slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Праздник русофобии испорчен

Мало нам было все последние годы отчаянной вражды с Украиной. Теперь антирусской истерией вновь взорвалась Грузия. Вроде ничто этого не предвещало: после «принуждения к миру» августа 2008 года и долгих лет отсутствия почти всяких контактов в российских магазинах наконец появилось грузинское вино, в Сакартвело потянулись тысячи российских туристов, а в Россию — сотни тысяч грузинских таксистов, рестораторов и продавцов шаурмы. И тут как гром среди ясного неба — скандал с российской делегацией на Межпарламентской ассамблее православия.
Напомним, что весь сыр-бор разгорелся из-за того, что главу российской делегации Сергея Гаврилова сами грузинские организаторы посадили на почётное место в президиуме ассамблеи — и тут началось! Многотысячные толпы на бесконечной демонстрации под антироссийскими лозунгами, площадная брань в адрес российского президента на тбилисской Площади Свободы, столкновения с применением всех средств полицейского подавления, сотни пострадавших и сотни арестованных. Основной посыл протестующих — это унизительно для Грузии, что представитель «державы-оккупанта» садится в кресло главы парламента страны.
Поразительно, что точь-в-точь с такими же заявлениями почти сразу выступили те, против кого были направлены протесты — и Саломе Зурабишвили, президент Грузии без существенных полномочий, но с резким дипломатическим словарём, и Бидзина Иванишвили, крупнейший грузинский бизнесмен и кардинал грузинской политики, глава правящей партии «Грузинская мечта». Зурабишвили назвала Россию «врагом и оккупантом», Иванишвили заявил, что «полностью разделяет откровенное возмущение наших сограждан» и что «недопустимо, чтобы в парламенте Грузии представитель страны-оккупанта руководил каким-либо форумом». Одновременно стороны тбилисского конфликта не преминули обвинить друг друга в том, что они, так сказать, продались Кремлю и действуют по его наущению. Таким образом, взрыв русофобской истерии послужил для противоборствующих сторон и линией раскола, и точкой единения.
 
О чём говорить, когда не с кем говорить?
Ответ Москвы был скорым и для Тбилиси, кажется, совершенно неожиданным (а нас-то за что?): президент Путин распорядился свернуть авиационное сообщение с Грузией и существенно ограничить туризм. Для Грузии это обернется неизбежными экономическими потерями: в отличие от грузин, которые приезжают в Россию на заработки, россияне едут в Грузию тратить деньги. Очевидно, что потери в результате российских мер будут гораздо более болезненными для грузинских производителей товаров и услуг, как и для бюджета небогатой страны, где, по официальным данным, средний уровень доходов примерно вдвое ниже российского.
Были в Тбилиси и трезвые голоса. «События в Грузии – это тот случай, когда винить Россию ни в чём нельзя... Во всём виноваты тупость и глупость грузинского руководства, которое не спрогнозировало ситуацию, не учло настроения населения», – заявила российскому телевидению лидер оппозиционной партии «Единая Грузия – демократическое движение» Нино Бурджанадзе, бывший спикер грузинского парламента. По её словам, в интервью «Известиям», «протестами в стране воспользовались прозападные политические силы, поддерживающие экс-президента Михаила Саакашвили. <...> Конечно, это подогревается, однозначно, и американскими спецслужбами». Мысль, как говорится, интересная. Однако следует помнить, что партия Бурджанадзе на последних выборах получила 3,5% голосов, так что решающего политического веса не имеет. И с кем тогда может Москва рассчитывать на сколько-нибудь конструктивный диалог в сегодняшней Грузии? Двусторонние отношения, в которых едва наметился лишь намёк на потепление, вновь отправляются в морозильную камеру. А праздник русофобии в Тбилиси обойдётся в кругленькую сумму. Пока говорят о 750 млн долларов. Подсчёт пошёл.
 
Парад непримиримых
Между тем в Парламентской ассамблее Совета Европы последнее время продолжались жаркие схватки по поводу восстановления прав России. Полномочия российских представителей были урезаны в ответ на события 2014 года в Крыму и на Донбассе. Теперь, после пяти лет бесконечных резолюций в осуждение России, когда Москву там с упоением пинали все, кому не лень, Совет Европы призадумался: надо всё же как-то налаживать отношения. Делегации 23 стран единогласно или большинством поддержали возвращение России всех полномочий.
Решение ПАСЕ далось не без боя: против восстановления полномочий российской делегации резко выступила группа традиционно непримиримых — единогласно Украина, Грузия и страны Балтии, а Польша, Швеция и Британия — большинством голосов своих делегатов. В этом смысле никаких сюрпризов. Оскорблённые в лучших майданных чувствах украинские делегаты обвинили Европу в предательстве и устроили дипломатический демарш, демонстративно покинув зал заседаний, отказавшись от участия в июньской сессии ПАСЕ и пригрозив вообще выйти из Совета Европы. Думается, немалая часть делегатов от разных стран вздохнула с облегчением: все эти последние годы украинская делегация в майданном хмелю не только обрушивалась на Россию с агитпроповскими обличениями и разоблачениями, но и почти со снисхождением учила жить и сам Совет Европы — по европейским стандартам, которых, кроме незалежной, никто, оказывается, не достиг.
 
Дело спасения утопающих...
Восстановление статуса российской делегации всё же следует — хотя и не без оговорок — рассматривать как дипломатическую победу России. Дело не в том, что участники этого форума вдруг прониклись пониманием российской позиции и действий, и даже не в членских взносах, которые Россия отказалась платить в 2017 году. Как ни важны для этой организации российские финансы, скорее всё же корень в том, что без России (и Турции, которая из-за недовольства позицией ПАСЕ по внутритурецким делам резко снизила свои платежи в том же 2017 году) Совет Европы теряет почти всякий смысл. За исключением ряда бывших советских республик почти все остальные страны Европы входят в Евросоюз, гораздо более структурированное и действенное сообщество, занимающееся практически теми же проблемами. Единственный широко известный институт Совета Европы — это Европейский суд по правам человека. (Напомним, кстати, что Россия после начала западной «санкционной войны» приняла ряд законодательных актов, фактически отменяющих утверждённый прежде приоритет международного права над российским. Эти шаги подвергались критике именно как нарушение обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы, но это не стало препятствием для членства России.) Так что очень похоже, что восстановление полномочий России в ПАСЕ продиктовано в немалой степени заботой Совета Европы о собственной роли как организации, включающей более широкий круг стран и покрывающей более широкий круг европейских проблем, чем Евросоюз.
И, наконец, самое главное состоит, наверное, в том, что пять лет санкционной войны против России никаких ощутимых результатов её зачинщикам не дали. Нагнуть Россию не удалось: кажется, никто, кроме самых упоротых русофобов в Киеве и Тбилиси, не верит в то, что Москву можно таким образом заставить пойти на поклон. Да, ущерб России от западных санкций оценен в 50 млрд долларов, это очень серьёзная сумма, да и импортозамещение работает не всегда, не везде и не так, как планировали. Это конечно. Но также верно и то, что западные страны потеряли от санкций в разы больше денег (по российским данным, в сумме порядка 280 млрд долларов — Европа, США и Япония). Наверное, кто-то подсчитает иначе и где-то появятся другие цифры, но вряд ли соотношение будет разительно иным. Понимание этого зреет на разных площадках и в разных столицах — и в Совете Европы, и в Евросоюзе, и даже в рядах Большой семёрки.
Вряд ли следует ожидать, что Украина действительно выйдет из ПАСЕ и лишит себя удовольствия вновь и вновь с европейской трибуны обличать, так сказать, «свинцовые мерзости» кремлёвского режима. Вряд ли в обозримом будущем стоит ждать конструктивных речей из Тбилиси. Однако праздник украинской вышиванки — как и грузинской черкески — на международных политических подиумах явно подзавял, русофобия перестаёт числиться среди остромодных политических атрибутов. И в этом смысле Совет Европы как представительный европейский форум безусловно сыграл сейчас свою позитивную роль. Не следует питать иллюзий: у России по-прежнему множество недоброжелателей — и, так сказать, по призванию, и по расчёту. Так было и так будет. Но ветер, кажется, меняется.

Дмитрий ЛИННИК.

А тем временем. Вслед за Украиной делегации Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии и Польши покинули сессию ПАСЕ, сообщает ТАСС. При этом делегация Польши покинула сессию ПАСЕ лишь частично. По данным агентства, этот демарш связан с возвратом полномочий России в полном объеме. «Мы возвращаемся домой, чтобы провести консультации с нашими парламентами и правительствами о совместных действиях в Ассамблее во время следующих сессий», — говорится в тексте заявления на странице главы украинской делегации Владимира Арьева в соцсети.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: