slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пронские просторы — провинция слёз

Затерявшийся в рязанских чернозёмах, всеми забытый уездный городок Пронск стоит на крутом левобережье впадающей в Оку Прони. Аборигены всех званий и возрастов в эти летние дни вовсю купаются в ней и удят рыбу. Говорят, основатель города боярин Проня тоже любил рыбачить в здешних краях — потому и заложил тут первый камень славянского селища. Когда-то за рекой находилось дикое половецкое поле, а сам Пронск был столицей гордого Пронского княжества, чьи правители отважно пускались в междоусобные стычки и не боялись воевать с более сильными рязанскими соседями. Княжил здесь, правда недолго, муромский князь Пётр — супруг знаменитой Февронии. Теперь статус Пронска понизился до рабочего посёлка, казалось бы, ничем не примечательного.  Но приехать сюда стоит уже ради одного природного ландшафта.
Мало где встретишь в России столь дивные места, история которых восходит к XII веку. Дыхание древности по каким-то необъяснимым причинам отсюда не выветрилось. Отчасти тому, наверное, поспособствовали хитроумные местные купцы, воспрепятствовавшие строительству в Пронске железной дороги.

Главной святыней города был и остаётся Покровский бугор, на нём находилась пограничная оборонительная крепость с деревянными сторожевыми башнями и примыкавшим острогом. Дальше — холмы: Княжий, Воскресёнка, Светёлка, стрелецкая, ямская, казачья слободы. Напротив гора Гневна, куда, по легенде, удалился в былые времена некий богатый человек, жестко прогневавшийся на весь белый свет и проживший там в горьком одиночестве до скончания своих дней. Бивший у подножия горы родник недавно засыпали землей. Зато поблизости заново облагорожен известный с ХI века святой источник: над ним возвели часовенку, соорудили купель, и народ теперь приезжает сюда, чтобы совершить омовение и набрать ключевой воды, по слухам, обладающей целебными свойствами.
В начале ХХ века в Пронске было семь храмов и два монастыря: женский полностью разрушили, Воскресенский мужской ныне возрождается. Самые величественные храмы — Покровская церковь и Казанский собор — тоже были при советской власти снесены. А вот Благовещенская церковь XIX века, в которой до недавнего времени размещался дом культуры, и построенная титулярным советником Ивановым каменный Архангельский храм (1816 г.) сохранились. Выжило и старейшее (1787 г.) здание бывшего Уездного училища, где сейчас краеведческий музей. Любопытствующему путешественнику сюда желательно заглянуть, прикоснуться к стенам, в которых учился великий ботаник-селекционер Иван Владимирович Мичурин, подаривший потомкам свыше 300 плодовых и ягодных культур. В нескольких километрах от Пронска деревня Мичуровка — его Родина. Много интересного расскажут музейщики и о другом выдающемся воспитаннике училища — художнике-графике Петре Боклевском — иллюстраторе Островского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Мельникова-Печерского, да практически всех классиков. Гордясь своим талантливым земляком, старшеклассники постигали по его колоритным портретам гоголевские характеры Городничего, Чичикова, Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.
Жаль, что дореволюционное трёхэтажное каменное здание средней школы в 1990-х годах разрушили. Возвёл его для женской гимназии барон фон Дервиз. Прончане восприняли это болезненно, но защитить, отстоять родную школу духу не хватило. Притом что гены у них вроде бы хорошие. Пронск не раз отражал грозные вражеские нападки, в 1541 году выдержал изнурительную осаду крымского хана Сафа-Гирея. Семьдесят рязанских и пронских бояр мужественно защищали Отечество в Куликовской битве. Немало славных примеров храбрости имеется и в более поздней истории. А современникам пороха не хватает.
Из окон небольшой гостиницы «Пронские просторы»  открывается прекрасный вид на Архангельскую  слободу, где в старину крутились гончарные круги, ковалось железо, ювелиры корпели над драгоценными кольцами и монистом — много чем занимались тогдашние рукастые ремесленники и мастеровой люд. В сегодняшнем Пронске трудовое затишье,  и с  работой туго. Когда-то градообразущий электромеханический завод  не процветает, как  и молокозавод, снабжавший прежде молочными продуктами всю округу. Поголовье коров сократилось, животноводческие предприятия вымирают. Потому всё трудоспособное население вынуждено искать заработки вдали от дома. Особенно томится молодёжь, не знающая, куда в родных пенатах направить свои умения и силы. По вечерам молодые люди тянутся к кафе «Провинция» — едва ли не единственному досуговому уголку Пронска. Название владельцы позаимствовали из романа «Провинция слёз» Владимира Пронского, повествующего в своих книгах о судьбах разных поколений жителей Пронского района. Автора тут уважают, знают все его произведения, включая «Казачью засеку», «Стяжателей» и даже неопубликованную пока «Герань в распахнутом окне», о которой писатель рассказывает в личных беседах. Он ныне москвич — но истинный патриот своей малой Родины. Как и директор краеведческого музея Анна Петровна Грузинцева, по крупицам, в архивах и у старожилов собирающая уникальные документы и фотографии  ушедших эпох. И Анатолий Григорьевич Шарков — краевед и художник, рисующий трогательные картины на пронские сюжеты.
Пронск — город опрятный, зелёный, на его гербе не зря изображен ветвистый дуб в серебряном поле. Многоэтажек тут нет, дома одно- и двухэтажные, чаще бедные, с редкими вкраплениями внушительных особняков зажиточных горожан. В центре осталось несколько крепких купеческих построек — с каменным низом и деревянным верхом, в них жилые квартиры и разного рода магазинчики. При всей бросающейся в глаза скромности местной жизни в Пронске уютно. О чем, скажем честно, во многом позаботились, устраивая свою среду обитания, наши дальние предки. Волшебство и очарование русской старины, вернее, её остатков, — главное достоинство города. Нынешнему поколению благоразумно бы воспользоваться этими не до конца уничтоженными культурными и духовными накоплениями. Почему бы не создать, к примеру, в Рязанской области  собственное «золотое кольцо» или маленькое «серебряное колечко» по маршруту: есенинское Константиново, Рязань, Солотча (курорт с роскошными сосновыми лесами и древним монастырем), Касимов, Скопин, Пронск — все эти чудные города и веси примечательны незаурядной историей и заповедной природной красотой.
В прошлом году Пронску стукнуло 880 лет. Группа энтузиастов предлагала запечатлеть дату памятным знаком на Покровском бугре, но до материального воплощения благие порывы так и не доросли. Любя свой край и, видимо, глубоко осознавая его заброшенность, ни власти, ни отдельные подвижники не считают вправе активно зазывать к себе и туристов. Притом что у Пронска и окрестностей все данные для этого налицо. Они сохранили яркое своеобразие и дух той Руси, запахов которой давным-давно не ощутишь ни в каких столицах. Есть в этих зелёных просторах величавая задумчивость, пронзительная исповедальность и что-то ещё, от чего пробирает душу и сжимается сердце.

 

Татьяна ПЕТРОВА,
Александр МИХАЙЛЮК.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: