Комментариев пока нет
Кастальский ключ русской усадьбы
Заповедные места России
Церковь в Мураново во имя Спаса Нерукотворного построена Иваном Фёдоровичем Тютчевым, сыном поэта, в 1878 году.
Во многих странах местные мифические места или реальные достопримечательности давным-давно стали визитными карточками городов или государства, привлекая туристов и паломников со всего мира. Французский Лурд, латвийский Кемери… А мы вроде как бы стесняемся рекламировать наши заветные, чудесные места… Повезло, скажем, грекам – у них есть легендарный Кастальский ключ на Парнасе, дающий вдохновение. А Россия разве хуже? Утверждаю – нет!
В 1816 году Екатерина Петровна Энгельгардт, урождённая Татищева, дочь известного московского масона, приобрела в 50 верстах от Москвы маленькое имение Мураново и восемьдесят душ крестьян. В 1819-м герой Отечественной войны, полковник Денис Давыдов, женился на её родственнице Софье Чулковой, и познакомил хозяев со своим другом, Евгением Баратынским; приезжал с ними в Мураново и Александр Сергеевич Пушкин. В 1826-м старшая дочь Энгельгардтов, Анастасия, вышла за Баратынского замуж, и поэт стал фактическим хозяином Муранова, так как наследник — сын генерала — был психически болен.
Баратынский проявил в Муранове не только ярчайший в своей жизни литературный гений, о котором будет сказано ниже, но и способности архитектора и дизайнера. Он перестроил старое здание, сделав его зимней усадьбой из простого летнего дома, на противоположном берегу реки Талицы посадил берёзовую рощу.
Степного неба свод желанный,
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.
…Пускай, пускай
в глуши смиренной,
С ней, милой, быт мой утая,
Других урочищей вселенной
Не буду помнить бытия.
После смерти Баратынского в Италии в 1844 году имение перешло к его другу, Н.В. Путяте. В одной из комнат Муранова, обычно отводившейся гостям, 20 августа 1849 года ночевал Н. В. Гоголь. С этого времени, как рассказывала впоследствии О. Н. Тютчева, комнату называли Гоголевской.
Отдельные предметы из тогдашнего интерьера Гоголевской комнаты и по сей день находятся в Мурановском музее: диван-«жаба» и два кресла работы местных столяров.
Николай Васильевич был у Путят проездом из Абрамцева, где гостил у С.Т. Аксакова. Абрамцево было не так уж далеко, поэтому и его сын, известнейший писатель Иван Аксаков, впоследствии был нередким гостем в «литературной усадьбе». Да и женился он на дочери Тютчева, Анне. После смерти мужа Анна Фёдоровна Аксакова перевезла в Мураново обстановку московского кабинета Аксакова, а также часть его библиотеки. Ведь Тютчевы тоже владели Мурановым!
Н.В. Путята был женат на младшей сестре Анастасии Баратынской, Софье. В 1869-м году их дочь, Ольга Путята, вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева. Его отец, великий русский поэт Фёдор Иванович, долгие годы дружил с Н.В. Путятой.
Так скромное подмосковное имение объединило Давыдова, Баратынского, Пушкина, Тютчева, Аксакова и Гоголя. Тютчев-отец навестил сына в Муранове за полтора года до смерти.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
В 1878 году Тютчев-младший, человек глубоко верующий, построил в усадьбе каменный домовый храм во имя Спаса Нерукотворного.
Как минимум дважды мурановскую церковь посетила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, сестра Императрицы Александры, ныне Преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память новопреставленного строителя церкви И.Ф.Тютчева, а также, на крестины его племянника Николая в 1916 г.
В 1930-е годы храм был разорён и передан колхозу, который использовал его под свои нужды, а в 50-е годы был фондохранилищем музея, в который превратили усадьбу.
Сын Ивана Тютчева и внук поэта остался хранителем своего дома-музея после 1917 года и спас памятник культуры от революционного погрома, задав простой вопрос: «Чем вам не угодили Тютчевы?» Экспроприаторы нерешительно потоптались и ушли…
Муранову посвящено, в числе прочих, красивое четверостишие, приписываемое исследователю Ю. Верховскому:
Живого прошлого хранитель
Найдёт родник высоких сил,
Где Боратынского обитель
Любовью Тютчев осенил.
Может показаться, что это – всего лишь метафора, наподобие Кастальского ключа, дающего вдохновение. Оказывается, нет… «Родник высоких сил» — вещь вполне осязаемая.
В Муранове Баратынский испытал сильнейший в своей жизни взлёт вдохновения, приведший его к созданию знаменитой книги «Сумерки», опубликованной в 1842 г. и явившейся одной из высочайших вершин русской лирической поэзии XIX века. Именно в «Сумерках» — гениальном цикле философской лирика, объединённом единой темой и единым авторским настроением, наиболее полно раскрылись мощь и глубина поэзии Баратынского.
Нигде своеобразнейший лиризм мысли, страстность философских раздумий, атмосфера интеллектуализма, высокой духовности не достигают такого напряжения, такой поразительной силы, как в этой книге.
Цветёт Парнас!
Пред ним, как в оны годы,
Кастальский ключ
живой струёю бьёт;
Нежданный сын
последних сил природы,
Возник поэт: идёт он и поёт...
Все обитатели усадьбы, начиная с Энгельгардтов, брали воду из подземного источника на территории имения, так называемого «Барского колодца». Семейство Тютчевых всячески обустраивало и облагораживало это место. Над источником были устроены часовня и купальня, к нему совершались крестные ходы, проводился чин водосвятия. Уже тогда необыкновенные свойства воды природного источника привлекали сюда множество паломников.
В наши дни настоятель возрождённого мурановского храма иеромонах отец Феофан начал своё служение в Пушкинском районе в 1997 году и о родниках ничего не знал. Видимо, не случайно он встретил монахиню Софию, которая пророчески сказала: «У вас здесь откроются источники многие». Так и произошло во всей округе в день погребения монахини…
При расчистке мурановского родника обнаружили, что вода пробивается в 12 местах. Учёные исследовали состав родниковой воды. Экспертиза показала — вода практически стерильна и обладает высочайшей биологической активностью. Проще говоря, — животворными, «оживляющими», укрепляющими силы, дающими энергию свойствами. Действительно, после омовения в ручье очень быстро затягиваются раны и порезы, проходят кожные болезни.
В мурановском храме хранится первый список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», перед оригиналом которой святой Серафим Саровский молился в течение многих лет. В 1956 году иеромонаху Феофану передали образ и частицу камня, на котором старец Серафим простоял в молитве 1000 дней и ночей.
«Чудеса происходили на моих глазах, — говорит отец Феофан. — Для перевозки святыни пришлось нанять таксиста, который назначил очень дорогую цену. Но после того как увидел икону, отказался от денег. Во время крестного хода из деревни Артёмово в Мураново путь иконы на небе отмечался светящейся линией. В первые же дни водворения святыни в храм произошло исцеление: выздоровел трёхлетний ребёнок, о котором усердно молилась мать». Икона помогла в продолжении потомства супружеским парам, у которых не было детей по 5–14 лет, были случаи исцеления от рака, посодействовал светлый образ и в решении жилищных проблем и даже в поиске работы.
Как хочется, чтобы таких благодатных, пробуждающих духовные силы мест в нашей стране появлялось всё больше! Чтобы народ о них знал, тянулся к ним! Тогда и поэтов, и патриотов прибавится…
Антон ВАСИЛЬЕВ.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий