей.

Теперь, спустя пятьдесят лет, пройдя в литературе определенный путь, могу сделать короткий комментарий: не до конца понимая смысла строк и слова «канонада», учил я стихотворение «Праздник в октябре» Ольги Ивановны Высотской, детского поэта и переводчицы…

Но были рядом с этими другие стихи. По какому случаю я выучил их, не вспомню. Но выучил полностью.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Все гонят Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон…

Мать ведёт меня в садик, а я бормочу их под нос. Кругом мокрый снег. И та самая весна, которая скоро-скоро должна вступить в свои права, то самое «прекрасное дитя», которое всюду присутствует невидимо, но день ото дня становится сильнее «наперекор врагу». Садик окружён ажурным железобетонным забором. Каждая его секция – обложенная раствором армированная сталь, три цветка, напоминающих каменными контурами колокольчик у глоксинии – примыкает к кирпичным столбам-башням с тупым четырёхгранным конусом вверху. Очень красиво. Сверху лежит снег…

Потом, много лет спустя, я обнаружил, что у Тютчева чуть иначе: «Всё нудит Зиму вон». Для детей эту строку, наверное, намеренно упростили. А вот непонятное слово «трезвон» выкинуть было нельзя. Его мне тоже объяснила мать. Это когда очень громко звонят в колокола. Но зачем звонят, оставалось загадкой.

Нас учили в садике быть русскими именно Тютчев, Пушкин, а всё остальное, что застряло в памяти – необходимая и неизбежная тогда идеология. Счастье моего поколения в том числе в том, что рядом с нами были русские поэты…

За персонифицированными образами времён года, естественно из года в год сменяющими друг друга, за двумя женскими началами, противопоставленными одно другому, встаёт здесь у Тютчева извечная мифологическая борьба добра и зла. Доброе начало – Весна – побеждает коллективными силами, а не в одиночку. «Всё нудит», «всё засуетилось», «жаворонки подняли трезвон» – особый праздничный звон в колокола в три приёма… Всё плохое, что может причинить убегающая «ведьма злая», её последний бросок снегом, для Весны оборачивается добром… Неизбежный приход Весны – это как неминуемое воздаяние, неизбежное возмездие. Не так легко отыскать другие стихи, где было бы столько же радости…

О том, почему советская система в конечном счете рухнула и чем она была, обстоятельно показано, например, в работах Сергея Кара-Мурзы и Андрея Фурсова. Что я бы не стал бы брать, как вы спрашиваете, в будущее, это идеологический догматизм советского строя, сам принцип. Будем помнить, будущее зависит от нашего отношения к нематериальным ценностям, которые сложились, были выработаны и утверждены множеством поколений до нас, поколений давно ушедших. Мы должны понимать, что узко прагматическое мышление, недооценка той сложности, какую представляют собой общество в целом и человек в частности, оторванность от народа и национального чувства властвующей управленческой элиты со свойственным ей снобизмом – это тупик.

Что взять в будущее? Принцип распределения: от каждого по способностям – на благо своей страны и Родины, и каждому по труду. Идею служения. Любовь к Родине – чувство бессознательное («но я люблю, за что – не знаю сам…»), и реализуется оно именно в идее служения, и вовсе не тем богачам, у кого взяли когда-то власть рабочие отряды. Там, где существует социальное расслоение, а оно у нас сегодня налицо, во всей своей красе, эта идея реализована не будет. Мерилом всего и вся будут деньги. Что взять еще? Принцип взаимосвязи образования и воспитания, с корректировкой – русского воспитания. По Ивану Ильину, как это изложено в его работе «Путь духовного обновления» в главе седьмой «О национализме», параграф второй «О национальном воспитании».

Напомню. «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное; <…> которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным») испытала объективное и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа. Такой человек реально знает, что любимое им есть нечто прекрасное перед лицом Божиим; что оно живет в душе его народа и творится в ней; и огонь любви загорается в таком человеке от одного простого, но подлинного касания к этому прекрасному. Найти Родину – значит реально испытать это касание и унести в душе загоревшийся огонь этого чувства…» (курсив И.А. Ильина).

Надо, чтобы с нами всегда была наша память – о великих событиях и малых, о собственном роде и его истоках; ту память, без которой любая деревушка, наполовину опустевшая и обезлюдевшая, не будет немой точкой на карте. Теплом этой памяти да будет согрет путь каждого человека на земле.

Советская система при всем догматизме была идеоцентрична. Будущее зависит от того, какие ценности выберет человек: либо современный «наживоцентризм», а нашей «элите» нечего кроме него предложить, либо тот «огонь любви», о котором пишет русский философ, как ни высоко это звучит.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: