slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Прогулки с Бульдозером. Город за синим забором.

{mosimage}Строители почему-то очень любят красить в синий цвет свои заборы, которыe отгородили сегодня многие улицы и площади северной столицы. Что ни синий забор, то возведение новых бизнес-офисов, отелей, супермаркетов, развлекательных центров, элитных жилых многоэтажек. За синими заборами сносятся панельные дома, постройки XIX века. Сразу расставим точки над i. Никому не надо доказывать, Петербург, как и любой другой город, — живой организм, который должен расти, развиваться, не чураясь современных архитектурных новаций и высоких технологий.

 

Мегаполис с 4,5-миллионным населением, слывущий столицей коммуналок, остро нуждается в жилье, учреждениях соцкультбыта, если воспользоваться терминологией канувшего в Лету социализма. Град св.Петра не может и не должен быть законсервирован или музеефицирован на том основании, что является одним из красивейших городов планеты. К нему нельзя относиться только как к объекту созерцания гармонии воды, камня и золоченых шпилей. В стране наступила стабильность, появились деньги, накачивает мускулы большой бизнес. Перемены неизбежны и никогда не обходятся без издержек. Вопрос в том, какова их цена, в угоду чему затеваются сами преобразования. Этими проблемами озабочены сегодня и граждане, не слишком отягощенные утонченными представлениями о среде обитания, но не желающие жертвовать своими приватными интересами ради таких маловразумительных достижений, как инвестиционный климат. Ради, наконец, аппетитов строительного молоха, кусок за куском отгрызающего исторический центр города, находящегося под эгидой ЮHEСKO как часть мирового культурного наследия.

Сегодня мы предлагаем читателю совершить несколько прогулок по маршрутам, проложенным на карте Петербурга строительным бульдозером XXI века.

 

МАРШРУТ ПЕРВЫЙ.

КРОКОДИЛ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА

В 60—70-е гг. была популярной такая проникновенная песня про «город над вольной Невой», где «в парках и садах липы шелестят». В ту пору, когда велась интенсивная жилая застройка, люди, перебравшиеся из коммуналок в отдельные квартиры, на радостях высаживали вокруг новых домов берёзы, каштаны, липы, тополя. То было живое, спонтанное, как сказали бы тогда, творчество масс, которое по прошествии десятилетий зашелестело листвой зелёных островков в микрорайонах новостроек.

Люди старшего поколения хорошо помнят, какой подъём в народе вызвал полёт первого советского человека в космос. В том памятном апреле 1961 года жители Московского района посадили на обширном пустыре деревья и назвали это место парком Авиаторов. Тогдашние энтузиасты и предположить не могли, что спустя сорок с лишним лет людям вновь придётся объединяться, но уже не для того, чтобы сажать деревья, а для того, чтобы их защищать. Прошло уже десять митингов протеста против строительства на этой территории Академии тенниса. Страсти накаляются до того, что на общественных слушаниях по проекту застройки его сторонники из числа муниципальных депутатов учинили драку со своим электоратом.

— Проблема в том, что в парке хотят возвести крупное крытое спортивное сооружение с большим количеством теннисных кортов, трибун и сопутствующей инфраструктурой — гигантской парковкой, элитным фитнес-центром, спа-салоном, баром и так далее, — говорит руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. — Причём всё это не просто расползается за границы отведенного участка, но и «съест» значительную часть зеленой зоны. Конфигурация плана такова, что парк ешё и расчленяется, и в итоге его рекреационная ценность существенно уменьшится.

Люди не верят чиновникам и подозревают, что откроется дорога жилой и коммерческой застройке. Создан общественный комитет в защиту парка Авиаторов. Его председатель Антон Вуйма напоминает, что к югу от Бассейной улицы расположены офисы многих компаний, рядом проходит трасса в аэропорт. Земля здесь одна из самых дорогих в городе, борьба идёт за каждую пядь. Защитники парка открыто говорят, что чиновники вовсе небескорыстно уговаривают губернатора одобрить проект.

Зелёная краска на карте города скукоживается подобно шагреневой коже. Если в 2003 году площадь зелёных насаждений общего пользования составляла 11970 гектаров, то нынче она «усохла» почти на две тысячи гектаров. Чиновники, пo мнению президента Петербургской ассоциации озеленителей Ольги Аржелас, часто в разрешительных документах именуют парки и скверы земельными участками. Этой лукавой формулировки инвестору вполне достаточно, чтобы взяться за бензопилы и топоры. Так, в течение ближайших двух лет в городе запланировано строительство 25 новых автозаправочных станций, две трети которых вырастут на месте зеленых насаждений общего пользования.

Строители из ООО «Агро-Инвест» весной прошлого года вырубили дубы и вязы в сквере возле дома № 18, корп. 4 по проспекту Гагарина и огородили синим забором территорию в 3600 квадратных метров под строительство 18-этажного жилого здания с подземной парковкой. Мало того, что новая многоэтажка закроет людям солнце, стройплощадка настолько мала, что подъемный кран вынужден будет перемещать тяжелые плиты над школой и детским садиком. Люди хорошо помнят прошлогоднюю трагедию на Камышовой улице, где стрела башенного крана пробила три этажа соседнего дома и жертвами уплотниловки стали три человека, в том числе маленький ребёнок. Ко всему прочему подъездные пути к стройке проложены прямо по газонам, поскольку иных вариантов просто нет.

Не сосчитать, сколько раз жильцы ходили по инстанциям с просьбами и требованиями прекратить вырубку сквера и новое строительство. В службе Государственного надзора и экспертизы ходоки получили отрицательное заключение по проекту. Аналогичное решение вынесла строительная комиссия из 63 специалистов при правительстве города. В июне прошлого года районный суд удовлетворил иск жильцов о незаконности строительства. Но уже через месяц городской суд это решение отменил.

За синим забором побывал вице-губернатор Александр Вахмистров, которого называют вице-уплотнителем Петербурга, и высказался о нецелесообразности реализации проекта. Наконец, 21 августа губернатор Валентина Матвиенко публично заявила, что никакой стройки не будет и все прежние решения подлежат отмене. Но никто ничего отменять даже и не собирался. Ошибаетесь, если подумаете, что высокопоставленные персоны страдают потерей памяти — это такая форма диалога с населением: наобещать с три короба, чтобы не вякали, и ничего не сделать. Работы за синим забором идут полным ходом, а в строительных каталогах уже размещаются объявления о продаже квартир в доме, у которого ещё нет даже фундамента.

Деревья первыми приносятся в жертву строительному бульдозеру. В ноябре прошлого года вступил в действие закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования». Под покровительство местной Фемиды попали 2400 скверов, садов и парков, получивших статус неприкосновенности. Подобный закон в России — первый, и он получил самые положительные отзывы специалистов. С аналогичной инициативой намерены выступить общественные организации Нижнего Новгорода. На плазменных экранах в крупных торговых центрах Питера демонстрируются видеоролики с призывом «Узнай, какие скверы защищает закон». На информационном сайте Центра экспертиз «ЭКОМ» размещены подробные инструкции для горожан, как бороться с произволом чиновников, сохранить деревья в своём дворе. В связи с возросшим потоком жалоб на разрушение властями зеленой среды обитания природоохранное подразделение по распоряжению Генпрокуратуры создано в прокуратуре Санкт-Петербурга.

Однако национальная особенность наших законов в том, что пишутся они не для всех. В перечень охраняемых зон под номерами 1271 и 1272 внесен бульвар между улицами Крыленко и Огнева площадью 19,2 гектара. Это местечко очень приглянулось 000 «Донк», которое желает возвести здесь две высотки с офисами и магазинами и две парковки на семьсот машин. Жители, естественно, возмутились и поднялись на борьбу за спасение бульвара. «В нашей части Невского района, — рассказывает председатель инициативной группы Юлия Александрова, — только две большие зелёные зоны — этот бульвар и парк Есенина. От парка уже оттяпали кусок и построили торговый комплекс. Новые многоэтажки выросли на месте бывшего парка на пересечении улицы Коллонтай и Искровского проспекта».

На сторoну борцов за бульвар встали депутаты городского Законодательного собрания. В ответе на запрос жителей строительство признано противоречащим законодательству. Наконец, 27 октября во время одной из традиционных поездок по городу г-жа губернатор прилюдно заявила: коли жители против, то никакого строительства не будет. Читатель, верно, уже смекнул, что произошло дальше. 11 декабря в Смольном подписали сразу два постановления, разрешающих застройку. Путём немудрёных манипуляций с переводом зелёных насаждений из одной категории в другую инвесторы получили-таки вожделенные 4,2 гектара на территории бульвара.

Граждане в полном изумлении развели руками, купили зелёного резинового крокодила, назвали его Кирюшей и отправили бандеролью губернатору Матвиенко. Согласно сказке Корнея Чуковского зеленым крокодилам воспрещалось гулять, резвиться и вообще проводить свободное время там, где им нравилось. Вот, мол, и обманутым горожанам — тоже. Не знаю, окажет ли какое воздействие на чиновников рептилия, но у некоторых других представителей фауны это иногда получается. Чтобы спасти от уплотнительной застройки пару соток земли с деревьями и детской площадкой, изнурённые борьбой с чиновниками всех уровней жители домов №151 и 155 по Приморскому проспекту, нарекли свой скверик именем Президента России и пообещали установить памятник любимому лабрадору Владимира Владимировича. Теперь там стало тихо, ситуация стала рассасываться как бы сама собой. Вопрoc в том, хватит ли у национального лидера собачек, чтобы каждой ставить монументы во всех местах, где жители конфликтуют с питерскими властями.

Тем временем инвесторы используют любые методы борьбы с горожанами, протестующими против уплотниловки и уничтожения зелёных посадок. Дважды, например, жильцы дома № 5 по улице Шостаковича разбирали строительный забор вокруг обречённой на снос детской площадки. На третий раз её огородили двумя рядами железобетонных плит, поверх которых натянули колючую проволоку. Ток высокого напряжения, правда, ещё не пустили. Придумываются и другие, не менее экстравагантные приёмы, как насолить горожанам. В прямом, между прочим, смысле. В садах и скверах, на месте которых предполагается новое строительство, инвесторы систематически втихаря посыпают корни деревьев обыкновенной солью. О таком варварском способе сообщает руководитель питерского отделения «Гринпис» Дмитрий Артамонов. Деревья медленно умирают, а это уже какой сквер — из-за чего сыр-бор разводить. К тому же не надо компенсировать ушерб за вырубку — по нескольку тысяч рублей за каждое дерево. Деньги, они, знаете ли, счёт любят.

Солидные инвесторы, впрочем, в таких мелких пакостях не замечены. Всерьёз и надолго обосновывается на финских берегах дочерняя компания Олега Дерипаски «Главстрой». Он выиграл конкурс на возведение элитного жилого комплекса на 70 тысяч человек. Объём капиталовложений — четыре миллиарда долларов. Гигантская стройка развернётся на 455 гектарах побережья в непосредственной близости от северо-восточной границы Юнтоловского орнитологического заказника. Этот уникальный природный уголок со времён незапамятных служит временным пристанищем перелётных птиц. Основное требование к инвестору — сохранить заповедное место. Поскольку ни о какой сколько-нибудь серьезной экологической экспертизе проекта не сообщается, представители «зелёных» пребывают в весьма скептическом настроении по поводу того, выживет ли вообще птичья вольница на берегу реки Юнтоловки под мощным натиском «Базового элемента». Но когда на одной чаше весов миллиарды олигарха, а на другой — смутные сомнения экологов, последним остаётся только утереть слезу: птичку жалко.

Но не будем о грустном. В прошлом году газета «Слово» писала о борьбе горожан против коммерческой застройки Блокадного сквера на месте кладбища, где хоронили жертв осаждённого Ленинграда. Три года продолжалось сражение, другого слова не подберешь, когда старики ломали синие заборы и ложились под бульдозеры. Люди объединились в общественную организацию «Площадь Мужества», создали свой сайт в Интернете, выпустили брошюру, рассказывающую о святом для горожан месте. Наконец власти опомнились: в Смольном отменены решения о застройке. Хочется надеяться – навсегда.

Вот на такой оптимистической ноте приготовимся к следующей прогулке с бульдозером по очередному маршруту, проложенному за синим забором.

 Юрий Куканов.

Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: