slovolink@yandex.ru

И нашептал Маниже дьявол, что сказать дочерям Евы…

Певица Манижа

В последнее время в центре общественного внимания не только в России, но и за её пределами оказалась песня «Русская женщина» некой эстрадной певицы Манижи. Как смотрят на эту ситуацию, возникшую в братской северной стране, православные сербы с юга Европы? Если мы немного поразмыслим над содержанием текста песни и над её исполнением, то не сможем отделаться от впечатления, что перед нами весьма невежественный и грубый по своему замыслу проект. Трудно не заметить, что в песне, т.е. в её официальном видеоклипе, русская традиция, а также русский народный костюм, русские узоры подвергаются презрению, осмеянию и полному искажению.

Формально от лица русской женщины песня Манижи описывает её незавидное и бедственное положение. Однако сами русские женщины отнюдь не находятся в таком положении и не пользуются такими бессвязными фразами и смыслами, какие мы слышим у Манижи. Поэтому не без оснований возникает вопрос: как оказался возможным такой распад мыслей и образов, похожий на эстрадные формы шизофрении? Бессвязные фразы напоминают полупьяные выкрики и тоскливые вопли, а сама песня «о русской женщине» имитирует образец асоциального поведения и раскручивает скандальную ситуацию. Вместе с тем речь идет о дорогостоящем эстрадном проекте, поэтому клинический случай шизофрении следует исключить. Кто-то сознательно идёт на представление и распространение русского образа, изобилующего ложными клише и штампами.

Стихи и музыка песни в псевдопафосной манере внушают русским женщинам, какие они истеричные и дерзкие, призывают их быть инфантильными, самодовольными и разнузданными, бунтовать против всех и вся. В этом не приходится сомневаться, и, как бы ни старалась Манижа представить всё иначе, её пустые и нелепые «разъяснения» только подчёркивают бессодержательность текста. Мы не дети. Видно, что автор текста старался, чтобы сценическая вульгарность исполнения песни отвлекала от её бессодержательности, а всё восприятие останавливались именно на её названии – «русская женщина».

Кукловоды этого проекта как будто оставляют для себя лазейку, чтобы при необходимости можно было бесконечно варьировать пустотой содержания песни, или сказаться глухонемыми в том случае, если их выведут на чистую воду и ситуация накалится до предела. Это прекрасно видно и из саркастического ролика певицы «Может ли это… представлять Россию на Евровидении?», цель которого – упредить любую критику в свой адрес и всего этого одиозного проекта. В ролике специально выстроена пародия на экспертизу, а приглашённый «эксперт» в восторженно и насмешливо-экзальтрованной манере объявляет, что Манижу нельзя идентифицировать, Манижа — это соль! И в самом деле, Манижа и есть та самая соль, непосредственно из Содома и Гоморры…

Такова «картинка» современного «Евровидения». Стоит сказать, что раньше немало нормальных людей следило за этим песенным конкурсом. Сегодня же Евровидение – это фарс, это проект-манифестация для продвижения в жизненной и социальной среде Европы всяких мерзостей и извращений... Задумаемся, кто может стать победителем этого «фарсовидения»? Если вы своей песней поощряете сексуальные отклонения или агрессивно навязываете веганство, или трубите об изменениях климата, или высказываетесь в своих композициях против семьи, веры и традиционных ценностей, – в этом случае у вас есть большие шансы на победу.

Но если такая страна, как Россия, которая на государственном уровне декларирует согласие с культурным опытом народа и национальной традицией, стремится опираться на православные христианские корни жизни, то возникает вопрос, что она может найти на таком конкурсе, потерявшем свои прежние эталоны? Получается, что выбор Манижи и её песни для представления России на «Евровидении» изначально был нацелен на скандал.

В самом деле, не похоже, чтобы Манижа могла представлять сексуальные меньшинства. Вряд ли она склонна к навязыванию веганства как образа жизни, – этого не скажешь по её виду. В глазах извращённых чудаков, которые верховодят на конкурсе, у неё сразу два минуса. Тогда о чём же и для чего петь, напрягая голосовые связки? О коронавирусе? — но это было бы слишком дёшево! Об изменениях климата? — но ведь это простая болтовня об опасности производимых коровами выхлопных газов! А может быть, надо петь о чём-то русском, тесно связанном с национальной традицией? — конечно, это выигрышная тема, на неё можно делать ставки, и она вполне соответствует стилистике New age music! А феминизм подсказал подходящий объект: им стала, — ни много ни мало — русская женщина! Однако песня Манижи превратила её образ в какой-то суррогат феминистких абстракций! Это скверно, но по карману не бьёт, и по вкусу подходит! Есть все шансы если не на победу, то на скандальное продвижение феминистских идеалов! Кроме того, есть и все шансы стать вровень с глобальным мейнстримом и быть причисленным к последователям «европейских ценностей». Таким образом, эта тема в песне Манижи оказалась изощренно провокативной. Это воистину ужасно и противоречит всем фактам и всем истинам сразу — политическим и историческим, социальным, национальным и религиозным.

В России, если судить непредвзято, эмансипация женщин имела долгую историю, многие образцы и выразительные смыслы. В самом деле, Россия — это первая европейская страна, которая предоставила женщинам право избирательного голоса. Говорю это без иронии, хотя лично моё мнение, — и как человека, и как математика, — заключается в том, что демократия и все декларируемые ею возможности и права есть только ширма для отвода глаз. В России — одни из самых либеральных законов в отношении разводов, что является наследием ещё советского времени. Сам я отнюдь не поддерживаю разводы, так как для меня Таинство брака священно, но, тем не менее, опираюсь на этот пример для сравнения. Только в России женский день 8 марта является государственным праздником…

Этот ряд свобод и привилегий русских женщин можно продолжать. Европейская страна с наибольшим соотношением женщин среди учёных — это Россия! Не говоря уже о том, что Россия — страна с наибольшим числом женщин-учёных, работающих за рубежом. Если бы их не было во Франции, Германии и Италии, европейская наука была бы преимущественно мужской по составу. Но кому-то это мозолит глаза, кто-то хочет показать русскую женщину психологически сломленной и превратить порядок жизни в хаос бессмыслицы. Вот под эту задачу и была написана песня «Русская женщина», представленная Манижей на «Евровидение». Всё это в корне противоречит русской религиозной традиции и жизненному выбору русской женщины. Не случайно в России более всего женщин, совершивших подвиг милосердия и причисленных к лику святых, есть памятники женщинам — сёстрам милосердия. И это все факты.

Проблема эмансипации женщин остаётся вполне актуальной как раз во многих европейских странах. Почему Манижа игнорирует это и не затрагивает проблему эмансипации женщин в Евросоюзе? В Польше, Хорватии или в Албании? Или на оккупированном НАТО Косове и Метохии? К чему этот мазохизм представлений о самой себе, если она считает себя русской?

Очевидно, что песня Манижи преследует своей целью разрушение существующих социальных связей. Она дьявольски нашептывает и внушает молодым людям правила бесстыдства. Прививает пренебрежение к семейным ценностям и склонность к тщеславию и цинизму. Но разве в этом состоит реальная эмансипация женщины и рост её личности? Скорее всего, всё обстоит ровным счётом наоборот: впечатления от таких песен мешают людям понять самих себя, взращивают социальный пессимизм и бесчувственность в отношении всего, что касается красоты, женственности и милосердия.

Дмитрий Д. ЧВОКИЧ,
научный сотрудник университета г. Баня Лука.

Республика Сербская.

Перевод Елены ОСИПОВОЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: