slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Живые книги», или «Театр Трёх Муз» Людмилы Грибовой

На фото: Во время спектакля «Театра Трёх Муз»

Библиотеки традиционно воспринимались лишь как место общения населения с книгой. А клубам и домам культуры отводилась роль культурно-просветительских центров. Со вступлением общества в цифровую эпоху функции библиотеки расширились и изменились. Сегодня там проводятся курсы обучения компьютерной грамоте, культурно-просветительные мероприятия, организуются концерты — то, чем прежде они не занимались. То есть библиотеки взяли на себя функции клуба и дома культуры. Неудивительно, что там появился и свой, библиотечный театр.

Именно таким является театр «Живые книги» или «Театр Трёх Муз» Людмилы Грибовой. Это театр, оживляющий книги, — театр-рассказчик, соединяющий в себе художественное слово; фрагменты актёрской игры; песенно-музыкальную и инструментальную составляющие; видеоряд, где могут быть слайды, фрагменты художественных и документальных фильмов; элементы костюмов, дающие ощущение эпохи; непосредственный контакт и общение со зрителем. Всё это включено в единое действо, подчинённое раскрытию содержания художественного произведения. Актёры не перевоплощаются в героев произведений, они рассказывают, обрисовывая их жизнь, и предоставляют зрителю возможность домыслить картины происходящего.

Цель театра заключается в поднятии интереса, особенно молодёжи, к русской классической литературе. «Театр Трёх Муз» — авторский, его актёры — авторы и исполнители. В репертуаре театра — более тридцати музыкально-литературных композиций и спектаклей, концерты авторской, эстрадной и народной песни, программы старинных русских романсов.

Каждое представление уникально, часто сопровождается выставками картин, графики, художественной фотографии, изделий мастеров народного творчества. Театр — обладатель медалей «Гордость России» и «Равноапостольных Константина и Елены» за просветительскую деятельность и духовные программы, часто выезжает в регионы. Проект «Московский театр в российской глубинке» действует уже более 10 лет. Неоднократно артисты театра принимали участие в благотворительных концертных программах для ветеранов Великой Отечественной войны и социально незащищенных жителей. В прессе Москвы и Московской области неоднократно отмечался их высокий профессионализм. Сезон 2021-22 гг. стал юбилейным. «Театр Трёх Муз» отметил 25 лет своей деятельности. На закрытии сезона мы взяли интервью у его художественного руководителя Людмилы Грибовой.

— Людмила Дмитриевна, мы знакомы уже пять лет. Хочется вновь и вновь приходить к вам, смотреть ваши спектакли. И я не один такой. Раскройте секрет такого постоянства зрительской аудитории.

— Когда человек согрет теплом, вниманием, а ему хочется в этой жизни нашей непростой быть согретым, чтобы к нему лично, не просто к залу внимание было. И это всё достижимо в нашем театре благодаря его камерности. Ну и стремление к свету, естественно, потому, что мы несём классическую литературу, а в ней заключена великая сила, великий свет.

— Кем Вы считаете себя… Джулией Ламберт, Анастасией Вяльцевой?

— Да нет… Ближе всего, наверно, моё творчество к Елене Камбуровой. Потому что спектакли авторские, песни в спектаклях в большинстве присутствуют авторские. Поэтому, скорее всего, так. Но, тем не менее, наш театр имеет и свою особенность, поскольку у нас нет своей площадки, как у Камбуровой. Мы — передвижники. Вначале я расстраивалась. А когда нам предложили площадку, я поняла, что, скорее всего, мы будем к ней привязаны, и наша уникальная подвижность будет нарушена. А ведь благодаря этой подвижности нас знают во многих районах Москвы, за её пределами, мы не подчиняемся никаким административным организациям, поскольку с деньгами мы тоже не связаны. Поэтому мы похожи с Еленой и не похожи. Может что-то подобное где-то есть, а я просто этого не знаю. Но то, что мы передвижники, вот это одна из особенностей нашего театра. Опять же, мы — камерные, мы склонны к общению со зрителями, не академичны.

— К вам в театр постоянно приходят актеры, музыканты… Тем не менее, состав труппы на удивление постоянен и, я даже сказал бы — консервативен.

— Долгое время у нас было несколько составов. И юношеский состав, — мы делали детские спектакли, и взрослый состав. Но разбрасываться на все четыре стороны нельзя. Мы — бессребреники. Это кого-то привлекает, а кого-то совсем даже нет (улыбается), поэтому на редкость удивительно, что находятся люди, которые согласны работать и получают от этого удовольствие. Многие начинают, а потом не выдерживают... Поэтому состав и не столь велик. Но, с другой стороны, я считаю, что у нас основной состав восемь человек, и его хватает для воплощения наших задумок. Ведь наш театр, само представление — не обычное: это и не спектакль, и не литературно-музыкальная композиция. И те, кто с нами играет, должны быть и актерами и, более того, — мастерами художественного слова С художественным словом сегодня очень плохо, особенно у молодёжи. Поэтому нужен очень четкий отбор, и несколько раз мои актёры отбраковывали тех, кого я выбирала.

— Вы много играете в библиотеках. Пространство читальных залов далеко не только московских библиотек становится вашей сценической площадкой. Чем вам так близок камерный формат сцены?

— Я называю свой театр библиотечным потому, что в рамках библиотек можно сделать всё то, о чем я говорила. На сегодняшний день функция клуба перешла к библиотеке. И если раньше раздельно выпускались клубные работники и библиотекари, то сегодня библиотекарь занимается всем. Он организует публику, устраивает вечера и культурно-массовые мероприятия. Я не знаю куда делись культработники, и есть ли теперь они вообще. Библиотекари же в грязь лицом не ударили: они взяли знамя культработника и достойно его понесли.

Всё началось с того, что нас пригласили в библиотеку как на репетиционную площадку. В этой библиотеке мы ежемесячно и показывали наши спектакли. Это было на Проспекте Мира в библиотеке им. Пабло Неруды (библиотека № 62, Алексеевского района на северо-востоке Москвы), мы там работали долгое время. Параллельно мы сотрудничали и с другими библиотеками. Покуда работала ЦБС (Централизованная библиотечная система), какие-то небольшие деньги на мероприятия выделялись. Особенно активно работали с Измайловским районом — там нет ни одной библиотеки, где бы не знали Театр «Трёх Муз». Нам заказывали спектакли к юбилеям поэтов, писателей. И эти авторские спектакли, которые мы создавали, исполнялись потом по всему району. Это был плодотворный период. На сегодняшний день библиотеки остались, но средств не осталось никаких. Тем не менее, публика собирается и очень любит нас. Поэтому мы работаем в библиотеках благотворительно — среди социально не очень обеспеченных людей. Работаем и в школах, и в музеях — везде, но чаще всего в библиотеках, куда люди с удовольствием приходят, понимают на что идут, и мы с удовольствием даём им представления.

— Расскажите о ваших музыкантах, актёрах.

— Я начинала как автор-исполнитель, стала сочетать музыкальные произведения, песни с литературными отрывками, и поняла — не хватает музыкального наполнения. В среде авторской песни — поскольку я занималась и пела — встретила двух замечательных альтистов. Тогда ещё театра-то не было. Это — Надежда Кузьмина, которая до сегодняшнего дня прекрасно работает с авторами-исполнителями, и Олег Буляндра. Затем появились пианисты, балалаечники… Поскольку вначале у нас были какие-то государственные средства, то мы могли брать разных музыкантов. Гитаристов было несколько. Так появился Николай Осипов — блестящий гитарист-шестиструнник. Потом у нас появилось и несколько хороших пианистов: Вадим Головин, вы (улыбается) тоже у нас прекрасно играли. После спектакля подходили какие-то люди, знакомились, завязывалась связь, начиналось сотрудничество…

В разговор вступает Надежда Кузьмина (альт, лауреат Артиады народов России; музыкант Театра «Трёх Муз»; играла в Международном камерном оркестре «Ансамбль ХХI века», была ведущей музыкального салона «Надежда»):

— Я сотрудничаю с театром Людмилой Грибовой уже 20 лет. Сама люблю путешествовать, и наверно самое яркое впечатление для меня — наша поездка с театром на Новую Землю, где мы выступали с концертами для военнослужащих. Было очень трогательно, когда после концерта нам преподнесли букетики цветов, которые там растут. Я люблю гастроли. Мы очень много путешествовали с театром — были в Коврове, Муроме, Владимире, городах Костромской области... Самые большие впечатления оставили наши слушатели, беседы, общение.

Почему меня привлекает игра в театре? То же самое, что Людмила говорила: это камерность, когда глаза зрителя, слушателя совсем рядом. И, второе, что я очень люблю — импровизировать. У меня самое максимум что записано в нотах — вступление. Остальное идет импровизация, а это — взаимодействие друг с другом, взаимопонимание, взаимочувствование. Иногда спрашивают: «А вы, наверно, долго репетировали?» Но здесь дело не в репетиции, а в том, что мы хорошо друг друга понимаем и чувствуем. У нас театр музыки, живописи и поэзии. Музыка, конечно, играет немаловажную роль. Это — песни Людмилы, которые она сочиняет.

— Людмила Дмитриевна, согласны ли вы с тем, что «Театр Трёх Муз» являет собой разновидность музыкально-литературной гостиной, формата, хорошо известного и любимого читателями библиотек? В чем его особенности по сравнению с классической гостиной (салоном) или это совсем другое?

— Я бы сказала, что это не совсем гостиная. Когда я задумалась: на что более всего походит наш театр, то пришла к выводу — ближе всего, наверное, он к домашнему театру ХIХ века, когда играли просто, по-домашнему — камерно. И ещё он сродни домашним чтениям, когда люди собирались за столом и по вечерам читали Пушкина, Достоевского… Поскольку не было ни радио, ни телевидения, то это было очень популярно. Люди сближались. У нас происходит то же, что происходило между близкими людьми за столом, или в домашнем театре. Вот эта атмосфера любви и взаимопонимания и наполняет наш театр. Что же касается гостиной, то она ближе к академической форме, а наш театр — камерно-домашний. Куда мы ни приезжаем, мы оставляем там друзей. К этим друзья мы возвращаемся вновь.

— Думаю, из нашего разговора читателю уже ясна суть «Театра Трёх Муз». А что конкретно для вас значил этот театр все эти 25 лет?

— Всё что связано с театром изначально было у меня подсознательно. С пяти лет я в своем дворике детском, со всей мелюзгой, с которой там гуляла, уже тогда делала спектакли. На бельевой веревке вешали простыни. Это был наш занавес. Он раздвигался, и все дети крутились вокруг меня. Я из них делала трех мушкетёров, вместо лошадей были велосипеды, выезжали на этих велосипедах. Что мы там вытворяли! Из дома я вытаскивала всё, пока мама где-то на базаре была. В общем, в самом детстве у меня уже был театр.

Я начала взрослеть. И всё это ушло и забылось. А когда я начала понимать, что у меня «возник» действительно театр, я поняла, что там, на небесах, давно это было уже сказано. Это направление мое. Медицинское училище я закончила, дирижерско-хоровое отделение института, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, социальный университет, закончила аспирантуру, преподавала там, я социолог, кандидат социологических наук. А на самом деле моё призвание именно это. И когда уже «возник», «был на руках» этот театр, я его уже вижу: вот такой маленький, вот такой камерный, библиотечный, такой, где «душа с душою говорит», я поняла, что вышла на свою линию. И надо по ней идти дальше.

— Какие планы театра на новый 26-й сезон?

— Первое и самое главное, я очень долго не решалась, что называется «поднять руку», сделать спектакль по Ахматовой. Мне также предстоит погрузиться в Пастернака. Из глобальных замыслов — Борис Пастернак и Александр Блок. Это две такие глыбы... Уже набраны какие-то материалы, идёт работа. И Игорь Северянин. Вот три имени, о которых я могу уже сейчас сказать определённо.

Илья МИХАЙЛОВ, член Союза журналистов России


Поздравляем актёров и музыкантов «Театра Трёх Муз» — Людмилу Грибову и Сергея Пименова, Галину Калашникову и Владимира Прянчина, Алексея Сахарова, Надежду Кузьмину, Евгения Травина, Олега Даниленко, Василия Яносова с юбилеем! Желаем им дальнейших творческих успехов!

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: