slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Просто волосы

Никто не желает опростоволоситься – попасть впросак, сделать глупость на людях и быть ими за это осмеянным, опозориться. Корни этого слова уходят к старинному обычаю, когда замужняя женщина ходила только с покрытой головой. Сорвать с неё платок – обвинить в неверности.
Известно, какой судьбоносной может быть запятая в зависимости от своего местоположения: казнить нельзя помиловать. А уж целая буква и подавно может всё поставить с ног на голову. В пословице «Волос длинный, да ум кОроткий», приставлена только одна «о», а смысл изменён на противоположный. Верно было: Волос длинный да (и) ум кроткий; Волос длинный – ум кроткий. Длинные, густые волосы – признак цветущего, крепкого здоровья. А в здоровом теле — здоровый дух. Здоровый дух – здравый ум. А здравый ум не может быть коротким, его кругозор необъятен. Волос длинный – ум кроткий: здесь кротость ума подразумевает скромность, вежливость, нрав учтивый, почтительный, незлобный, добросердечный, радушный. Одна буковка умницу-златовласку превратила в недоумка, в дуру, зато красивую. Но как несовместимы гений и злодейство, так несовместимы глупость и красота. Bapвара-краса — длинная коса.

Фразеологизм «семь пядей во лбу», учитывая, что в давние времена лоб назывался челом, а чело макушкой, возможно, звучал как семь прядей во лбу. А они, пряди эти, в свою очередь, были свидетельством не просто ума или силы, а силы разума, либо же и силы, и разума, что можно предположить, памятуя о поливалентности древних слов и о семи косицах, отрезанных библейскому Самсону во сне при вероломном содействии его возлюбленной Далилы. Волосы – электростанция силы, недаром Самсон утратил её с косами. И сила его заключалась не только в мышцах, но и в извилинах мозга. Опасный человек.
В классической литературе одним из самых говорящих примеров утраты женщиной Самсоновой силы является продажа своих волос Козеттой в романе Виктора Гюго «Отверженные». Только когда эта прелестная женщина отрезает свою золотую гриву, чтобы выручить деньги на содержание дочери, она окончательно лишается красоты и попадает в разряд отверженных мизераблей; «Miserables» – название романа по-французски. И ничего сегодня так не леденит душу, как объявления на столбах наших городов и городков «Продам волосы» или же «Купим волосы дорого». О магической силе волос рассказ Ф.С. Фицджеральда «Волосы Вероники», одноименный с созвездием на Северном полушарии небосвода. Вероника (Беренис) была супругой фараона Птолемея III в III столетии до н.э. и яростно молилась за его победу и возвращение с войны целым и невредимым. А когда её молитвы были услышаны, отрезала свои косы и принесла в дар благодарности на алтарь в храме Афродиты. Волосы оттуда исчезли, а царский звездочёт возвестил, что они вознеслись на небо. Таким образом он освидетельствовал прямую связь волос с космической энергией. Потому русалки, вилы, самовилы, ведающие матушки и другие представительницы и служительницы тонкого физического мира ходили с распущенными волосами: таким образом они набирались силы у природы, у них открывался канал ясновидения, за что и подвергались лютым гонениям.
С волосами у славян связано множество обычаев: в Герцеговине, если хоронили парня, сёстры и невестки срезали косы и украшали ими могилу, привязывая их к кольям со знамёнами. А в античном мире плакальщицы сыпали себе на волосы горсти пепла.
Не случайно и у детей срезали прядку на память; прядь любимых носили в медальоне. А в Болгарии, если не могли похоронить тело, то совершали обряд погребения пряди покойника. Волосы ведь не тлеют. Очевидцы рассказывали, что на Донбассе в 1933 г. тела умерших от голодомора сбрасывали в ямы с каустиком, они там растворялись, из биоматериала всплывали только волосы. А на Витебщине волосы распускали селянки, когда мяли лён, иначе ленок не становился волокнист и мягок. Могут ли физики объяснить, какой закон природы тут вступает в силу? Или это знали только волхвы и алхимики. Ну и, конечно же, селянки. «В русской народной традиции, точнее северорусской, Велес-Волос связан с прядением, ткачеством, так как нить выступает в народных представлениях и обрядовых действиях ближайшим аналогом волоса. Достаточно привести пример обрядовой свадебной песни, когда сваха расчесывает новобрачной волосы, а бояре поют: «Во поле лен, лен ветер веет, развевает». Само наименование Велеса-Волоса уже четко указывает, что средоточие жизненной силы человека — волосы, это дар и владение верховного божества Вселенной. (С.В. Жарникова «Мир образов русской прялки», Вологда, 2000).
Непокрытая женская голова приносила несчастья. В Польше считалось, что женщину без головного убора или платка съест волк. Церковь не разрешает женщинам входить под свои своды с непокрытой головой. На мужчин этот запрет не распространяется, хотя в старину снять, сорвать с мужика шапку всенародно, опростоволосить его считалось сильнейшим бесчестьем. Перечень бед от простоволосия можно продолжать долго, но взглянем на женские прически. Короткие стрижки давно в моде; сейчас уже стригутся под ёжика, как при эпидемии тифа в 20-е гг. ХХ века. С распущенными же волосами ходят свободно в общественных местах, где уже не до свойств тонкого плана, а просто вредно для волос: они грязнятся, в толпе к ним может любой прикоснуться. Наконец это опасно, ведь распущенные волосы – уязвимое место. Слово распутница происходит от распущенных волос.
Волосинки – берегини памяти, поэтому не обрезайте волосы перед экзаменами. Волосы для человека, как усы для кошки: если подстричь Мурке усы, то она теряет нюх. А человек теряет интуицию или её часть. Император Нерон в Риме приказывал обрить наголо иностранные легионы, т.к. не хотел, чтобы те думали, а только выполняли его приказы. Когда самураев брали в плен, им обрезали волосы, что было для них позором и горем... как у простых русских баб. Только простые русские бабы не так уж просты. Чего только стоят их головные уборы. Кокошник напоминает купол, корону, наконечник копья, летящую каплю, ракету, а язык символов его вышивок или бисерного шитья – отдельная энциклопедия и послание свыше аналогичное тому, которое отправил Бог на шкуре тигра в рассказе Х.Л. Борхеса «Письмо Бога». А старинный русский головной убор сорока каблукообразной формы напоминает корону фараона Верхнего и Нижнего Египта. И шапочка венецианского дожа, эдакая его шапка Мономаха, называемая рогом (корно), — вариация на ту же тему, но более простая, чем убор сорока, которая может быть также двурогой, подобно головному убору Изиды или аристократок Средневековой Европы, чему пример «Портрет супругов Арнольфини» кисти Яна ван Эйка и пр. В упрощённых вариантах, например, в виде шапочек с острыми ушками на макушке сорока снова возвращается в обиход, чтобы сделать наших прекрасных женщин ещё более привлекательными.
 
Маргарита СОСНИЦКАЯ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: