slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Про войну и не только

В мемуарной серии «Наш ХХ век», которую выпускает московское издательство «Центрполиграф» вышли две книги известных советских военачальников. У книги Александра Евгеньевича Голованова «Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945» — трудная судьба. Как и у её автора.

Необычайно яркий взлет в 1941—1945 годах и необычайно долгое и глухое замалчивание после войны — такова линия жизни автора мемуаров «Дальняя бомбардировочная...» Главного маршала авиации А.Е. Голованова. К маю 45-года лишь три военачальника имели звание Главных маршалов родов войск — Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, а также Главные маршалы авиации А.А. Новиков и А.Е. Голованов. Однако в послевоенные годы все они были сняты с занимаемых постов. Судьбы каждого из них сложились по-разному, но была одна общая причина для опалы. Когда необходимо выстоять в испытаниях, власти требуется твёрдый и независимый руководитель, способный иметь собственное мнение и отстаивать его. Когда же испытания позади, такие люди становятся ненужными, поскольку не способны приспосабливаться и угождать власть предержащим.

Деятельность Голованова в годы войны была подчинена И.В. Сталину, о котором мемуарист много пишет в своей книге. А потом последовала опала, в 1948 году Голованов был снят с должности командующего Дальней авиацией и соответствующих его званию постов больше не получал. В августе 1953 года был уволен в запас. Последние годы жизни отдавал работе над мемуарами, пропадая в Подольске, где буквально перелопатил горы документов Центрального архива Министерства обороны.

Увлекательно и живо рассказывает Голованов о самоотверженных полётах экипажей бомбардировщиков, о многих драматических эпизодах на фронтах и в Ставке, участником и свидетелем которых был. Книга Голованова «Дальняя бомбардировочная…», несомненно, входит в золотой фонд российской военной мемуаристики.

В этой же серии изданы мемуары маршала Баграмяна «Мои воспоминания». Иван Христофорович Баграмян — выходец из армянской рабочей семьи в октябре 1915 года вступил добровольцем в русскую армию. В составе Экспедиционного корпуса русских войск участвовал в походе в Персию и в Хамаданской операции на Кавказском фронте Первой мировой войны. В декабре 1920 года добровольно вступил в Армянскую Красную армию.

Баграмян в книге воспоминаний рассказывает о событиях, связанных с победой Октябрьской революции, установлением советской власти в Армении. Осенью 1924 года он был направлен в Ленинград на учёбу в Высшую кавалерийскую школу. Вместе с ним её слушателями стали такие известные в последующем военачальники, как Г.К. Жуков, А.И. Еременко, В.И. Чистяков, П.Л. Романенко, К.К. Рокоссовский. Во время массовых чисток РККА на Баграмяна, когда-то служившего в «буржуазной армянской армии», был собран компрометирующий материал, но будущий полководец был спасён благодаря заступничеству А.И. Микояна.

В основу воспоминаний Маршала Советского Союза Баграмяна легли две ранее изданные его книги «Так начиналась война» и «Так шли мы к победе». Автор знакомит читателя с важнейшими событиями Великой Отечественной войны, анализирует ход военных действий на различных участках, где ему довелось принимать участие в руководстве войсками, возглавлять крупные штабы, командовать армией, а затем фронтом.

Наряду с мемуарами известных людей и научно-исторической литературой в редакционном портфеле издательства «Центрполиграф» достойную нишу занимают авторы детективного жанра, с творчеством которых мы знакомимся впервые. В своих обзорах я представлял книги Лизы Марклунд, Мэри Кубики, Николя Бегле и других европейских авторов. Сейчас хочу сказать несколько слов об австрийском писателе Андреасе Грубере. Этот «многостаночник» работает в самых различных жанрах от детектива и триллера, до научной фантастики, мистики и «ужасов».

Однако наибольшую известность ему принесли книги в жанре психологического триллера. Как и другие мастера зарубежного, а сейчас и отечественного детектива, Грубер пишет криминальные серии со сквозными героями. Особенно популярна серия о расследованиях психолога криминальной полиции Мартена Снейдера и его напарницы Сабины Немез. Обращает внимание присутствие слов «смерть и смертельный» в этой страшноватой серии. Посудите сами: «Смерть с уведомлением», «Смертный приговор» «Смертельный хоровод», «Сказка о смерти» и, наконец, последняя из этой серии книга — «Метка смерти».

Вот в нескольких словах сюжет этого конспирологического триллера: комиссар уголовной полиции Сабина Немез крайне удивлена, встретив в главном здании криминальной полиции в Висбадене женщину в монашеской одежде, которая заявляет о желании признаться в преступлении. И не кому-либо, а исключительно коллеге Сабины Мартену С. Снейдеру. Безобидная на первый взгляд женщина заявляет, что в следующие семь дней совершит семь убийств — о мотиве и способе она хранит молчание. Пожилую монахиню задерживают, а в криминальной полиции начинается суматоха — особенно после того, как Сабине, несмотря на все усилия, не удается предотвратить первое убийство. Очень скоро становится ясно, что за всем этим скрывается исключительно изощренный план, который заинтриговывает и Снейдера.

Детектив и его друг (напарник, помощник, коллега) — приём в детективной литературе не новый. Его истоки, прежде всего, мы встречаем у сэра Артура Конан Дойла с бессмертными Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Линейку продолжил американец Рекс Стаут с тучным Ниро Вульфом и Арчи Гудвином. Этот персонаж — правая рука, глаза и уши частного детектива Ниро Вульфа, а также его водитель, телохранитель и секретарь. Все произведения о Ниро Вульфе изложены от его имени. Одним словом — реинкарнация доктора Ватсона.

Другой американец Эрл Стенли Гарднер внёс в этот детективный дуэт гендерное равновесие, приставив к адвокату с детективными наклонностями Перри Мейсону секретаршу Деллу Стрит, иными словами, одев Ватсона в юбку. Примеры можно длить, но европейцы не были бы сами собой, не добавив своему «детективному дуэту» новых красок сексуальной толерантности, а именно — сделав одного из героев, в случае Грубера это Мартен Снейдер, сыщиком с нетрадиционной ориентацией. Как говорится, приехали! Чему удивляться? Элементарно, Ватсон!

Но мы из нетрадиционной Европы обратимся к отечественным традиционным ценностям — одной из которых является любовь. Не так давно я представил нашим читателям книгу Елены Первушиной «Любовь в Серебряном веке». Теперь автор посягнула на чувства поэтов Золотого века, где, как известно, блистало «наше всё». Александр Сергеевич Пушкин был чрезвычайно любвеобилен. Но и другие поэты, которых часто затмевало «солнце русской поэзии», своих чувств к прекрасному полу не скрывали. Современники Пушкина — Державин, Крылов, Жуковский. А ещё Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет. Удивительные истории их любви стали сюжетами новой книги Елены Первушиной «Любовь в Золотом веке».

Золотой век русской литературы не имеет четких временных границ. Он «растянулся» на весь XIX век, от первых произведений сентиментализма и романтизма до триумфа реализма. В этот период были написаны гениальные стихи и поэмы, великие романы и повести. Это и «Бедная Лиза», и «Евгений Онегин», и «Анна Каренина»… Герои их по-разному проходят испытание любовью, но каждый раз результаты этого испытания становятся приговором целому поколению. А в то время, когда писались эти произведения, те же испытания проходили и живые люди.

Возможно, познакомившись с историями любви поэтов Золотого века, кто-то решит, что не все из них заслуживают имени настоящих героев своего времени. Но литература, а особенно поэзия, очень редко создается ради «положительного примера». Её задача совсем иная — давать утешение тем, кто страдает, напоминать нам всем, что мы — люди, и поэтому мы можем быть добрее друг к другу и становиться лучше.

В заключение этого обзора новинок московского издательства «Центрполиграф» хочу остановиться на двух книгах, которые в наше тревожное время спецоперации на Украине, когда разного рода конспирологические теории просто зашкаливают, а разного рода фейкам нет конца, получили актуальное звучание.

Книга Чарльза Уильяма Гекертона «Тайные общества всех веков и народов» была впервые издана 150 лет назад. Автор считал свою книгу «самым ясным отчетом о тайных обществах». Книга фактически является путеводителем по истории образования, развития и деятельности тайных обществ. Гекертон приводит их подробную классификацию, описывая религиозные, военные, судебные, ученые и политические тайные обществ. Многие тайные общества, о которых в ней написано, давно канули в Лету, но интересны как исторический факт. О тамплиерах, розенкрейцерах, алхимиках и Рыцарях Храма написано много романов и снято немало кинокартин, и успех им обеспечен на годы вперед. Людям свойственно верить в разного рода заговоры, даже там, где их нет. Хотя истоки современного политического терроризма следует искать именно в этих обществах и сектах.

Специалист по истории ислама, Ближнего Востока и взаимоотношений между исламом и Западом, профессор Принстонского университета Бернард Льюис в книге «Ассасины» прослеживает историю радикальной исламской секты, явившейся первой группировкой людей, которые начали использовать убийство в качестве политического оружия. Собственно, и сейчас термин «ассасины» применим к разного рода радикальным исламским сектам, практикующим терроризм по всему миру. Но что интересно, европейцы, начиная с крестоносцев вплоть до современных спецслужб, активно использовали этих террористов в своих целях. Поэтому не стоит удивляться тому, что среди националистического сброда на территории Украины, в нацбатах, наверняка, можно встретить ассасинов сегодняшнего дня.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: