slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Мой друг Евгений Матвеев

К 100-летию народного артиста СССР

Евгений Матвеев

В марте 1977 года по приглашению Татьяны Дорониной я со своей подругой Натальей Преображенской приехала в Москву. 8-го марта позвонила Евгению Матвееву (1922–2003), чтобы поздравить его с днём рождения. Трубку взяла Лида, жена. Она сказала, что Женя очень болен. Температура 41. И рассказала, что во время съёмок фильма «Судьба», который снимался на севере, Женя заболел. Самолетом его отправили в Москву.

Врачи из Кремлёвки посетили больного, поставили диагноз фолликулярная ангина, прописали лекарства и полоскания, но ничего не помогало. Температура нарастала. Наталья слышала наш разговор и сказала: «Едем, я помогу!». Наталья, по профессии микробиолог, занималась исследованием нового препарата «Новоиманин», который очень быстро и эффективно подавлял гнойные воспаления. Она привезла с собой два флакона этого лекарства. Через двадцать минут мы были у Евгения Матвеева. На Лиде не было лица, она была в полной растерянности, не зная, что делать. Наталья попросила карандаш и вату, сделала квач, достала флакон нового лекарства и пошла в спальню обрабатывать горло больного. А меня Лида проводила в Женин кабинет. Сидя в кресле за письменным столом, в полутьме зашторенных окон, я вспоминала нашу первую встречу с Евгением Матвеевым – вечер «при свечах в майонезных банках»...

***

В 1967 году в Киев приехал с гастролями Ленинградский театр им. Комиссаржевской. Позвонил Игорь Дмитриев. Я пригласила его в гости. Через полчаса – звонок:

– Лена, можно мы ещё одного приятеля возьмём с собой?

– Конечно! Устроим вечер при свечах.

Я позвонила Евгению Матвееву в гостиницу, передала привет от нашей общей знакомой и пригласила его тоже. Через час – звонок:

– Можно ещё двух приятелей с собой привести?

– Конечно!

В назначенное время – звонок в дверь. Открываю. На пороге – Игорь Дмитриев, Ляля и Евгений Матвеев. Оказалось, они друг друга приглашали к своим друзьям. Матвеев не соглашался, звал их с собой. И, как последний аргумент, Игорь сказал:

– Там будет вечер при свечах.

– У меня тоже, – сказал Матвеев.

И тут они выяснили, что приглашены в один и тот же дом и разыграли уже меня.

Я обещала устроить вечер при свечах, но подсвечников было всего два. А свечей семь или восемь. И я ничего лучше не придумала, как поставить их в маленькие банки из-под майонеза. Я принимала гостей со своими киевскими друзьями. Мои подруги сразу всех окружили вниманием. Стол был накрыт, играла музыка, обещанные свечи стояли в банках из-под майонеза… Так и запомнился всем этот вечер c баночками с ярко горевшими свечами. Мы были молоды и нам было очень весело!

Женя оказался очень интересным человеком. Как-то сразу у нас обнаружились общие вкусы, любовь к литературе, поэзии, театру, кино...

Во время наших многочисленных последующих встреч Евгений рассказывал о себе. O своем трудном детстве в селе на Херсонщине. Мама растила его одна, отца он не знал. Перед войной он окончил два курса при киностудии им. Довженко в Киеве. Ушёл нa фронт. После войны играл в театре «Красный факел» в Новосибирске, а в 1952 году был приглашен в Малый Театр в Москву, в котором служил до 1968 года. Мне нравились все его творческие работы в кино: «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Поднятая целина», «Воскресенье», «Родная кровь». Его темперамент, напористость, страстность натуры и непреодолимая любовь к жизни покоряли зрителя.

Когда экранизируются широко известные классические произведения, артистам и режиссёру предстоит, пожалуй, самая трудная встреча – со зрителем. Тысячи, миллионы ждут появления на экране своего собственного, выношенного Болконского, Нехлюдова, Мелехова, Нагульнова. И, конечно же, трудно угодить всем. Из сотен людей, сидящих в зрительном зале, только воображению некоторых будет соответствовать портретное сходство героя на экране. А вот если по окончании зритель говорит: «Да, это он!» – значит актёр сумел раскрыть так этот образ, так перевоплотиться, что внутренний мир литературных героев предстает перед зрителем в своём первозданном виде. Он верит и принимает такими, какими создал их талант актера.

Мне рассказывали: когда шёл просмотр «Поднятой целины» и на экране появился Нагульнов, Михаил Шолохов, присутствующий в зале, прикрыл глаза ладонью. Те, кто видел этот жест, решили: не похож, не тот. Едва закончился просмотр, все услышали:

– Где Нагульнов? Я хочу его видеть!

О Нагульнове Евгений Матвеев объяснял, что это его философская точка зрения на жизнь.

Талант притягивает, как магнит. Встреча с талантливым человеком всегда радует, всегда оставляет след в жизни. Талант в искусстве делает человека красивее и благороднее. А если актёр не только обладает чудесным даром перевоплощения, а и высокой культурой, глубоким интеллектом, душевным благородством!

В Воронеже после показа кинокартины «Родная кровь» состоялась встреча со зрителями. Евгений Матвеев получил записку: «Прошу вас, не читайте вслух. Я чувствую себя подонком. Но теперь я знаю, я вернусь к своим детям».

– Даже ради этого одного человека, ради тех детей, которых он оставил, стоило создавать картину, – с волнением рассказывал мне Матвеев. – Это высокая моральная проблема, и важно о ней говорить. Я сам рос без отца. Оттого мне близка и понятна эта тема, оттого она меня тревожит.

В те годы почему-то стеснялись затрагивать тему о любви. Но что может быть прекраснее чистоты отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми? Тогда в полный голос рассуждали с экранов об инициативе, творчестве, энтузиазме. И шёпотом – о любви. Но без любви все ничего не значит. Поэтизировать любовь, женщину, красоту человеческих отношений – это же одна из целей искусства.

Но, несмотря на актерский успех, Евгению Матвееву хотелось попробовать себя как режиссёра. И вот первый режиссёрский дебют, фильм «Цыган», в котором он сыграл главную роль. Познакомились мы с Женей как раз перед первым просмотром фильма, на который он пригласил меня с моим мужем Валентином. Не могу не поделиться впечатлениями зрителей.

Фильм «Цыган» взволновал всех. Это история человека, у которого война отняла самых дорогих ему людей: любимую жену, ребенка, отца. История человека большого, сильного и очень одинокого. Он ушёл из табора, когда понял, как нелепы и дики его законы. Но в казачьем хуторе на Дону, где поселился, провоевав Отечественную, сердце его, раскрытое в своей доброте и любви к людям, бьётся тревожно. И вдруг он находит сына. Человек благородный, он не хочет причинить боль женщине, которая вскормила и воспитала его ребенка и которую, если бы позволила, он любил бы со всей преданностью. Но как отказаться от сына? В «Цыгане» Евгений Матвеев пытался дать ответ на извечный вопрос: как жить человеку? Каким быть?

А вот, как он сам оценивал свою первую режиссёрскую работу:

– С первой картиной многое постигаешь, – размышлял он. – Всё в первый раз, всё достается нелегко. Я многое недобрал, но всё-таки то, что хотел, что подсказывала мне интуиция, чутье художника, сказал. Я не полностью удовлетворен фильмом. По моему замыслу, он должен быть более страстным, он должен потрясать, а он только волнует. Всё, что я не сумел сделать в «Цыгане», я восполню в другом фильме. Я очень полюбил Будулая, но в этой любви мы сгорели оба. Второй раз я уже не смог бы делать этот фильм.

Только волнует… Но разве этого мало? Да ведь здорово, если произведение не оставляет равнодушным, заставляет переживать, будоражит чувства!

И всё-таки, несмотря на то, что Евгений Матвеев критически отнёсся к своему режиссёрскому дебюту, фильм «Цыган» обошел всю страну и понравился зрителю.

Мне вспоминается пляска цыгана – одна из самых сильных сцен в фильме. В ней вся боль исстрадавшейся души, её благородство, её широта и одиночество. Человек неистовой страстности, Евгений Матвеев, все образы своих героев, будь то в театре или кино, играл сжигая себя.

Женя стал частым гостем у нас с Валентином. Делился с нами творческими планами, советовался. Мы проводили замечательные вечера. Читали стихи, пели под аккомпанемент фортепиано. Женя рассказывал о своей жизни, о съёмках, читал монологи из полюбившихся ролей. Часто звонил нам из Москвы. Он стал нашим другом, частью нашей жизни. И он вводил нас в свою жизнь, рассказывал о дочери Светлане и сыне Андрее, познакомил с другом детства Костей Кудиевским, украинским писателем.

Вторым фильмом режиссёра Евгения Матвеева стал «Почтовый роман» по сценарию Даниила Храбровицкого. Накануне приезда в Киев, Женя позвонил и сказал:

– Еду в Киев на пробы нового фильма с Ией Савиной и Даниилом Храбровицким. В пять часов мы у вас.

Даниил Храбровицкий уже был очень известным сценаристом. Его фильмы «Девять дней одного года» и «Чистое небо» c Евгением Урбанским обошли весь мир.

Все наши друзья обрадовались встрече с Женей. Стол был накрыт человек на 25. А пришло на эту встречу человек 40. Все были рады встретиться с Матвеевым. Не всем хватило места за столом. Стояли и в дверях. И вдруг стол затрещал и провалился под тяжестью блюд. И тогда встал Даниил Храбровицкий поднял бокал и сказал:

– Я недавно приехал из Франции, меня там очень хорошо принимали. Мы ужинали в богатых домах, но такого стола не было нигде, да ещё когда он рушится от обилия блюд, такого я не видел никогда и нигде. Поэтому я поднимаю тост за хозяев этого дома.

Все его дружно поддержали. Мне было очень приятно.

О Данииле Храбровицком я знала, что он начинал свою деятельность в «Пионерской правде» и «Комсомольской правде». Воевал. Окончил Высшие сценарные курсы у Евгения Габриловича. У него были очень хорошие фильмы, а два из них: «Девять дней одного года» и «Чистое небо» потрясли советского зрителя. И альянс сценариста Храбровицкого и режиссёра Матвеева обещал дать замечательные плоды. Даниил Храбровицкий оказался очень интересным человеком и рассказчиком. Вечер у нас тогда прошёл замечательно.

А через месяц я была в гостях у Даниила Храбровицкого в Москве. Он рассказывал мне о своей работе над сценарием о гениальном Королёве. У него было очень много планов, к сожалению, он не смог их все осуществить. Он умер рано, в 56 лет. Я вспоминаю взгляд его живых карих глаз, весёлый, умный, озорной. Он мог ничего не говорить, а взгляд выражал всё, что он хотел сказать. Таким он остался у меня в памяти.

На роль Зинаиды Визберг в «Почтовом романе» была утверждена Светлана Коркошко, актриса МХАТа, а на роль Петра Шмидта Александр Парра. Мы с нетерпеньем ждали выхода на экран этого фильма.

Во время съёмок и подготовки фильма к выходу на экран, Женя почти всё время жил в Киеве. Мы с ним часто встречались и стали по-настоящему близкими друзьями.

С 1 мая 1968 г. Женя был в Киеве, и мы решили отпраздновать День Победы у наших друзей – Юрия Козюренко и Нелли Сказочкиной. Они не так давно получили квартиру на Русановке, Киевской Венеции, как в Киеве называли этот район. Мы шли по Русановке пешком вдоль каналов и Жене очень понравился этот район. В зелени фруктовых деревьев и множества кустов сирени, газоны цветников, фонтаны… День был солнечный, небо синее, цвели яблони, как всегда на День Победы. На душе было так радостно и легко. День Победы – это самый святой праздник для нашего народа и особенно для тех, кого коснулась черным крылом та страшная война.

Нас уже ждали, журналисты, художники, все хотели познакомиться с Евгением Матвеевым. И так нас сердечно принимали! Хозяйка дома Нелля Сказочкина, с которой я познакомилась ещё до войны в санатории «Победа» в Святошино, считалась самой красивой девочкой в санатории: глаза, как огромные чёрные вишни, чёрные, как смоль волосы, сплетенные в косы, ниже пояса. Вся она маленькая, изящная, с точёными чертами лица. Это было перед войной, а после мы встретились, вернувшись из эвакуации, и жили на одной Институтской улице. У Нели погибла маленькая дочь, семилетняя Танечка. Чёрные, как смоль волосы, побелели. Через несколько лет Нелля вышла замуж за Юру и у них родилась дочь Алёнка, очень похожая на маму. Этот дом Нели и Юры стал вторым домом в Киеве, который Евгений Матвеев считал своим родным.

Летом в Киев приехала Лида, жена Евгения Семёновича. Он привёл её к нам в дом и сказал:

– Это мой родной дом в Киеве и самые близкие друзья.

Фильм «Почтовый роман», вышел в 1969 г., получил Приз и первую премию за лучший историко-революционный фильм на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1970 г.

8 марта 1970 г. Женя праздновал свой день рождения и завершение киевского периода жизни. Он уезжал в Москву. Он пригласил в ресторан «Динамо» Евгению Мирошниченко, которую называли серебряным соловьем, Нилу Маркину, меня с Валентином и мэра города Киева Владимира Алексеевича Гусева. Мы праздновали день рождения с оттенком грусти, потому что через несколько часов Матвеев уезжал. Было сказано много хороших, тёплых слов о Киеве, о друзьях, о фильмах… До отправления поезда Владимир Алексеевич на вокзале повёл нас в зал для депутатов Верховного Совета, там мы подняли бокалы с шампанским за нашего замечательного друга Евгения Матвеева и пожелали ему новых творческих удач, хорошего пути и поскорее увидеться вновь.

Я часто приезжала в командировки на «Мосфильм», и мы с Женей встречались.

В один из таких приездов он познакомил меня с Нонной Быстровой, главным редактором его творческого объединения. И представил меня так: «Лена – замечательный журналист, лучше, чем она обо мне никто никогда не писал».

Однажды осенним вечером раздался междугородный звонок. Звонил Женя: «Лена, нужен твой совет. Я под впечатлением только что прочитанного сценария. Главный герой, очень сильный, темпераментный человек, влюбляется в молодую девушку и закручивается такой роман, что эта всепоглощающая страсть сметает все преграды на его пути. Я хочу пригласить на главную роль Николая Олялина. Твое мнение». Я ответила:

– «Он не подойдёт на эту роль. Он слишком сдержан, холоден. Здесь нужен человек сжигающего темперамента, умеющий передать все оттенки чувств… Я вижу только одного человека, страстного, влюбленного в жизнь и в женщин».

– «Кто он? Назови!»

– «Евгений Матвеев!»

Пауза и неуверенность в голосе.

– «Лена, а возраст?»

– «Как сказал наш великий поэт – любви все возрасты покорны!»

Я убедила его, так как в следующем своем фильме «Любовь земная» он играл своего героя.

Вскоре я приехала на «Мосфильм», и он сказал: «Пойдём, я познакомлю с героиней», – и провел меня в павильон. Там сидела красивая женщина и читала сценарий. Он представил ее:

– Знакомьтесь. Валерия Заклунная. Между прочим – киевлянка.

А через два года на экраны страны вышел фильм «Любовь земная» с Евгением Матвеевым в главной роли. Фильм «Любовь земная» произвёл сильное впечатление на зрителей, второй фильм «Судьба» тоже ждали с нетерпением…

И вот, именно на съёмках этого фильма он заболел и лежал в бессознательном состоянии в соседней комнате, и моя подруга Наталья Преображенская обрабатывала ему горло новоизобретённым средством. После этого температура начала снижаться. На следующий день утром Наталья приехала сама повторить процедуру. Когда Лида зашла с ней в комнату мужа, Евгений Матвеев удивленно спросил – кто вы? Лида всплеснула руками – да это же твоя спасительница. Ты был в беспамятстве! А теперь всё пошло на поправку!»

Женя выздоровел и фильм «Судьба» вышел на экраны...

В следующий его приезд в Киев мы были на Русановке уже с Валерией Заклунной. Валерия проявила большой интерес к моей книге о Киеве, которая была опубликована в 1975 г. для туристов и гостей столицы Украины. Издавалась она в Югославии и была богато иллюстрирована. Также попросила дать почитать очерки о Бабьем Яре, которые прошли по всей стране и по всему миру, за что я получила звание «Самый популярный советский журналист за рубежом».

Оба фильма «Любовь земная» и «Судьба» были удостоены Государственной премии, а режиссёр получил «Золотую медаль» им. А. Довженко. Это было в 1978 г. В этот год студия им. Довженко праздновала свой полувековой юбилей. Празднества проходили в Доме Кино и Оперном театре. Увидев Наталью в фойе театра, Евгений Матвеев со свойственной ему экспрессией громогласно объявил: «Моя спасительница – Наталья Преображенская! Если бы не она, меня здесь с вами не было бы!» Окружающие зааплодировали! Наталья стояла растерянная и смущенная, а я гордилась своей подругой. Мы с ней с детского сада. Еще наши бабушки дружили. Потом родители. И передали свою дружбу нам.

Зал оперного театра был переполнен именитыми гостями: Александр Алов, Владимир Наумов, Алексей Баталов, Лариса Шепитько и многие другие – чья жизнь и творчество были связаны с Киевской киностудией. Многие получили здесь путевку в творческую жизнь. Мы с Валентином тоже были приглашены, и я познакомила его с Сашей Аловым и Володей Наумовым – моими старинными приятелями. Когда через несколько дней мы провожали их в Москву, Саша отозвал меня в сторону и сказал: «Лена, у тебя замечательный муж, береги его». А Женя не раз с благодарностью вспоминал, что я убедила его играть главную роль в «Любви земной» и «Судьбе». Он считал, что только настоящий друг мог это сказать. В искусстве много людей, которые завидуют успехам других, поэтому важна непредвзятость, искренность и доброжелательность.

Несмотря на расстояние, мы поддерживали связь, Женя мне звонил, писал, посылал открытки и фотографии своих новых персонажей. Так, прислал мне фотографию из фильма «Пугачев», где он играл главную роль с надписью: «Царице Алёне – Анпиратор». А из Японии, где проходил кинофестиваль, я получила открытку с подписью: «Так вот друзья: вчера Феллини, сегодня – я!»

Дружба наша с Евгением Матвеевым длилась четверть века. Он считал нас с Валентином настоящими своими друзьями.

В этот год 100-летия рождения Евгения Матвеева, мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о моём близком друге, о нашей молодости, о времени, которое безвозвратно ушло... Я считаю, что общение наше с Евгением Матвеевым нас всех обогатило.

Елена РЫБИНА-КОСОВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: