slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Премьерный фейерверк

Уже стало почти системой то, что в столичных театрах — а их в Москве больше сотни — спектакли идут в полупустых залах, а то и вовсе пустых. Мы знаем, что множество спектаклей существует благодаря бесплатным приглашениям на просмотр либо пенсионеров, либо солдат, либо студентов. В аншлагах только совсем немногие театры, так сказать, фавориты зрительских симпатий...
Правда, замечено, что очень часто на столичные зрелища в связи с приездом гастролёров приходит едва ли не толпа театралов. И это касается не только зарубежных гостей. Вот об одних из недавних гастролёров русской провинции хочется рассказать, тем более что состоялись они на сцене Малого театра, что, понятно, очень почётно.

Впрочем, Курский драматический театр имени А.С. Пушкина неплохо знаком москвичам, в том числе по сцене Малого. Вся Россия — без преувеличения — хорошо и, я бы сказала, подробно знает и любит этот коллектив, которому в нынешнем году исполнилось 220 лет. Ведь именно на этой сцене в своё, уже давнее время, дебютировал великий Михаил Щепкин, без которого невозможно представить историю нашего столичного Малого. И потому уже не первый раз куряне дают свои всегда интересные премьерные показы на сцене «театра Щепкина», как его иногда называют.
И опять-таки сразу хочу сказать, что куряне и на сей раз обгоняют столичные театры по посещаемости: все шесть спектаклей, которые были показаны в Москве, шли буквально в переполненном зале, а мы прекрасно знаем, что зал Малого театра — это куда больше тысячи зрителей. И было, признаюсь, приятно увидеть у входа в театр уже подзабытое зрелище — немалое число искателей «лишних билетиков».
Итак, шесть спектаклей. Очень разнообразных по авторам и темам, режиссёрским почеркам, отличной актерской работой и, что особенно важно, речь идёт о драматургической классике. Нам были предложены именно те театральные версии, которые являются бесспорной классикой. Такая шестёрка репертуара могла бы вполне стать основой самостоятельного так называемого «репертуарного театра».
Судите сами: яркая, полная музыки и песен, вихревая и очень весёлая комедия А. Цагарели «Ханума» с великолепной актрисой, народной артисткой России Ларисой Соколовой в главной роли. Далее фантазия в 2-х действиях «Жертвы века» («Последняя жертва») А.Н. Островского, где с подлинным блеском в роли Флора Федулыча Прибыткова выступил в совершенно непривычной трактовке народный артист Валерий Егоров; «В день свадьбы» — знаменитая лирическая драма Виктора Розова, «Тартюф» Мольера, феерическая комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ» и, кажется, никогда не шедшая на столичной сцене удивительная пьеса Алехандро Касоны «Семь криков в океане».
Трудно назвать спектакль курян, который бы имел наивысший успех на московских гастролях. Все без исключения шли не просто с аншлагами, но и с восторженным, остро эмоциональным приемом зрителей. Остановлюсь несколько подробнее на двух комедиях — а они чрезвычайно контрастны. Островский и Гольдони. Бытовая русская, с одной стороны, и классическая — дель арте, с другой.
Вполне понятно, что в своём решении Островского театр обратился к первому названию пьесы. В самом деле, худрук театра, режиссёр, народный артист, лауреат Государственной премии России Юрий Бурэ (он возлавляет театр двадцать два года), ничего не меняя в первоисточнике, так развернул действие, что оно стало мощно современным, а персонажи обрели особенную глубину, и притом, как я уже говорила выше, новизну и даже сиюминутность.
Этому в значительной мере способствовал неожиданный поворот: по ходу действия на просцениуме появлялась четвёрка молодых людей в современных одеждах — они пели то почти трагические, то чисто комедийные, то подчас даже саркастические зонги (как в драматургии Брехта) — комментарии происходящему и оценки характеров и ситуаций. И при этом был совершенно новый, но крайне убедительный Прибытков-старший, которого мы привыкли видеть вальяжным, бородатым, величавым (таков он в традиционных вариантах). А здесь он душою молод, в чем-то даже легкомыслен, по-хорошему озабочен своей симпатией (или даже любовью) к несчастной вдове Юлии Негиной, да еще в чем-то и сластолюбиво озорной. Но изначально его внутренняя сила не покидает Прибыткова, и это по-своему даже страшновато.
Спектакль, где, кроме зонгов, комментируют действие и яркие, темпераментные канканы, идет как бы на едином дыхании. А ведь — шутка ли! — премьера состоялась аж 35 лет назад, спектакль-старожил. Курский театр, где за последние 10 лет состоялось 52 премьеры, может похвастаться своими старожилами, и это радует.
Как радует и смелое, чуть ироничное и подчёркнутое откровенно сатирическими нотками, также очень современное решение канонической комедии «Слуга двух господ», где чётко выдержаны традиции дель арте, а притом опять-таки без каких бы то «наворотов», которыми часто злоупотребляют театры, в том числе и столичные. Даже слуги просцениума (дзани) не просто в темноте ловко переставляют легкие, изящные декорации, но и своими почти танцами (редкостная пластика!) в белых одеяниях, становятся активными участниками действа, акцентируя поступки «заводного» и лукавого Труффальдино (Александр Швачунов). Как и хозяина гостиницы Бригеллы, в роли которого очень удачно выступил Андрей Колобинин, который с самой лучшей стороны запомнился и в «Жертвах века». Конечно, необходимо отметить обаятельную, себе на уме, служанку Смеральдину (Людмила Мордовская). Как вывод из сценического решения важно то, что получилась комедия нравов, а не привычная комедия ситуаций.
Не буду останавливаться на остальных спектаклях, напомнив то, с чего я начала свой рассказ: о гастролях курян можно с полным основанием сказать, что это были поистине звездные шесть дней на сцене Малого. Настоящее звездное турне. Без сомнения.

Наталия ЛАГИНА.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: