slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

А теперь мы его узнали…

«Неизвестный Гладков»?

Геннадий Игоревич Гладков

Предвижу читательский вопрос: разве мы только сегодня узнали всеми любимого композитора Геннадия Гладкова?! Ведь мы его знаем уже лет семьдесят. Если конкретнее — то с премьеры знаменитых «Бременских музыкантов», а кое-кто знаком с ним ещё раньше — с премьеры мультфильма «Самый, самый, самый». Но здесь нет ошибки. Знакомы давно, любим с первых дней знакомства, всегда с нетерпением ждём его новых творений. И композитор не заставляет себя долго ждать. И все-таки…

Знаменитый симфонический дирижер Владимир Юровский дружен с Гладковым с юных лет, и это он пообещал композитору, что пренепременно сыграет концерт из тех его произведений, что малоизвестны, а вернее — неизвестны его почитателям вообще. Вот такой концерт сразу с тремя мировыми премьерами состоялся 1 июля в Концертном зале имени П.И. Чайковского в разгар пандемии, из-за чего зрители в зале сидели в масках.

Зрителей было много. А буклет, выпущенный к концерту, был хорош и интересен, что случается крайне редко. Прекрасные фото — от молодых лет до нынешних, которых набежало аж 86! С увлекательнейшими аннотациями исполняемых произведений, с букетом фотографий талантливых исполнителей-вокалистов. Два хора: детский – «Пионерия» и прекрасный взрослый — «Мастера хорового пения» (радио «Орфей» Льва Конторовича), чуткий органист Александр Князев, сразу трое ведущих солистов театра Оперетты, уникальный скрипач Сергей Гиршенко, поистине чарующее сопрано из Театра Елены Камбуровой Надежда Гуляницкая. Да, надо всех называть — не ошибёшься. Один Михаил Губский чего стоит, когда выступил во фрагменте из оперы «Старший сын» по Вампилову… Кстати, об опере. Действительно, мало, кто знал, что Гладков писал и балеты, и оперы.

К сожалению, «Старшего сына» ставят мало, а помнится, в Московском театре Станиславского и Немировича-Данченко, эта опера шла с постоянным, причем ошеломляющим успехом. Лично я ходила на неё несколько раз и была абсолютно покорена Вячеславом Войнаровским в роли провинциального гобоиста Сарафанова, и красивым, выразительным баритоном Виталием Темичевым в роли студента Володи. Можете мне поверить, что эта опера опять-таки мне лично (да разве только мне?!) необходима до сих пор, а премьера была аж в 1983-м году.

Но прежде, чем прозвучала сцена из «Старшего сына», дирижёр Юровский рассказал о других сочинениях — ранних и нынешних, — а также о своей дружбе с Геннадием Игоревичем. А говорить Юровский умеет не хуже, чем дирижировать оркестром. И вот волшебно началось открытие того, что таится под названием «Неизвестный Гладков», — одно произведение интересней и ярче другого. Да ещё эффект усилился тем, как вспыхнули по обе стороны сцены на стенах зала цветные мультипликационные кадры из симфонической фантазии на темы музыки к мультфильму Василия Ливанова «Синяя птица» для сопрано, детского хора, смешанного хора и оркестра (сочинение 1970 года). Это была первая мировая премьера, концертную редакцию которой подготовили Андрей Семёнов и сам Владимир Юровский. Красивое, ясное, лирически-теплое (и, как всегда у Гладкова, с очаровательным юмором) сочинение.

Едва только публика основательно подпала под музыку Гладкова, как её ошеломило Концертино для скрипки с оркестром (1965 год), тоже мировая премьера в блистательном исполнении Сергея Гиршенко — концертмейстера оркестра, который вёл этот замечательный Светлановский музыкальный корабль от одной мировой премьеры к другой. Третья мировая премьера была так хороша, что трудно, вернее невозможно, говорить о ней обычными словами. Это «Царство мертвых», эпизод V из балета-поэмы (2006 год), по либретто Гладкова по поэме Гомера «Одиссея». Просто поразительно! Даже обидно, что всё это музыкальное богатство проходило быстро, а хотелось бы, как говориться, «остановиться, оглянуться».

Но концерт — очень объёмный и разнообразный — уверенно шёл вперёд. И теперь нам уже предстояла та самая приятная встреча со «Старшим сыном», которого хотелось слушать дальше и дальше. На смену Вампилову уверенно пришел Джонатан Свифт — фантазия по знаменитейшему спектаклю Ленкома, с которым Гладков сотрудничает уже более полувека. «Фантазии Свифта» — так называется это яркое музыкально-драматическое действо для солистов, хора и оркестра (1982–2009 годы работы), да ещё на отличные стихи постоянного друга и соавтора композитора поэта Юлия Кима…

Выделить в программе что-либо особенно прекрасное бессмысленно: удивительное открытие несло всё, что звучало в превосходно сопровождающем оркестре. Юровский был как-то по-новому и особенному хорош, и чувствовалась явная нескрываемая влюбленность его в ту музыку, которую сейчас играли. А ведь как это важно, когда дирижёр и оркестранты не просто играют ноты, а от всего сердца повествуют музыкой многое, что создал композитор.

Каждая из частей концерта шла под бесконечные восторженные аплодисменты зала, обращенные к сидящему в ложе дирекции автору, который, как мне показалось, был даже отчасти смущен этим аплодисментным шквалом и криками «Браво!».

…Знали ли мы того Гладкова, которого нам подарил в этот вечер Владимир Юровский? И да, и нет. Просто мы значительно обогатили своё знание, а вместе с тем и преданную (именно так!) любовь к одному из лучших современных музыкантов. Подарили нам ещё большую любовь и понимание особенности пера и чувств Гладкова, его замыслов, задумок, прекрасных результатов — в подробностях музыки, щедрости жанров, таланте писать музыку и таланте дарить её каждому из нас.

Спасибо Гладкову, спасибо Юровскому, спасибо тому, что в этот вечер мы узнали поразительного Гладкова, которого не знали ранее. Узнали ли мы его теперь!? Надеемся, нас ещё ждёт немало открытий.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: