slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Посол Республики Куба в России Хорхе Марти Мартинес: «Искусство – это спасение человечества»

В Москве в галерее «На Чистых прудах»  открылась необычная выставка: «Куба. ХХ век. Национальное искусство из собрания Посольства Республики Куба в Российской Федерации». Впервые за всю историю  российско-кубинских дипломатических и культурных отношений, перешагнувших вековой рубеж, мы имеем возможность ознакомиться с уникальным собранием кубинской живописи.

 

Это 49 оригинальных живописных, мозаичных и графических работ периода 1950—2000 годов более чем двадцати авторов. Среди них — Рене Портокарреро (1912—1985), Виктор Мануель Гарсия (1897—1969), Сервандо Кабрера Морено (1923—1981), давно снискавшие мировую славу и широко известные в России. В то же время большая часть представленных на выставке художников, имена которых являются гордостью национального искусства Кубы и Латинской Америки, чьи произведения хранятся в самых известных картинных галереях и музеях мира, почти незнакомы даже искушённым российским искусствоведам. Поэтому для многих, кто уже побывал в галерее, её экспозиция оказалась подлинным открытием, тем более что диапазон тематики работ и живописной техники огромен: от кубинской неоклассики в работе неизвестного художника «Тропический пейзаж с купальщицами» до «крестьянского примитивизма» философа и художника-самоучки Гонсалеса Пуига (1913—1988) в картине «Живой остров», сравнимой с декором древних гончарных изделий. Преподаватель философии Гаванского университета, неожиданно увлёкшийся мотивами народных ремёсел и крестьянским фольклором провинции Лас-Вильяс, Пуиг в итоге оказал значительное влияние на профессиональную живопись многих известных мастеров Кубы, включая Рене Портокарреро.

Масштаб экспозиции действительно уникален: он охватывает практически все многочисленные течения, существующие внутри современной кубинской живописи, объединяя традиции европейской, африканской и индейской культур. Культура же самого большого из Антильских островов очень живая, яркая и непростая. Встреча с ней — удача для каждого из нас.

Большинство авторов представленных работ — выпускники первой на Кубе и старейшей в Латинской Америке Академии изобразительного искусства «Сан-Алехандро», основанной в Гаване в 1817 году французским художником-портретистом Х.Б.Вермаем, учеником знаменитого Давида. Идея открыть на Кубе Академию принадлежала Франсиско Гойе. В XIX — начале XX века её основным направлением были классический академизм, создание больших полотен на античные мифологические и исторические сюжеты.

Победившая революция 1959 года резко изменила изобразительный язык значительного большинства кубинских мастеров. «Художники вправе выбирать форму, которую считают наиболее действенной для самовыражения», — провозгласил в 1961 году первый съезд Союза писателей и деятелей искусств Кубы (UNEAC), задав тон самым смелым экспериментам, в том числе в области абстрактного искусства. Так, выпускник «Сан-Алехандро» Кабрера Морено, учившийся в Париже и Нью-Йорке, увлекавшийся кубизмом, выработал новый индивидуальный почерк. Основную тему своего творчества — героическое прошлое и настоящее кубинского народа — он передаёт в монументальной и динамичной манере. На его полотнах всегда присутствуют крупные фигуры, насыщенный колорит, чёткий контур, и непременные волнистые линии. Они — элемент пластики, создающий определённый ритм. В галерее представлены сразу шесть его работ, две из которых — огненные «Мачетерос» и цвета морской волны «Примавера» особенно радуют глаз.

Неповторимая манера письма и у Рауля Мартинеса (1927—1995), художника и дизайнера, родоначальника кубинского поп-арта, внёсшего элементы художественной эстетики в искусство плаката, и в частности кино-плаката. Представитель гаванской школы, изучавший дизайн в Институте искусств Чикаго, он смело экспериментирует с акварелью, тушью, масляными и акриловыми красками.

«Удивительная вещь, — отмечает арт-директор галереи «На Чистых прудах», старший преподаватель факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова, искусствовед Анатолий Гостев, — когда графические, пластические и колористические значения в живописи практически равноценны, что бывает крайне редко. Это свидетельствует о графическом происхождении кубинской живописной школы ХХ века. Посмотрите: и у Сервандо Кабреры, и у Эктора Ката, и у Рене Портокарреро живопись очень графична».

Э.Ката (1947) — последователь самой известной и особенно почитаемой на острове кубинской художницы Амелии Пелаэс (1896—1968), автора самобытных натюрмортов и витражей в стиле модерн. Картины обоих порой так схожи, что их трудно отличить даже специалистам: яркие, насыщенные цветовые плоскости с чёрным контуром, внутри которых изображения тропических плодов и растений оплетены затейливыми арабесками. Кубинский модернизм представлен на выставке сразу тремя работами Ката, одна из которых чуть было не стала причиной настоящего искусствоведческого ребуса (холст «Рыба на подносе»).

Единственное произведение в экспозиции галереи, которое имеет самое непосредственное отношение к афро-кубинской культуре, — картина «Билонго» (колдовство, сглаз) Эвера Фонсеки Севиньо (1937), выполненная в смешанной технике на картоне. На фоне других она выделяется чёткостью фантазии рисунка и детальной прорисовкой атрибутики религиозного культа сантерии. Фонсека — один из наиболее плодовитых, оригинальных и востребованных на Кубе и за её пределами современных кубинских художников. Он работает в самой разнообразной технике, время от времени переключаясь на керамику и деревянную скульптуру. Лауреат национальных кубинских и европейских премий в области искусства и культуры, премий ЮНЕСКО, он участвовал в 400 крупных художественных выставках и провёл свыше двадцати персональных.

Совершенно иная палитра у полотна «Фрукты и жизнь» Мануэля Мариано Родригеса (1912—1990). Оно может показаться ещё более озорным, если вспомнить, что в молодости его автор расписывал фресками величественный Кафедральный собор в Гаване. Мариано Родригес — разноплановый художник, чьи работы, особенно ранние, отличаются эффектной игрой цвета и формы. При этом его «визитной карточкой» считаются задиристые жёлто-красные бойцовые петухи.

В известной мере на творчестве кубинских живописцев ХХ века сказалось влияние Пабло Пикассо и Анри Матисса, Марка Шагала и Казимира Малевича. По мнению художника-графика Омара Годинеса, автора представленной на выставке «Абстрактной композиции», выпускника «Сан-Алехандро» и Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, сильнейшее впечатление на кубинских художников когда-то производили работы М.Шагала: «Мы восхищались его фантазией, силой цвета, воображением и поэзией творчества. В совершенстве владевшие мастерством классического рисунка, многие из нас становились авторами новаторских произведений. Наше правительство всегда поддерживало индивидуальность, новую художественную форму и необычные решения пластических проблем. Поэтому современное искусство Кубы никогда и ничем не ограничивалось, как и любые формы самовыражения личности кубинских художников. Наоборот: нас поощряли, мы становились стипендиатами, выезжали на учёбу в другие страны».

В галерее выставлены сразу пять работ Рене Портокарреро. Если учесть, что во всей Москве ещё хранятся лишь две — в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, то увидеть эти все произведения — тоже большая удача. Впрочем, как и архитектурные сюжеты Серхио Ариеля, выполненные маслом на холсте в классической кубинской традиции: дворец маркиза Агуас Кларас, ставший последним строением, возведённым на Кафедральной площади в Старой Гаване в 1775 году, и монастырь Святого Франциска Ассизского, своды которого по сей день хранят секреты великолепной акустики. Интересны мозаики Антонио Бретона «Король» и «Королева», два Дон Кихота в красных и серо-синих тонах Кольядо, как и вся кубинская коллекция в целом. Она приятно удивляет открытостью эмоциональных решений и своей творческой смелостью, сближая россиян и кубинцев в нравственном взаимодействии.

 

Валентина Чигирь.

 

Выставка «Куба. ХХ век. Национальное искусство из собрания Посольства Республики Куба в РФ» проводится Посольством  Республики Куба в РФ, Комитетом по культуре Государственной думы Федерального собрания РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, галереей «На Чистых прудах»   по адресу: Чистопрудный бульвар, д.5/10 в помещении Делового центра ТПП РФ. Экспозиция открыта ежедневно с 10 до 19 часов. Вход свободный.

Выставка  будет открыта до 23 июня включительно.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: