Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
20.12.2019
Профессия – дирижёр. III Всероссийский конкурс дирижёров
Надо сказать о том, что из 56 претендентов на участие в конкурсе были отобраны 20 молодых маэстро, а до финала дошли только четверо. Эти четверо, хотя самому старшему из них едва исполнилось тридцать, уже успешно концертируют на концертной эстраде и в театре. Они продолжают совершенствовать своё дарование в консерваториях и в мастер-классах своих учителей и старших товарищей, в том числе у Юрия Ивановича Симонова, который — не боюсь этого слова! — педагог милостью Божией.
…Итак, в Концертном зале Московского дома композиторов, как и в предыдущие восемь лет (конкурс проводится раз в четыре года), на сцене знаменитый Симфонический оркестр Московской филармонии (Симоновский!) – один из лучших коллективов нашей страны и мира. А конкурсантам предстоят четыре тура соревнований. Из 20 во второй тур пройдут 14, из 14 в третий тур пройдут 8, а из 8 в четвертый тур прошли четверо.
Надо сказать, что, как и у всех дирижёрских соревнований, программы туров крайне сложные. Надо ярко, убедительно «прочитать» не только заданные партитуры, но и за отведенное время прорепетировать необходимые эпизоды, штрихи, детали фразировки, утвердить свою мануальную технику, убедив в своих интерпретациях оркестрантов и сохранив истинную верность авторам музыки. На первом туре это были на выбор партитуры Бетховена («Кориолан», «Фиделио»), Мендельсона («Фингалова пещера»), Вебера («Эврианта»), Берлиоза «Корсар»), Моцарта («Волшебная флейта»). Это все были увертюры, но каждая трудности необыкновенной.
С самого начала стали появляться своеобразные, смелые, подчас весьма интересные прочтения: например, Мендельсон у Андрея Колясникова из Екатеринбурга, «Кориолан» у Хетага Тедеева из Санкт-Петербурга, Мендельсон у москвича Николая Цинмана, Мендельсон у екатеринбуржца Антона Шабурова. Перечислять все открытия молодых дирижёров не представляется возможным – их было очень много.
Во втором туре музыканты играли и репетировали Чайковского уже по жребию, как и в третьем — три разных произведения — уже более крупную форму, включая сложную и объёмную пьесу — Брамс, Рахманинов, Барток, Прокофьев… В финале великолепная четверка, опять по жребию, исполняла Бетховена, Глинку, Чайковского.
Надо сказать, что конкурсная программа была составлена, на мой взгляд, идеально: все главные музыкальные стили, великие имена, возможности экспериментировать и показать, на что способна собственная фантазия. Можно было послушать, как идет репетиция, как вместе с оркестром находится точная интонация, как «работает» по великому дирижеру Шарлю Мюншу известная формулировка: «Правая рука показывает рисунок, левая – краски». Дирижерская техника конкурсантов была на достойной высоте, а потому доставляло истинное удовольствие и радость не только слушать музыку, но и следить за выразительными дирижёрскими руками…
Звёздное жюри, как всегда, было крайне требовательно. Несмотря на то что великолепная четверка радовала ухо и глаз, первую премию все-таки никому не присудили, как, впрочем, и четыре года назад. Присудили две вторых — Сорокин и Цинман и две третьих — Тедеев и Колясников. Все четверо — сильные и перспективные дирижёры, без сомнения, с прекрасным будущем.
Конечно, конкурсное волнение не могло не сказаться на выступлениях. Некоторые из тех, кто блестяще проявил себя на первых турах, не выдержали следующих. Лично мне до боли жаль, что не услышала в финале Антона Шабурова и москвича Арифа Дадашева. Но конкурс есть конкурс. Побеждают сильнейшие. Стало быть, подождем… А было очень интересно и представительно. Разные города, разные имена, разные музыкальные школы, разные индивидуальности. И разная радость, порой, правда, чуть тронутая печалью.
Наталья ЛАГИНА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Едва ли кого-то придется убеждать, что повторный приход в Белый дом миллиардера Дональда Трампа знам...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий