slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Правда и ложь знаменитого живописца

В залах Третьяковской галереи с большим успехом проходит юбилейная выставка художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Она приурочена к 175-летию со дня его рождения. Картины размещены в трех залах на трех этажах. Мне понадобилось два с половиной часа, чтобы внимательно познакомиться с ними. Илья Репин — превосходный портретист. А самое главное, художнику удалось проникнуть во внутренний мир каждого персонажа, и зритель читает его жизнь, как будто она написана печатными буквами.
Картина «Не ждали» — одна из центральных на юбилейной выставке. Народоволец – средних лет человек в чрезвычайно потрепанной и ветхой одежде – вернулся в родной дом из длительной ссылки. Вернулся совершенно неожиданно – его не ждали. Но почему не ждали? Да потому, что срок ссылки еще не закончился. Сразу возникает вопрос: может, он сбежал с каторги? Вполне может быть. Но могла быть и иная причина, о которой мы можем только догадываться. Ясно, что домочадцы не одобряют деятельность своего родственника. Он народоволец, то есть человек, который, наслушавшись либеральных бредней, стал вводить в заблуждение простодушных людей, прежде всего крестьян... Как герой картины будет вести себя дальше? Остановится ли в своей преступной деятельности? Вряд ли. А чем это кончится? Ясно – тюремными застенками и казнью. За несколько часов до смерти к нему придет священник и предложит покаяться в своих грехах. Узник гордо откажется. Одного из таких заблудших гордецов Репин и написал – я имею в виду его картину «Отказ от исповеди перед казнью». В этих двух полотнах художник вскрыл целый пласт русской жизни.
Картина «Бурлаки на Волге» хорошо знакома каждому из нас, и все равно останавливаешься около нее на долгое время. Перед нами непридуманная народная жизнь; не от хорошей участи впряглись эти люди в тяжелую, изнурительную лямку на весь летний сезон. Никому из них не позавидуешь. Каждого из героев художник написал с натуры, они как живые, поэтому полотно так притягательно. Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — еще один пример того, как Илья Репин ответственно относился к своей работе, как скрупулезно изучал жизнь тех героев, которых он изображал, а также ту эпоху, в которой они жили. Запорожские казаки умели не только хорошо воевать, но и с юмором, с едкой издевкой отвечать на письмо турецкому султану, который не раз бывал свидетелем неотразимой мощи казацких атак.
Я был рад, что на выставке отсутствовало полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (оно находилось на реставрации). Дело в том, что Репин написал эпизод, которого никогда не было и не могло быть. Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим православным христианином, боялся греха. Автор этой грубой и страшной лжи — иезуит Антоний Поссевино, ярый враг православия и России. Жаль, что историк Николай Карамзин поверил этой клевете и рассказал о ней, а Илья Репин подхватил мрачную небылицу.
Что касается произведений на духовные темы, то тут Илья Репин хромает как на правую, так и на левую ногу. Например, картина «Крестный ход в Курской губернии». Существует сложившееся мнение, что картина изображает Крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в девятую пятницу по Пасхе. На переднем плане мы видим громадную деревянную будку, внутри которой горят свечи; чуть дальше две женщины несут… пустой киот от иконы, а сама чудотворная икона находится почему-то далеко позади, и ее несет… надменная барыня, одетая скорее на званый обед, чем на далекий Крестный ход. Один из конных полицейских, охраняющий «чистую» публику от «серой», замахнулся плеткой, намереваясь огреть простолюдина...
Всё изображённое — откровенная и грубая ложь. Чудотворная икона Божией Матери всегда находится впереди Крестного хода, и её несут священнослужители. Киот от иконы в Крестном ходе не носят. Полицейские никогда и нигде не будут избивать плетками участников Крестного хода, инвалидов не отгоняют от святыни. Любой Крестный ход – это торжество духа, большая духовная радость и ликование, а в репинской картине что-то не видно ни того ни другого. Одним словом, Репин создал ехидную и злорадную карикатуру на Крестный ход. Господь дал Репину большой талант. Правильно ли он его использовал? Как видим, только отчасти.
Николай КОКУХИН.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: