slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Мы червяки — это про кого?»

Скандал в рижской школе № 40

Накануне нового учебного года на стене здания рижской 40-й школы на улице Акас, где учатся начальные классы, появился мурал* (это живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях — Ред.) Кристиана Бректе по мотивам работ латвийского классика Джеммы Скулме. И сразу вызвал бурные дискуссии. Возмущенные родители сочли, что рисунок в стиле наивизма, на котором изображены четыре богини, нарушает права ребёнка, и собрали на Manabalss.lv более трех с половиной тысяч подписей против этой работы. Портал Delfi обсудил ситуацию с автором работы Кристианом Бректе, культурологом Каспаром Ванагсом, директором школы Еленой Ведищевой и художником Юрисом Димитерсом, сыном и наследником творчества Джеммы Скулме.

Мурал Бректе «Посвящение Джемме» был создан по заказу фонда Mākslai vajag telpu при финансовой поддержке и согласовании Рижской думы и профессора латвийской Академии художеств Кристапса Зариньша. Рисунок перенесли на поверхность дома художники Микелис Мурниекс и Kiwie. Работы начались 9 августа — никто из руководства школы и родителей в известность поставлен не был. Вскоре на изображении возникла неоновая надпись «Mēs visi esam sliekas, kurām jāirdina zeme» («Мы все червяки, которым надо рыхлить землю»).

Когда тайное стало явным, разразился скандал в соцсетях. Родители обвиняли Бректе в порнографии, грозились взять кисточки и всё закрасить (даже появилось оказавшееся фейковым фото, где виден процесс), увидели провокацию в том, что выбрана была «русская школа», а не 1-я государственная гимназия, и усмотрели намек на пожелание смерти в цитате Джеммы Скулме — высказывании о червяках.

Художник Кристиан Бректе постарался объяснить идею и образы своего произведения искусства. По его словам, он изобразил исключительно позитивных и улыбчивых девушек, которые перекликаются с поздними работами Скулме: богиню любви Афродиту, богиню влаги и дождя Хекат, богиню победы Нику и древнеегипетскую богиню плодородия Хатхор. Но родителей это не убедило: на портале manabalss.lv начался сбор подписей о ликвидации мурала — буквально за пару дней было получено более 2000 голосов, необходимых для отправки требования в Рижскую думу. (В инициативе говорится, что роспись здания школы должна быть гармоничной, иметь позитивное содержание, соответствовать общепринятым нормам латвийского общества, а также отражать цели образования и настраивать учеников на учебу. Авторы инициативы отмечают, что «нас удивил и возмущает выбор стены начальной школы, согласованный с Рижской Думой, и возможное влияние этой росписи на душевное равновесие, поведение и мотивацию младшеклассников на учебу. Также авторы инициативы указывают на недопустимость того, что решение принято без согласования с родителями учащихся).

Школьный совет утвердил компромиссное предложение для Рижской думы — пусть рисунок Бректе перенесут в другое, более достойное этой работы, место Риги. Например, на здание какого-нибудь учебного заведения, где учатся будущие художники. А на стене 40-й школы разместить детские рисунки, созданные под чутким руководством того же Кристиана Бректе. Кто в этом варианте оплатит две новые работы — этот вопрос пока остался нерешённым.

Тем же вечером неоновая вывеска внезапно погасла — сперва только слова «Mēs visi», а потом и полностью. А ведь еще год назад родители школьников очень радовались, когда тот же Бректе изобразил в стилизованной работе экс-министра образования и науки Латвии Илгу Шуплинску, напоминающую Медузу Горгону: из головы министра торчали змеи, а во рту — острые зубы…

Автор: «Закрашивать? Такой акт я могу сравнить лишь с талибаном!»

Кристиан Бректе рассказал, что познакомился с Джеммой Скулме шесть лет назад — к 90-летию художницы для проекта того же фонда Mākslai vajag telpu в Калнциемском квартале он создал интерпретацию работ классика на тему крестов, которые по мнению художницы «всему начало и конец». «Мы очень подружились — она такая остроумная! — вспоминает Бректе. — Когда Фонд предложил мне создать мурал-посвящение Джемме, я не хотел делать надгробный камень или портрет с годами рождения и смерти — это идиотизм. Вспомнил, как Джемма рассуждала о грехах в период, когда писала в стилистике своих детских рисунков, и интерпретировал это по-своему. Я вызвал дух Джеммы Скулме, поговорил с ней, и мы вместе создали эту работу».

По словам Бректе, конкретную стену предложил не он, а организаторы проекта. Узнав, что это школа, он выбрал один из нескольких эскизов, который счел самым подходящим…

rus.delfi.lv

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: