slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

На очереди – автопром

В последние годы мы наладили многое: избавились от продовольственной зависимости от Запада и «великого восточного соседа» (об этом я уже писал в «Слове»), улучшилось положение с отечественным самолётостроением, производством двигателей для авиации и морских судов. Но с нашим гражданским автопромом ситуация почти плачевная.

С начала XXI века Россия в мировом рейтинге производителей автомобилей стоит выше Таиланда, но ниже Бразилии. Наши дворы и стоянки забиты произведёнными в РФ «Фордами» и «Ниссанами», об их качестве и востребованности не писал только ленивый, но мне интересно было искать данные по собственно нашим, отечественным, разработкам. Задача оказалась трудновыполнимой: например, наша гордость, КАМаЗ, теперь на 10% — «Даймлер», «АвтоВАЗ» же принадлежит франко-японскому альянсу «Renault-Nissan» на 67%, а с января сего года и вовсе стал сегментом «Renault-Dacia-Lada».

Рыночные реформы не пережили такие гиганты социализма, как АЗЛК и ИЖ, группа ГАЗ выстояла благодаря лёгким и средним грузовикам для нужд бизнеса, в «легковом» же сегменте она представлена, лишь собирая «фольксвагены», «шкоды» и «шевроле» — нашу знаменитую «Волгу» ГАЗу возродить так и не удалось, даже с помощью «Крайслера».

Корпуса завода ЗИЛ снесли в 2016 году, не пожалели даже музея с мемориальным кабинетом Ивана Алексеевича Лихачёва.

АвтоВАЗ держится на плаву, благодаря казённым субсидиям и новациям шведского и румынского директоров. Важнейшим приоритетом своей деятельности «жигулёвцы» считают удержание за собой 20% российской автомобильной продукции. Однако «Грант», «Вест» и «XRAY» (странное название для отечественной машины, почивший в Бозе АЗЛК хотя бы «Святогоры» пытался делать) на улицах Москвы не так-то много, иномарки же на каждом шагу. Видимо, один АвтоВАЗ положение не выправит. Других же радетелей за российский автомобиль не видно, проще корейские «КIA» собирать. А в последние годы корейцев и французов начала теснить Поднебесная…

В августе продажи автомобилей в РФ рухнули сразу на 17%, одновременно за нынешний год было продано более 65 тысяч китайских автомобилей, что на 120% больше, чем в 2020-м. Доля «китайцев» на российском авторынке уже составляет почти 8%. Этим летом АвтоВАЗ на месяц останавливал производство из-за дефицита электронных компонентов, а у китайцев таких проблем нет и не было! Вложив в производство электродвигателей 19 млрд долларов, в ближайшие годы КНР станет мировым лидером по производству электрокаров (ещё 10 млрд добавила фирма Xiaomi). Концерн Nio Inc., электромобильный стартап, появился в 2018 году и уже стоит 56 млрд долларов, больше, чем Jeneral Motors!

Из-за слабого развития сети зарядных станций и производства запчастей мы плетёмся в хвосте мировой электромобильной индустрии, вторжение этой продукции нам пока не грозит. Но и от бензиновых «китайцев» нам следует ожидать сюрпризов.

Продажами китайских машин в РФ занимаются уже порядка 650 автосалонов, почти каждый пятый дилерский центр! Многие российские дилеры начинают продавать «китайцев», поскольку у них низкий инвестиционный порог входа, китайские производители закрывают глаза на размер площади и расположение дилерских центров, готовы подселяться к другим маркам или соседствовать друг с другом, т.е. внедряются в страну по принципу «ты их в дверь-они в окно».

Когда из России, по причине слабых продаж, сбежал Ford, китайцы тут же заняли его освободившиеся шоу-румы, сохранив коллективы продавцов, которые очень быстро научились рекламировать, вместо «Фокусов» и «Фиест», модели марок «Haval» и «Geely». В следующем году китайские фирмы планируют преодолеть планку в 100 тысяч автомобилей, реализованных в России, а к 2025 году — Haval замахнулся на 150 тысяч машин в год. Качество китайских машин в последние годы сильно улучшилось, хотя и не дотягивает пока до уровня «французов» и «корейцев», но гости из Поднебесной зачастую превосходят и их, и наши машины по уровню оснащения за гораздо более скромные деньги: по цене «Лада-Весты» можно найти китайский внедорожник. По данным опросов, китайскими машинами полностью довольны 42% наших автовладельцев. Наберёт ли такой процент АвтоВАЗ? Я чаще слышал про «вёдра с болтами»…

Ну, а наши-то что делают в ответ? У российских собственная гордость? 2021 год начался с того, что АвтоВАЗ слился с румынской Dacia и отказался от отечественных платформ. А новые хозяева захотят – и не будет у нас ни «Гранты», ни «Весты», ни «Ларгуса», ничего своего. А на УАЗе не будет «Патриота», понравившегося даже сербским полицейским, поскольку УАЗ решил не вкладываться в его новую модель, уже прозванную «русским Прадо». Бренды и шильдики на капотах, понятное дело, останутся. Но со своими технологиями можно попрощаться. И никакой собственной гордости. Ни забастовок рабочих, ни гневной кампании в СМИ, ни глаголом жгущих депутатов на думской трибуне.

Производство автомобилей в РФ есть, и оно даже развивается. Беда в том, что это – сплошь иностранные заводы. Hyundai-KIA под Петербургом, Volkswagen в Калуге и Нижнем, Mazda на Дальнем Востоке, Renault на АвтоВАЗе. Аналитическое агентство АВТОСТАТ считает, что это вполне в духе времени: бывший российский автопром становится частью глобального. Российских моделей, по их словам, больше не будет, такова экономика открытых границ.

Но отчаиваться рано. В принципе, наша страна и начинала производство автомобилей, собирая, а затем копируя с некоторыми доработками, западные модели, чаще всего — FIAT и Ford. Ведь наш Жигуль — это FIAT-124, первые «Москвичи» — Opel Kadett, фордовские черты угадываются и в ранней «Волге». Главное — сохранить свою конструкторскую мысль, наработать технологии…

За наше рыночное смутное время Китай смог не только наводнить своими автомобилями свой рынок, но и протиснулся на мировой. В прошлый, ковидный, год именно китайские марки показали в РФ наилучшую динамику продаж. Значит, своё может работать, может развиваться? Для этого именно и нужны «собственная гордость» и государственная поддержка — какова она у китайцев, я описал выше.

В ближайшей перспективе наш автопром способны выручать лёгкие грузовики и мини-вэны, микроавтобусы для маршрутных такси, которые создаются именно под наши природные условия и дают производителям больше свободы творчества. В нынешнем году российский авторынок подрос примерно на полтриллиона рублей, когда сняли антивирусные ограничения на работу автосалонов, открылись кафе и рестораны, куда надо подвозить продукты грузовичками, люди стали смелее садиться в маршрутки, даже наполненные — сам пробовал недавно, никто никакие дистанции не соблюдал…

С качественными отечественными легковушками будет сложнее. Их враг — дороги. С дорогами у нас просто беда! Я года четыре назад ездил из Москвы в Тверскую область на грузовом такси. До Твери дороги были неплохими, за Волгой же просто кошмар – всё кое-как заплатано, временами — яма на яме. Вице-премьер Марат Хуснуллин обещал, что в нынешнем году будет построено 1200 километров новых автодорог, отремонтировано — почти 20 тысяч километров. На программу безопасных и качественных дорог правительство планирует выделить 53,8 млрд рублей.

И, конечно, нужна воля строить собственные заводы, поддерживать их государственной рукой (ведь ни одного завода, аналогичного тольяттинскому, за годы реформ так и не появилось). А теперь ещё раз взгляните на Поднебесную… Она совершенствует собственное производство и показывает миру новые модели. У некоторых моделей их электрокаров уже имеется ассистирующий водителю искусственный интеллект, а запас хода на аккумуляторе больше, чем у Tesla!

Хорошей мерой по поддержке отечественного (всё же надеюсь, что не глобального) производителя видится недавняя социальная программа повышения скидки по льготному кредитованию, которую расширили на Дальний Восток, дабы наши автомобили постепенно замещали «Хонды» и «Тойоты» с правым рулём, заполонившие тамошние края с начала девяностых.

Короче говоря, из дорожной ямы российскому автомобилю пора вылезать. «Врубать оба моста» — конструкторскую мысль и господдержку. Тогда выберемся…

Александр Яблонский

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: