slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Профессия – дирижер

К 70-летию народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Александра Лазарева
 
«Правая рука показывает
рисунок, левая — краски»
Шарль Мюнш.

Выдающийся французский дирижер Шарль Мюнш сказал о начальной дирижерской технике лапидарно и точно. Однако дирижирование — профессия во многом таинственная, и указаний Мюнша (может, он даже и чуточку шутил?!) недостаточно. Настоящий дирижер должен уметь и чувствовать так много, что никакими самыми умными словами не обрисуешь. Поэтому технику-то знают многие, а вот истинных мастеров куда меньше.
Я хорошо помню тот день 1971 года, когда на Втором всесоюзном конкурсе дирижеров за пультом появился стремительный и тотчас «обнявший» оркестр выразительными руками 26-летний воспитанник Московской консерватории по классу выдающегося дирижера Лео Морицевича Гинзбурга, еще студент — Александр Лазарев. Едва он сыграл первую фразу Рихарда Штрауса, как я заметила, что в лице председателя жюри, маститого и всеми уважаемого Кирилла Петровича Кондрашина, появилось какое-то особое выражение, напоминающее восторженность. Когда молодой конкурсант выиграл на этом весьма сложном конкурсе «золото», очень многие и впрямь отзывались о нём восторженно. Столь высокая оценка подтвердилась год спустя, когда Александр Лазарев — единственный из наших дирижеров — принес «золото» самого, вероятно, трудного Международного конкурса Герберта фон Караяна.

Тогда на концертах Лазарева был буквально обвал зрительского внимания и любви, а после исполнения (как, впрочем, и сегодня) сцену заваливали цветами. Лазарев блестяще «прозвучал» тогда, когда стал музыкальным руководителем и дирижером балетов Родиона Щедрина: «Чайка», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», уже в бытность его в Большом театре СССР, где он проработал 22 года, причем последние восемь лет — главным дирижером. А пришел он в Большой лишь год спустя после победы у Караяна…
Я безоговорочно принадлежу к тем зрителям и меломанам, кто всегда стремится на выступления маэстро: с успешно поставленной им «Снегурочки» Римского-Корсакова, блистательных постановок оперы «Игрок» и балета «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева и до сегодняшнего дня, когда его прочтение редакции Дмитрия Шостаковича в «Хованщине» Мусоргского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко стало одним из самых ярких событий нынешнего театрального сезона. «Хованщиной» он дирижировал, еще работая в Большом. Но теперь увидели и услышали сильного, смелого, умного, яркого, жадного до творчества интеллектуала, музыкального психолога – короче, он заявил о себе как об одном из самых выдающихся музыкантов мира. Его слава гремит уже далеко за пределами Родины. Поставив и продирижировав более тридцати опер и балетов в Большом, он открыл и новое в нашей музыке: оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, «Похищение луны» Отара Тактакишвили; напомнил, заодно, совсем было забытую оперу-балет Римского-Корсакова «Млада», поставил редчайшей красоты и сложности оперу того же Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»…
Перечислять его работы-открытия можно долго. И всегда — победа! Трудно (да и зачем?) называть особенно любимых Лазаревым композиторов, потому что он энциклопедически уникален. Недаром 6 лет назад он в качестве постоянного приглашенного дирижера Большого театра поставил «Чародейку» Чайковского, которая отнюдь не частая гостья на сегодняшней сцене… Говорить об оперном исполнительстве этого поразительного мастера можно тоже долго. Можно вспомнить и «Тоску» Пуччини, и «Севильского цирюльника», и балет Стравинского «Весна Священная». Много, очень много открытий принадлежит этому музыканту, который в совершенстве владеет как раз тем, о чем говорил Шарль Мюнш. У него «говорящие» руки, у него постоянный огонь в глазах, который ощущаешь даже тогда, когда он стоит в оркестре за пультом спиной к залу. У него мощный темперамент, он сам – словно музыка, которую он исполняет. И за ним особенно интересно следить на симфонических концертах, вспомнив и то, как уже много лет назад он исполнил и записал исполинскую по трудности Вторую симфонию Рахманинова и Восьмую Шостаковича с оркестром Большого театра.
Перечислять оркестры, с которыми играл и играет Александр Лазарев, в том числе и как постоянно приглашенный  дирижер, сложно: их много, и это — лучшие оркестры мира. Уже семь лет маэстро возглавляет Японский филармонический оркестр, но при этом ярко и щедро гастролирует по всему миру. А работая с оркестрами, например, с Королевским шотландским национальным, он записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова.
Как отмечает пресса, Лазареву подвластна вся музыка «от ХIII века до авангарда», притом огромное количество альбомов – 35! – записаны на фирме «Мелодия» с оркестрами ВВС, Лондона, Шотландии, Японии. На него постоянно и повсюду спрос. Достать билеты на концерты Лазарева в Москве — дело чрезвычайно сложное. Он играет с лучшими русскими коллективами, зачастую «открывая» музыкальную классику мира, как, скажем, было год назад с поразительной Первой симфонией англичанина Эдуарда Элгара, которого на родине называют «английским Чайковским». Я лично до такой степени попала под влияние этого мастера, которым Лазарев, как всегда, дирижировал превосходно, что стала бегать по музыкальным магазинам в поисках записей Элгара. (Повезло: достала четыре диска.)
…Едва Александр Лазарев окончил консерваторию, Кириллу Кондрашину предложили вести на телевидении цикл «Искусство дирижера». Маэстро предложил мне работать вместе с ним. И вот, готовя самую первую программу цикла, мы поставили рядом с Симфоническими танцами Рахманинова «Танец Саломеи» из одноименной оперы Рихарда Штрауса — это была часть дипломной работы молодого дирижера. И я очень рада, что в своем выборе мы не ошиблись…
Александр Лазарев — это и торжество русской дирижёрской школы (замечу, что до консерватории он окончил и Музыкальный институт имени Гнесиных как инструменталист). Такой маэстро — наша гордость. Ему семьдесят, но он молод, как и его искусство. Наши искренние ему поздравления и самые добрые пожелания.

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: