slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Привет, Сирано, мы с тобой! Сирано де Бержерак в Театре на Малой Бронной

«Кто такой Сирано де Бержерак? Сумасшедший, храбрец, дуэлянт, поэт… Он сделал открытие, что ради настоящей любви можно отречься от собственного счастья и быть всё равно счастливее всех на свете, и умереть, умереть от любви и, играя все всевозможные роли, всегда оставаться самим собой, так, чтобы даже тень его страшно-великого носа заставляла всех застыть в восхищении от его ярости и таланта, одиночества и юмора, искренности и тайны…»
Павел САФОНОВ, режиссёр.
По радио и телевидению активно вещали об очередных сюрпризах погоды, не советовали выходить на улицу… А люди шли, невзирая на эти предупреждения, уже на подходах к Театру на Малой Бронной страждали в поисках лишних билетиков, толпились у входа. Как в премьеру, на которую все стремятся попасть. А спектакль был премьерным по сути, но не по календарю. О таких говорят «спектакль-долгожитель».
Конечно долгожитель, ему почти четыре года, и постоянные аншлаги. Люди в зале даже вдоль стен стоят. По окончании спектакля, долго молчат, а потом устраивают бурную овацию, полную цветов и криков «Браво!» …
Я рада, что в этот вечер была на спектакле «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана… Нестареющий автор, нестареющий герой, нестареющий энтузиазм и творческий азарт очень хороших актёров и блестящего режиссёра. От представления веяло молодостью, свежестью и таким взволнованным романтизмом, что трудно передать словами. Всё молодое. И драматург, который прожил только пятьдесят лет. И герой, пронесший своё молодое чувство из XVII века – а было ему всего тридцать шесть… Очень мало! И кроме молодости всё, что происходило на сцене, объединили талант и любовь!
Зрительское внимание захватило уже само начало действия, когда на сцену буквально вылетали пёстро одетые люди, играющие «театр в театре». Театр Сирано, чьё дыхание и порыв ощущались даже тогда, когда сам он ещё и не появился на сцене. А потом вышел он — внешне неказистый, небольшого роста, с огромным носом, который «звучал» у него на лице, как маскарадная маска на шнурочках. Но мы уже ни о каких «шнурочках» и не думали. Нос Сирано — не метафора, хотя мог бы быть — являлся своеобразной «нитью Ариадны», поскольку руководил каждым движением, каждым словом, несшимся к нам со сцены. Он (Григорий Антипенко) ещё не произнёс ни единого слова, но уже забрал зрителей в добровольный плен своим поразительным обаянием, чистотой, искренностью и таким сугубо романтическим полётом-дыханием, что доверие к нему возникло мгновенно и безгранично. Главная тема — тема любви — возникла с появлением на сцене удивительной красавицы Роксаны (Ольга Ломоносова). И вовсе не случайным оказывался рядом с героями яркий и тоже бесконечно искренний и естественный граф де Гиш (Иван Шабалтас), тоже отчаянно влюбленный в Роксану. Потом появлялся и тот, ради кого Сирано отказывался от личного счастья — красавец Кристиан, порядочный, честный, влюбленный, но, увы, недалёкий (Дмитрий Варшавский). Он не добился бы любви Роксаны, кабы не талант Сирано, отчаянно и неоплатно отданный сопернику, потому что этого соперника любит его кузина Роксана. Накал страстей доходит до предела, включая даже и потасовки, и мгновенно возникающие дуэли…
В общем, всё непросто. Но от Сирано ни на минуту не отводишь глаз… Во втором акте, уже не таком близком к трагикомедии, как первый, а скорее горьком и трагическом, от слёз удержаться буквально невозможно… Не хочу пересказывать героико-трагическую фабулу пьесы. Спектакль надо обязательно смотреть! Великолепный коллектив во главе с талантливым постановщиком живёт на сцене естественно, как дышит. Потрясающий монолог Сирано о своём носе. Грустные слова ушедшей после гибели Кристиана в монастырь Роксаны, которую по-прежнему, уже пятнадцать лет, не оставляет крамольный поэт, дуэлянт и храбрец де Бержерак, за что Роксана и именует его «газетой Сирано». А какой силы момент, когда Роксана узнаёт правду о том, что Кристиан завоевал её талантом Сирано! Наконец, финал — смерть Сирано, нервное напряжение столь велико, что многие в зале уже не могут удержаться от слёз. Да и не стремятся.
Массовые сцены, персонажи, мелькающие один за другим, общения, взаимоотношения, трогательный истинный друг Сирано — Ле Бре (Александр Голубков), смешливые околотеатральные и просто городские девчонки, монахини (отмечу Екатерину Дубакину и Мариэтту Цигаль-Полищук) – всё завихрено, удивительно по пластике и танцам. Правда, порой немножко хромает речь (хотелось бы, чтобы текст был понятней). Кстати, что касается речи, не могу не сказать о том, что Шабалтас в образе де Гиша по тонкости и проникновенности, на мой взгляд, не уступает главным героям — Ломоносовой и Антипенко, а речь у него — не скрою — самая ясная, лучшая!
Мрачноватый фон действия: сценический театр Сирано, ночной сад, военные бивуаки, своеобразная скала, на которую вскарабкивается смертельно раненый де Бержерак — всё это решено в метафорах и деталях художником-сценографом Мариусом Яцовскисом, художником по костюмам Евгенией Панфиловой, интересной музыкой Фаустаса Латенаса, хореографом Алишером Хасановым и чутким художником по свету Андреем Ребровым… Своеобразна и музыкальная находка, когда в самых лиричных моментах возникает очень изящный и одновременно дерзкий парафраз на музыку знаменитого менуэта Боккерини. Вообще, музыкальный ряд точен и крайне эмоционален.
…Сколько раз я видела на разных сценах историю Сирано де Бержерака? Много! Впервые, еще школьницей, у вахтанговцев — Рубен Симонов, Надир Малишевский, Юрий Любимов, Цецилия Мансурова. Незабываемые впечатления! Потом дублировать Симонова стал яркий Михаил Астангов. Первое впечатление — самое сильное… Потом одной из самых, пожалуй, удивительных встреч с героями Ростана стал спектакль МХТ имени Чехова, где Сирано играл изумительный, рано ушедший Гвоздицкий… И вот теперь Григорий Антипенко — до чего хорош! Так и хочется сказать ему: «Привет, Сирано, мы с тобой!». Всегда с тобой… Спасибо Театру на Малой Бронной!
 
Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: