slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Возвращение к истокам

Этот обзор начну с книги, автор которой был расстрелян киевскими чекистами в мае 1919 года, после чего все его труды были вычеркнуты из отечественной историографии. И только сегодня, благодаря стараниям исторического издательства «Вече», мы имеем возможность познакомиться с главным его историко-публицистическим трудом «Истоки украинского сепаратизма. Происхождение и язык».

Об авторе этой книги сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь, что Сергей Никифорович Щёголев, врач по образованию, активно занимался политической публицистикой. Он был крупнейшим исследователем «украинского» сепаратизма и автором двух капитальных исследований, посвященных этой проблеме: «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912) и «Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи» (Киев, 1914). В 1919 году за свои русские убеждения он был расстрелян «интернационалистами киевской чрезвычайки» вместе с группой русских интеллигентов, которых обвинили в причастности к антибольшевистскому подполью.

Одна любопытная деталь. С книгой Щёголева был знаком Владимир Ленин, который дал автору следующую характеристику: «Zitatensack (мешок цитат) сыщика! Ругает всё польское с слюной у рта, а сам пишет с полонизмами… Пишет неграмотно… Невежда… Черносотенец бешеный! Ругает украинцев гнусными словами!». Что не в последнюю очередь послужило причиной скоропалительного (через три дня после ареста) расстрела Щёголева.

Очень сильно постарался Владимир Ильич для появления на политическом пространстве послевоенной Европы государства Украина. Для этого передал в состав Украинской республики часть исконно российских губерний, в том числе Донбасс. Что ж, потомки Петлюры, гетманов на час, больших и малых атаманов, а также краснознаменного орденоносца Нестора Махно «достойно оценили» вклад вождя мирового пролетариата в создание дотоле не существовавшей украинской государственности повсеместным сносом памятников Ильичу. Так что поделом «крёстному отцу» современного украинства.

Сергей Щёголев еще в начале ХХ века задолго до Великой (Первой мировой) войны отмечал, что подпиткой украинского сепаратизма активно занимались Австро-Венгрия и Германия, которые рассчитывали по итогам войны заполучить украинские чернозёмы. Вот только тогда это у них не сложилось.

Книга профессора Нью-Йоркского университета Олега Федюшина «Несостоявшаяся украинская держава. Планы германского Генерального штаба по аннексии Юга России.1917-1918». (Центрполиграф.2022 г.) прослеживает события тех лет, когда Украина только пыталась определить своё место в водовороте революционной анархии. Автор касается не только экспансии Германии на Восток, но и проблем Крыма, Черноморского бассейна, польского вопроса, а также взаимоотношений России и Германии.

Историческое исследование Олега Федюшина, опирающееся на ранее закрытые германские и австрийские документы, — чтение прямо скажем непростое.

А вот Михаил Афанасьевич Булгаков, бывший очевидцем всех этих событий, со свойственным ему взглядом юмориста на пиру во время чумы, так описывает эту трагикомедию украинства в фельетоне «Киев-город»:

«…По счету киевлян, у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил.

В Киеве не было только греков. Не попали они в Киев случайно, потому что умное начальство их спешно увело из Одессы. Последнее их слово было русское слово:

– Вата!

Я их искренно поздравляю, что они не пришли в Киев. Там бы их ожидала ещё худшая вата. Нет никаких сомнений, что их выкинули бы вон. Достаточно припомнить: немцы, железные немцы в тазах на головах, явились в Киев с фельдмаршалом Эйхгорном и великолепными, туго завязанными обозными фурами. Уехали они без фельдмаршала и без фур, и даже без пулеметов. Всё отняли у них разъяренные крестьяне.

Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли. Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление XIV-ое) с французскими дальнобойными пушками.

Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные опытом киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали:

— Большевики опять будут скоро.

И все сбылось как по писаному. На переломе второго месяца среди совершенно безоблачного неба советская конница грубо и буденно заехала куда-то, куда не нужно, и паны в течение нескольких часов оставили заколдованный город. Но тут следует сделать маленькую оговорку. Все, кто раньше делали визит в Киев, уходили из него по-хорошему, ограничиваясь относительно безвредной шестидюймовой стрельбой по Киеву со святошинских позиций. Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги.

И посейчас из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева, торчат только серые унылые быки. А, поляки, поляки... Ай, яй, яй!..

Спасибо сердечное скажет вам русский народ.

Не унывайте, милые киевские граждане! Когда-нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, ещё лучше прежнего. И при этом на свой счёт.

Будьте уверены. Только терпение».

Я не случайно привёл эту пространную цитату из ранней булгаковской прозы. То ли команда кавээнщиков с Банковской обнаружила в этом фельетоне некую тень грядущего 15-го переворота, то ли обиделась за поляков, которые сейчас для киевской хунты больше чем братья, но категорически решила наказать русского киевлянина, упразднив дом-музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске.

Пролистывая на своей книжной полке ранние фельетоны будущего создателя романа «Мастер и Маргарита, не смог удержаться от погружения в один из лучших исторических романов Валентина Саввича Пикуля «Фаворит».

Поражаешься, насколько актуален сегодня этот роман о создании Новороссии. Екатерина Великая и её фавориты, которые создавали и преумножали пространства империи. Слава русского оружия и гимн российским полководцам. Эту книгу можно перечитывать с начала, с конца, с середины. Бессмертный роман! Может быть появится новый баталист, который создаст столь же яркую книгу о нашей битве за Донбасс, Харьковщину и Новороссию, но пока об этом говорят только поэты. Возможно потому, что поэзия живет нервом сегодняшнего дня.

Союз писателей России совместно с издательством «Вече» представляет читателям антологию современной патриотической поэзии «ПОZЫVНОЙ — ПОБЕДА!» — подготовка и издание которой было поддержано Президентским фондом культурных инициатив. С первых дней специальной военной операции на Украине поэты со всей страны, а также из Донецкой и Луганской Народных Республик объединились в едином творческом порыве и создали новую яркую страницу в истории отечественной поэзии, посвящённую подвигу российских солдат и офицеров, выполняющих задачи специальной военной операции, а также осмыслению происходящих на наших глазах глобальных перемен в мировой истории. Российские поэты и писатели никогда не хвалили войну, но они всегда поклонялись солдату-защитнику и солдату-освободителю на войне. Они никогда не позволяли топтать наши родовые символы, издеваться над памятью тех, кто защищал Отечество, переписывать историю в угоду врагам, возрождать нацизм, растаптывать у людей их человеческое достоинство и уничтожать родной язык.

В этой книге собраны лучшие стихи и песни, в том числе известных исполнителей, посвящённые бойцам и командирам, выполняющим задачи по очищению Донбасса от нацизма, и историческим событиям, происходящим на наших глазах в самые последние месяцы.

А сейчас расскажу ещё об одной замечательной книге, точнее о её авторе, который стал легендой в русской прозе. Легендой порою незаслуженно забытой. Юрий Павлович Казаков занимает особое место в русской советской литературе. И вот почему:

«Задумал я, дядя, не более не менее, как возродить жанр русского рассказа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Задача гордая и занимательная. Рассказ наш был когда-то силён необычайно. До того, что прошиб даже самонадеянных западников. А теперь, мы льстиво и робко думаем о всяких: Сароянах, Колдуэллах, Хемингуэях. Позор на наши головы. Давай напряжём наши хилые умишки и силишки и докажем протухшему западу, что такое советская Русь». (Из письма Юрия Казакова своему другу писателю Виктору Конецкому).

Именно Юрий Казаков стал главным рассказчиком 60–80 гг. прошлого столетия, приняв эстафету от Ивана Бунина и Александра Куприна.

В рассказах Юрия Казакова были две главные темы: природа и люди, взаимоотношения между ними и их судьба. Он был далек от идеологических постулатов. Притом, что жизнь его и творчество пришлись исключительно на советские годы. Он был настоящим рассказчиком, тонким и глубоким, эдакой «белой вороной» среди шумливых «шестидесятников». Он не застал ни перестройки, ни развала Советского союза. В основном писал о том, что пережил сам. Очень любил ездить на русский Север, посещать исконно русские места. Именно там, он по-настоящему открыл себя как писателя. Несколько десятилетий им вёлся северный дневник, в который он записывал свои ощущения, черпал уникальный материал для своего творчества.

Как-то отвечая на вопрос, что объединяло двух друзей в литературе, Виктор Викторович Конецкий говорил:

«Настроенческая проза. Когда мы начинали тридцать лет назад, она приближалась по сути к музыкальности. Я не могу назвать музыкальной прозу наиболее сегодня гремящих книг — «Дети Арбата», «Белые одежды» и так далее. Я всё-таки явственно вижу, насколько даже в лирических местах авторы утрачивают способность настроенческой прозы. Даже такая, мне очень близкая для души и очень любимая моя книга, как «Печальный детектив» Виктора Астафьева, хотя в самом даже своём названии «Печальный детектив» есть настроение. Причём, это настроение удивительным образом Виктор Петрович в финале находит всё-таки и воплощает его в рассуждении героя о том, какое счастье есть внутри семьи. Просто семья может родить счастье и радость, о которой говорит Юрий Павлович Казаков. В целом настроение сегодня в литературе утрачено. Острые социальные вопросы стали вытеснять высокое художественное качество прозы. Художественной должна быть проза, тогда она несёт в себе свет и то утешение человеку, которое помогает ему потом бороться.. Потому что искусство заряжает его способностью к этой борьбе и помогает психологически и душевно».

«Он не ведал периода ученичества, созревания, он пришел в литературу сложившимся писателем с прекрасным языком, отточенным стилем… Он никогда не приспосабливался к «требованиям», моде, господствующим вкусам и даже не знал, что это такое… Слово было дано ему от Бога», — вспоминал о Казакове Юрий Нагибин.

В сборник «Двое в декабре» («Вече», 2022 г.) вошли лучшие рассказы Казакова — умные, тонкие, лирические, философские. Книга вышла в издательской серии «Библиотека советской эпохи». Надеемся, что впереди нас ждут встречи с книгами других писателей великой эпохи, которые сегодня подчас незаслуженно, а подчас и умышленно «потерялись» в патоке сегодняшнего псевдолитературного гламура.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: