slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Чума дерусификации

На международной арене за историческую память сражаться пытаемся. А внутри России?

Свято-Знаменский собор в Хасавюрте

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»

А.С. Пушкин.

Искоренение памяти о русском присутствии — один из важнейших трендов в мировой политике последних десятилетий. Известия о переименовании городов, сносе памятников, поругании воинских кладбищ с начала 90-х годов стали поступать из государств Восточной Европы и бывших союзных республик потоком. В России сформировалось уже целое поколение, для которого снос Бронзового солдата в Таллине, глумление над памятью воинов-освободителей в Польше или переименование Красноводска в Туркменбаши — неизменная и, к сожалению, непременная черта эпохи. Вплоть до самых последних лет российская власть занимала откровенно капитулянтскую позицию в этой мироустроительной войне. Лишь в последние годы, да и то по большей части в силу обстоятельств, стали прослеживаться попытки Кремля давать устроителям подобных акций хоть какой-то отпор.

Однако процесс дерусификации, пусть и не в столь вызывающих формах, неуклонно идёт и внутри самой РФ. В первую очередь — в её национальных республиках.

Печальным, но, увы, достаточно характерным примером может служить Республика Дагестан. Существующая в значительной степени на дотации федерального центра, но тихой сапой избавляющаяся как от остатков русского населения, так и от созданного им в своё время «культурного слоя».

Наглядной иллюстрацией происходящей ползучей дерусификации могут служить характерные изменения в топонимике столицы республики — Махачкалы. Улицы, названные в своё время в честь деятелей, имевших русские фамилии, начали последовательно вымарываться с городской карты ещё в 90-е годы. Нетрудно догадаться, что столь разных исторических личностей как Николай Чернышевский и Михаил Калинин, Сергей Киров и Климент Тимирязев объединяло в глазах местных чиновников одно: национальное происхождение. И если переименования проспектов, носящих фамилии героев Октябрьской революции или высокопоставленных функционеров компартии преподносилось в своё время как преодоление тоталитаризма (что, правда, не мешало дагестанским чиновникам увековечивать в 90-е и «нулевые» память местных секретарей обкомов из числа этнических дагестанцев), то развенчание Тимирязева или Чернышевского ничем иным, кроме как актами русофобства не выглядело.

Дерусификации подвергалась не только Махачкала. Так, например, в посёлке Тарки в своё время «исчез» памятник Петру I, воздвигнутый там ещё в дореволюционные времена, в честь посещения резиденции местного шамхала российским императором в период Каспийского похода. Что дагестанские, что российские власти акта вандализма предпочли не заметить, хотя сами жители Тарки в частных беседах факта уничтожения мемориала не скрывали. Более того, выставляли его едва ли не доблестью.

Ведётся в Дагестане негласная борьба и с русской культурой. Наиболее вопиющий случай имел место в Левашинском районе республики, в селе Охли. Местная средняя общеобразовательная школа, носившая с 70-х годов XX века имя Александра Сергеевича Пушкина, была переименована. Не пощадили в Охли и бюста великого поэта России, несколько десятилетий простоявшего в школьном дворе. Ранее в том же селе по свидетельствам очевидцев был демонтирован мемориал в честь русского хирурга Николая Пирогова. Если в других подобных случаях разрушители обосновывали свои действия тем, что памятники в честь государственных и военных деятелей времён Российской империи бередят тяжёлые воспоминания о Кавказской войне, то в случае с переименованием школы и сносом бюста в Охли не может быть признан состоятельным даже такой аргумент. Пушкин, как известно, никогда не воевал в горах, а хирург Пирогов, верный заветам Гиппократа, лечил всех раненых: и мюридов Шамиля и русских солдат.

Борьба с русским наследием в Охли благодаря усилиям общественников была предана широкой огласке. Однако республиканские власти никакого противодействия тем, кто вымарывает память о Пушкине и Пирогове, не оказывают. Так, Министерство образования и науки Республики Дагестан в ответ на официальный запрос, сделанный депутатом Государственной Думы, писателем Сергеем Шаргуновым, порекомендовало всего лишь обратиться в Комиссию при главе республики по увековечению памяти выдающихся деятелей, заслуженных лиц, а также исторических событий в Республике Дагестан. Хранит молчание и Союз писателей Дагестана, видимо, не считающий себя должным вступаться за Пушкина.

Увы, ситуация с российским цивилизационным пространством, о необходимости сохранения которого так часто напоминает президент РФ В. Путин, в других частях Дагестана ещё плачевнее. В Хасавюрте — втором по величине городе республики — памятник А.С. Пушкину был демонтирован ещё в конце 90-х годов. При этом, горожанам отделом культуры города не было дано никаких объяснений.

Около тридцати лет научная и музейная общественность республики безуспешно напоминает горадминистрации Хасавюрта о недопустимости кощунственных действий по отношению к останкам чинов казачества и офицерского корпуса Российской армии — участникам Первой Мировой войны, похороненным на бывшем Полковом кладбище города. Вопрос установки Памятного знака в честь павших защитников Южных рубежей России здесь рассматривается уже три года. А за это время администрация частями распродавала местным коммерсантам территорию кладбища, на которой подвергались ограблению исторические захоронения. Администрация не сочла нужным учесть даже мнение военкома города Даудова призывающего навести порядок и избавить будущих призывников от лицезрения картин подобного культурного одичания.

И ещё о Хасавюрте: упорно ведётся хаотичная застройка вокруг уникального памятника Сев. Кавказа — Св. Знаменского храма. Прилегающая к храму территория всегда была его защитной зоной, а площадь — общественным пространством, заложенным ещё на стадии проектирования в 1901 году. Сегодня она захвачена коммерческим самостроем. При этом игнорируется Указ президента РФ от 1993 года о возвращении религиозным организациям недвижимости, имущества и территорий. Ничего подобного в отношении мусульманских общин в республике не наблюдается.

Последовательный демонтаж символов — один из способов разрушения исторической памяти, вслед за которым почти всегда идёт «перековка» общества, народа. Новейшая история на примере Украины явила нам красноречивую иллюстрацию того, к какому финалу способна привести культурная и ментальная дерусификация.

Сегодняшняя Украина — предельно враждебное России государство, в котором после разгрома едва ли не всех памятников русским государственным деятелям, литераторам, полководцам, по улицам Киева открыто проходят марши в честь дивизии СС «Галичина», а демонстрация фильма «Они сражались за Родину» на территории страны попала под запрет.

Процесс перекодирования народа Украины в бандеровцев начался задолго до 2014 года. И начался он как раз со всевозможных сносов и переименований. Власти РФ, благодушествуя, на протяжении длительного времени не хотели видеть в происходящем угрозу нашей стране. Осознавать её по-настоящему начали, видимо, лишь тогда, когда в украинской столице заполыхал Майдан.

Однако если Украина с 1991 года — самостоятельное государство, и возможности России оказывать влияние на её политику заведомо ограничены, то что мешает Кремлю купировать аналогичные поползновения хотя бы на собственной территории, ведущие пусть не к местечковому Майдану, но к вилайету ИГИЛ* — вполне определённо?

Или Дагестан власть предержащие в глубине души российской территорией тоже не считают?

Исхан МАГОМЕДОВ, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Дагестан.

Игорь БОЙКОВ, член Союза писателей России.

* Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, её деятельность на территории России запрещена.


А тем временем

Пока готовился к публикации этот материал, дагестанская история нашла своё продолжение теперь уже в Карачаево-Черкессии. Набирает обороты скандал с демонтажем плаката с русским полководцем Александром Суворовым в Черкесске. В городе по требованию депутата Совета Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, избранного от партии «Справедливая Россия», Адлера Туркменова демонтировали плакат с изображением русского полководца на билборде. В партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» действия политика не одобрили и обещали разобраться.

«У всякого явления есть начало, причина. Возвращаясь к началу, фундаменту, причине, уничтожается фундамент современной исторической ситуации и готовится её изменение. О чём это? О том, что Чеченская война началась с уничтожения памятника Ермолову в Грозном, — пишет в своём авторском Telegram-канале «Позывной «Журналист» Юрий Барбашов, перебравшийся после событий 2014 года из Николаева в ЛНР. — Сегодня на Кавказе полным ходом готовится новая война против России. Люди, выказывающие ненависть к тем, кто присоединил их к России выказывают тем самым отношение и к России, и к русскому народу…»

Ситуацию оценил журналист ВГТРК и депутат Московской Городской Думы Андрей Медведев. «Скандал, с требованием местного депутата убрать плакат с изображением Суворова, это не локальная история, — пишет депутат. — Это отголоски странных игрищ с именем Ермака в Сибири. Я ещё тогда написал: понимают ли местные, сибирские чиновники, что открывают ящик Пандоры? Ну что же, поздравим друг друга. Он открыт окончательно.

Обиды ногайского депутата на Александра Васильевича Суворова выглядят странно. В конце концов русские же не обижаются на ногайских мурз за набеги на российские земли и за продажу русских в рабство? И татары не обижаются на ногайцев за то, что те вместе с войсками Московского государства во время стояния на Угре громили татарские тылы. Ногайцы и Москва вообще были надёжными союзниками долгое время. Не знали? А откуда конница у московского государства, точнее прекрасные кони? Так от ногайцев же.

И даже русские не припоминают Суворову, что он в клетке возил бунтовщика (народного защитника по другой версии) Емельяна Пугачева. Громил-то бунтовщика другой генерал, Михельсон.

Ну да Бог с ним, депутатом. Он может историю учил плохо. У меня вопросы к местным властям. Вы там правда считаете, что это все нормально? Такой вот русский извод BLM и покаянных причитаний? Вам не кажется, что вы там слегка играете в национализм? <…> Процесс перечисления взаимных обид, если он зайдёт далеко, страну порушит. Хотя, возможно, в этом и состоит цель отдельных граждан и структур. Поэтому, я убеждён, что федеральной власти на такие ситуации все же стоит реагировать. Потому что это не мелочи, не глупости на местах. Из таких мелких, казалось бы, историй, может вырасти огромная проблема», — пишет Медведев.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: