slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Правильные ответы. Размышления над двумя книгами Светланы Переславцевой

Тема любви является одной из самых значимых в литературе, причём имеется в виду не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь ко всему, что окружает нас в этой необъятной жизни. Настоящая глубокая любовь — это ведь не только плотское чувство, но в первую очередь — высокая духовность, глубокое взаимопонимание и способность к самопожертвованию. Именно об этом говорит писательница Светлана Переславцева в своих книгах «Место под солнцем» и «День полётов», выпущенных в свет Карачаево-Черкесским республиканским книжным издательством в 2014 и 2017 годах в Черкесске.
О любви на сегодняшний день написано несметное количество книг, в большинстве которых персонажи обитают не столько в реальной среде, сколько исключительно в чувственной атмосфере, будто подвешенные в воздухе. Даже вводимые писателями исторические детали — лишь наброски фона, которые мало отражают реальную жизнь литературных героев. Хотя в литературе, безусловно, всё же встречаются книги о любви, которая буквально «варится» в подлинной, всеми узнаваемой жизни. К таким книгам можно отнести и повести известной черкесской писательницы Светланы Борисовны Переславцевой.
Много лет тому назад, ещё во времена Леонида Ильича Брежнева, работая в одной из геологосъёмочных партий Забайкалья, я как-то спросил своего коллегу Михаила Озерова — что он думает о стихах пленявшего меня в те годы поэта Андрея Вознесенского? «А ничего не думаю! — ответил мне Озеров. — Я его просто не читаю». Чуть не задохнувшись от столь обескураживающего ответа, я поинтересовался, почему же он не читает знаменитого поэта. «Да потому, — спокойно пояснил мне Михаил, — что в его стихах я не узнаю себя. Вот открываю, к примеру, томик Пушкина — и там всё про меня. А открываю книгу Вознесенского — и никого там не узнаю, всё чужое — страна, люди, проблемы, сам язык, на котором всё это написано. А главное — там совершенно нет меня…»
Вот эти слова моего друга Михаила Озерова всплыли в памяти, когда я читал книгу Светланы Переславцевой «Место под солнцем». В ней рассказывается о капитане Прохорове Александре Ивановиче, который до 61 года служил в исправительно-трудовой колонии и вдруг был уволен оттуда из-за подлости своих сослуживцев. Выпав из размеренного течения прежней жизни, Прохоров неожиданно обнаружил, что ни жене, ни кому-либо ещё он, не имея ни дела, ни места, не нужен. Единственным уголком, где он мог обрести себе хотя бы какое-то небольшое счастье, была его дача. И вдруг — всё это в одночасье сгорело. Светлана не просто излагает на бумаге известную ей информацию из жизни её персонажей, она художественным словом воспроизводит живые картины того, что составляет (или до недавнего составляло) их жизнь. Всё встаёт перед глазами читателей. Прохоров не смог больше жить рядом с чёрным пепелищем и, не сумев уговорить на переезд жену, отправился поездом на свою далёкую малую родину. И опять с книжного листа заструились сказочные пейзажи нашего бескрайнего Отечества, запечатлённые чудесным словом писательницы.
Возвращение в края детства не означает возвращения в прошлое. Туда вернуться нельзя. Другие установились порядки, из далёких краёв приехали люди и принялись обживать родную для вас землю. Вот и Александр Иванович встретил в своём родном посёлке Добрынино незнакомую ему новую семью — молодую женщину Аминат с её тремя детишками, которые с трудом перебиваются с хлеба на воду, и как-то сам он того не заметил, как прикипел сердцем к этим неустроенным переселенцам, поменявшим Кавказ на пермяцкие леса, и более того — сблизился с Аминат, и та родила от него сына…
Пересказывать сюжет книги Переславцевой — всё равно что переписывать её заново, так как она вместо резкой динамики и интриг до краёв наполнена простой сегодняшней жизнью. Светлое в ней переплетается с тёмным, горькое с радостным. Но это и есть настоящая жизнь. Прохоров работает на возведении совхозной фермы, крестит в местной церкви своего новорождённого сына Славика, едет к старой семье, чтобы навестить в больнице старшего сына Максима, получившего ранение в Чечне. Родня первого мужа Аминат приезжает в Добрынино, пытается запугать Александра Ивановича угрозами и вернуть Аминат обратно в далёкий аул. Поправившийся после ранения Максим рассказывает отцу, как был убит первый муж Аминат — Арсен Биркоев, организовывавший взрывы на базарах, возле постов ГАИ и на мостах. А Прохоров начинает строительство своего нового дома для новой семьи. Ведь дом — это «не крыша над головой и какие-то квадратные метры, а тот мир, который населяют близкие люди, — свои, где ты можешь быть равным самому себе, где не надо напрягаться и казаться лучше, чем ты есть на самом деле».
Если кто-то ищет в сегодняшней литературе ненадуманные приключения, а правду настоящей жизни — то эта книга для него.
Такой же искренностью проникнута и повесть «День полётов» — о способности людей на настоящую любовь, на самоотверженные шаги ради другого человека. Именно такой поступок совершает молодой лейтенант Руслан Бостанов, бросившийся вытаскивать из-под летящего на него поезда мальчишку. В результате он получил сильнейшую травму ноги. Руководство полка понимает сложившуюся ситуацию и сначала оставляет Бостанова на штабной должности, а затем переводит его на аналогичную службу поближе к дому, на Кавказ.
Уже одно это могло бы стать основой для глубокой литературной истории, но здесь в повествование вплетается ещё и судьба того мальчика, которого выхватил из-под поезда Руслан Бостанов. Видя, что паренёк живёт в бедноте с матерью-алкоголичкой, Руслан решается усыновить мальчишку и увезти его к себе на родину. «У нас на Кавказе, — говорит он учительнице спасённого им Вовки, — был такой древний обычай — мальчиков часто брали в другие семьи на воспитание — и княжеских детей, и из бедных семей. И вырастали настоящие джигиты…» Так Вовка стал членом большой семьи в одном из кабардино-черкесских аулов, обретя себе, помимо отца Руслана, сразу ещё и дедушку, и дядюшек, и тёток, и сестёр, и братьев — свою большую новую родню, в кругу которой он впервые в своей жизни узнал, что значит такое — родная кровь... (Что и нам с вами напоминает о той единой семье народов, которая совсем недавно была реальностью для нашего огромного СССР…)
И опять, как и в повести Переславцевой «Место под солнцем», в её книге «День полётов» основные и самые важные события происходят не столько в окружающем героев пространстве, сколько внутри них самих, в их сердцах и душах. Книги Светланы не призывают читателей к каким-то демонстративным поступкам, но дают правильные ответы на многие жизненные ситуации. Читая их, ты не можешь остаться равнодушным к судьбам ни русских людей, ни кавказцев, ни кого бы то ни было другого. Потому что весь окружающий нас мир — это единая большая семья, а настоящая семья стоять без любви не может. И пока в мире есть любовь, то с нею можно преодолеть все возникающие на свете трудности.
 
Николай ПЕРЕЯСЛОВ, сек-ретарь Правления Союза писателей России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: