slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Президент порывает со «святыми 90-ми». Выступление В. Путина на Валдайском форуме

Общая тема XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в этом году – «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?». Участниками дискуссий стали более 130 представителей из 33 стран мира. Владимир Путин выступил и ответил на многочисленные вопросы на итоговой пленарной сессии под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии».
Выступление российского президента на Валдайском форуме в Сочи было посвящено главным образом внешнеполитическим вопросам. По сути оно стало уже третьей — после мюнхенской речи и выступления на Генассамблее ООН — попыткой России поговорить с Западом начистоту, когда вещи называются своими именами.
Затронутая президентом проблема разных политических языков России и Запада — довольно старая и чувствительная. Произвольное толкование ряда ключевых договоров по разоружению нанесло критичный урон доверию между США и Россией. Убеждённость в том, что с развалом СССР мир навсегда стал однополярным, позволила Вашингтону заняться пересмотром постулатов международного права в соответствии со своими потребностями. Понятие суверенитета превратилось в пустой звук, а перекраивание карты мира стало приемлемой нормой. «Демократию» сделали предметом экспорта, а по сути не более чем прикрытием внешних интересов транснациональных корпораций.
Владимир Путин обвинил Европу в потакании США в истории с бомбардировками Сербии, в истории с независимостью Косово, в том, что Европа должна была помнить о «веками длящихся противоречиях в самой Европе, и помнила, разумеется, не могла не знать и не помнить, а всё равно получила Каталонию» и «серьёзнейший политический кризис…». Происходящая сегодня попытка отделения Каталонии от Испании является лишь логичным следствием открытого в Гааге прецедентом с Косово ящика Пандоры, и явно не последним, за который придется заплатить легитимировавшей его Европе. Коснулся он в связи с этим, конечно, вопроса и Крыма, и Курдистана, и, как яркий пример двойных стандартов, привёл рассуждения по поводу навязываемого Западом деления на «правильных борцов» и «сепаратистов», которые не могут отстаивать свои права даже с помощью демократических механизмов.
Российский президент рассказал, как в 1990-х годах американские специалисты «совершили 620 (!) проверочных визитов на предприятия российского оборонного комплекса»: «На все совершенно секретные объекты!.. Потом ещё 170 визитов на обогатительные комбинаты… Прямо в цехах были созданы постоянные рабочие места, куда американские специалисты ходили, как на работу… Да просто на работу! И там стояли американские флаги! И всё это продолжалось десять лет!».
Российская сторона, по словам Владимира Путина, получила в ответ только одно: полное пренебрежение к российским национальным интересам и западную поддержку сепаратистов на Кавказе. Такова суровая оценка ельцинской эпохи.
Особо Президент России отметил тот факт, что Россия выполнила все обязательства по уничтожению химического оружия, построила для этого восемь огромных заводов; «надо было решать, что делать с ними потом…», а Соединённые Штаты отложили утилизацию своего химического оружия до 2023 года. То же самое произошло и с оружейным плутонием, который из обогащённого согласились превратить в «обедненный». «США построили один такой завод, довели его готовность до 70%, а в этом году попросили заложить в бюджет деньги на консервацию этого завода», — сказал он.
Владимир Путин не раз возвращался к теме полного уничтожения Россией своих арсеналов химического оружия: «Мы же закончили утилизацию химического оружия! Этого не заметили! — подчеркнул президент. — Где-то в Канаде промелькнуло, и всё!..» Позднее в ответах на вопросы лидер России прямо указал на то, что американская сторона в этой области ничего не делает. «У нас на химическое разоружение денег нет! — процитировал он партнёров.— У них печатный станок работает, и у них денег нет! А у нас есть!.. Мы не вышли из соглашений!.. Мы приостановили некоторые из них, ожидая реакции наших коллег… Теперь их СНВ-3 не очень устраивает!.. Но мы не собираемся из него выходить!..»
Не оставил Путин вниманием и возникший в последнее время в США «культ российских хакеров», который явно имеет внутриамериканские причины. Так, проигравшей выборы Клинтон необходимо доказывать себе, своим донорам и своему избирателю, что она якобы стала жертвой внешних обстоятельств. Эта тема нужна не только ей, но и демократической партии в целом. Отстаивание этой идеи снижает легитимность Трампа, связывает его по рукам, а значит, повышает шансы возврата демократов к власти.
Хуже того, превращение образа России в образ могущественного врага выгодно в Штатах слишком многим политикам вне зависимости от партийного лагеря. Как известно, внешняя угроза является самым убедительным поводом для конгресса выделить ассигнования на решение проблемы. Чем угроза убедительнее, тем вернее будет профинансирована борьба с ней.
Синтез этих двух соображений — убеждённости в слабости России и борьбы за выделяемые конгрессом деньги — вполне может, подобно неконтролируемому ядерному синтезу, привести к самым фатальным последствиям для всей мировой системы. Собственно, предостережение по этому поводу и стало, по мнению многих аналитиков, главным посланием в сочинском выступлении Владимира Путина. «Хаос не может быть контролируемым», хотя многим и может казаться, что они сохраняют контроль. Тем не менее конечные результаты говорят сами за себя — а это и судьба Афганистана, чей экс-президент Хамид Карзай присутствовал на сцене вместе с Путиным, и Ирака, и Ближнего Востока в целом, ещё далеко не оправившегося от последствий «арабской весны».
Россия, сделав выводы из печального опыта 1990-х, исходит из позиций жесткого реализма. С одной стороны, это поддержка того порядка, который основан на справедливом балансе суммы национальных интересов, задействованных в том либо ином «узле» стран. С другой — это способность эти интересы отстаивать.
С третьей — это международно-правовая легитимность предпринимаемых в итоге действий. В войне в Сирии Россия, действуя на основании запроса легитимной власти, наглядным образом продемонстрировала приверженность всём трем подходам, что, судя по всему, вполне сработало.
Эти же подходы будут экстраполироваться Россией и на всю остальную внешнеполитическую проблематику — от договора по РСМД, из которого США могут выйти, на что Россия «готова дать мгновенный ответ», до поиска путей урегулирования северокорейской проблемы.
Отвечая на вопрос о российско-украинских отношениях, президент охарактеризовал, как нетерпимое, нынешнее положение дел, когда украинская власть не в состоянии исполнить Минские соглашения, и призвал Германию и Францию оказать давление на Киев. Косвенным образом он дал понять, что считает режим, установившийся в соседней стране, преступным. Таким, который не остановится перед массовой резнёй. Именно поэтому Россия не намерена отдавать под контроль Украины тот участок границы, через который осуществляется сообщение с двумя народными республиками.
Программное выступление В. Путина на Валдайском форуме длилось более трёх часов и дало богатый повод для размышлений экспертам по обе стороны Атлантики.

Владимир ПОТАПОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: