Комментариев пока нет
Мир, за который не стыдно
В наши дни, глядя телепередачи и интернет-блоги, всё чаще испытываешь чувство отвращения, будто прикоснулся к скверне, и стыда оттого, что позволил себе к ней прикоснуться. Кажется, что жизнь в России состоит из скандалов вокруг «светских львиц», ток-шоу, где все орут друг на друга, и грязи, выливаемой на твою страну, которой кишат интернет-блоги. И всё подаётся убогим, серым, хамским языком. Языком забывших о литературе.
Книгу Виктора Алексеевича Линника «Лики времени, знаки судьбы» (М.: Вече, 2021. — 592 с.) читатель, размышляющий схоже, должен счесть за кислородную подушку, поданную уже почти задохнувшемуся современнику. Открываешь — и уходит, исчезает смрад сплетен и телешоу: Виктор Астафьев! Валентин Распутин! Твардовский! Ганичев! Это, наверное, счастье — уметь писать о подобных людях, будто они — если не твои родственники, то давние, хорошие друзья семьи. В ряде случаев было именно так. Разумеется, он их знал лично, много общался. Но также у него получается писать и об Алексее Константиновиче Толстом, а как получается — это уже загадка… У меня один ответ: так можно писать о легендах русской классики, если очень их любишь. И любишь землю, на которой они возросли…У Виктора Алексеевича получилось написать о Сталине, наверно, самой сложной и неизученной фигуре ХХ века, абсолютно без пиетета, свойственного сталинистам, и абсолютно без свойственной антисталинистам желчи. Перед нами — живой человек. Он пишет работы, принимает министров и конструкторов, приглашает к столу на даче. И смотрит так внимательно желтоватыми глазами с прищуром, будто видит насквозь. Его не обманешь. И это чувствуешь, просто читая книгу, как будто въявь. И становится страшновато: а вдруг он и меня увидел?
Троцкий у меня во всех книгах вызывает чувство, будто явился вызванный демон. Но в этой книге он изрядно разбавлен Хабенским, поэтому страшно не было.
Очерк о Плеханове оставил у меня ощущение недосказанности. Самое красноречивое в его судьбе — его смерть. Он умер во время обыска, когда матросы-ленинцы «шмонали» его квартиру, не стесняясь больного Георгия Валентиновича, не могшего встать с постели. Последние минуты мудрого человека, истово верившего в марксизм, и этих минут я злейшему врагу не пожелаю. А ведь, пойди социалистическая история по Плеханову, у нас уже с конца 20-х годов была бы Англия при лейбористах. Возможно, не было бы Днепрогэса с Магниткой. Но и Колымлага бы не было.
По-настоящему удачную рецензию на труд В.А. Линника может написать только человек, видевший в жизни не меньше, чем он. Я лишь в силах сказать, что такие книги заставляют забывать о телевизионном и интернетовском шабаше, и ты снова оказываешься в России, где не умерло русское слово, русская песня, где чиста вода в ручье и вкусен хлеб из деревенской печки. Пусть таких книг будет больше.
Тираж — 700 экземпляров. Тут уже ничего не скажешь.
Антон ВАСИЛЬЕВ.
***
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий